Перейти к содержимому
Главная страница Музей в Колтушах станет «домом с привидениями»

Музей в Колтушах станет «домом с привидениями»

Мемориальная экспозиция, посвящённая академику Ивану Павлову, пополнится к грядущему лету биоморфными скульптурами и голографическими проекциями. Говорят, что великий учёный предстанет перед посетителями музея, «как живой».

Этот дом был построен специально для Павлова, но пожить в нём он не успел

Экспозиция расположена в здании так называемой Старой лаборатории, на втором этаже которой с 1933 и до своей кончины в 1936 году вместе с семьёй летом жил и работал первый российский лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов. Основным его местом жительства была квартира в знаменитом «Доме академиков» на Васильевском острове в Петербурге, где тоже сейчас располагается мемориальный музей.

В колтушском доме экспозиция трансформируется в формате art&science. Здесь будут устроены звуковые инсталляции, голографические проекции на основе исторической кинохроники, запечатлевшей академика в том числе и в этих мемориальных комнатах, на улице появятся биоморфные скульптуры.

Этот совместный проект петербургского Техно-Арт-Центра и Института физиологии РАН «Школа Павлова», получивший из Фонда президентских грантов 7,5 миллиона рублей, станет продолжением экспозиции «Новая антропология», созданной здесь осенью прошлого года благодаря экспериментальному сотрудничеству учёных и художников. Она посвящена различным аспектам нейрофизиологии, генетики, биофизики, когнитивистики и другим направлениям деятельности института.

Вот так выглядит фрагмент новой экспозиции. Тайна, покрытая мраком

Что из всего этого в результате получится – посмотрим. Неизвестно, как к этим экспериментам в мемориальном музее отнесутся его посетители, но самому Ивану Петровичу Павлову, похоже, всё это очень бы понравилось. Он сам всю свою долгую жизнь был неутомимым и страстным экспериментатором, а также и «дедушкой с характером».

Кстати

Черты академика вполне угадываются в профессоре Филиппе Филипповиче Преображенском из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». И дело здесь не в опытах над собаками. Судя по воспоминаниям, Павлов вполне мог посоветовать ученикам и сотрудникам «не читать перед обедом советских газет».

Всемирно известный учёный, получивший в 1904 году Нобелевскую премию «За труды по физиологии пищеварения, расширившие и изменившие понимание жизненно важных аспектов этого вопроса», превращённый в советское время в икону материалистического отношения к природе, всю жизнь был глубоко верующим человеком.

Кстати

Существует версия, что храм Входа Господня в Иерусалим, располагавшийся на Знаменской площади Петербурга-Петрограда-Ленинграда, власти закрыли только после смерти академика, поскольку он был прихожанином и даже одно время старостой этой церкви (впоследствии здание было снесено и сейчас на его месте находится вестибюль станции метро «Площадь Восстания»).

Так выглядел храм Входа Господня в Иерусалим на Знаменской площади

Несмотря на сложные отношения с советской властью, Павлов после революции 1917 года отказался от нескольких предложений из-за границы о переезде с обещанием создать ему все необходимые условия для работы.

24 января 1921 года Владимиром Ульяновым (Лениным) был подписан декрет Совета народных комиссаров «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников». Именно с этим документом обычно связывают появление исследовательского городка в Колтушах, хотя непосредственно речь там идёт о пайке, издании трудов, образовании комиссии, которая и должна создать академику эти самые благоприятные условия для работы.

Кстати

Строительство научного городка – посёлка Павлово – началось лишь в 1929-м, более-менее закончено, но далеко не полностью, в 1932-м.

Портрет Ивана Павлова кисти Михаила Нестерова (1935 год)

Среди гостей академика в Колтушах были, в частности, выдающийся датский физик Нильс Бор, английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, здесь же замечательный русский художник Михаил Нестеров создал два портрета Ивана Павлова. Первый – 1930 года – находится ныне в петербургском Русском музее, а более знаменитый – 1935 года – в московской Третьяковской галерее.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой: