23 и 24 февраля в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда артистами театра «Комик-Трест» будет показан спектакль «900 хлопьев снега». Это — ещё одно свидетельство того, что «самый ленинградский музей» переживает новый этап в своей судьбе.
Напомним, он был открыт чуть больше 75 лет назад — 27 января 1946 года. И юбилей — хороший повод, чтобы вспомнить драматическое прошлое, а также поговорить о завтрашнем дне этой во многом уникальной экспозиции.
По популярности уступал только Эрмитажу
Уже более четверти века вдали от Петербурга-Ленинграда, в израильском городе Хайфа, живёт один из первых экскурсоводов Музея обороны и блокады, заведующая отделом «Балтийский флот в обороне Ленинграда» Нина Исааковна Нонина. В 2019 году, когда Нине Исааковне исполнялось 100 лет, сотрудники музея отправили ей поздравительный адрес. В ответ получили телеграмму: «До глубины души тронута вашим вниманием. Вы сумели подарить мне счастливое чувство причастности к возрождению Музея обороны Ленинграда».
…Ещё не была снята блокада, когда в декабре 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление об организации экспозиции «Героическая оборона Ленинграда». Её открыли 30 апреля 1944 года, а спустя непродолжительное время преобразовали в музей республиканского значения. Его площадь составляла сорок тысяч квадратных метров, количество экспонатов — 37 654.
Примерно через год в ходе своего визита в Советский Союз экспозицию посетила супруга премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля — Клементина Черчилль, выразила восхищение подвигом ленинградцев.
В том же 1945 году на выставке побывал генерал и будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр, который оставил такой отзыв: «Музей обоpоны Ленингpaдa является нaиболее зaмечaтельной военной выстaвкой из всех виденных мною. Геpоическaя обоpонa гоpодa зaслуживaет увековечивaния в нaшей пaмяти в вещественном выpaжении — нaстоящий музей достойно осуществляет это».
Музей пользовался огромной популярностью в городе-герое. По имеющейся информации, в 1948 году в Ленинграде по посещаемости он уступал только Эрмитажу.
«Вскоре после открытия музея обороны наш класс повели на экскурсию в Соляной городок, — рассказывал автору его 90-летний дядя. — Впечатления были очень сильные. Особенно меня поразили висящий под куполом самолет и изуродованный взрывом снаряда трамвай».
Отметим, что главным художником музея был известный в стране специалист в этой области Николай Суетин. В 1937 и 1939 годах он оформлял павильоны Советского Союза на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. По словам специалистов, при создании экспозиции использовались новаторские приёмы, которые потом взяли на вооружение советские и зарубежные коллеги Суетина.
Жертва ленинградского дела
Увы, уже вскоре музей стал жертвой недоброй памяти «ленинградского дела». Не будем сейчас вдаваться в подробности тех событий. Скажем лишь, что в ходе «раскрутки» этого дела подверглись репрессиям многие из тех политических деятелей, которые руководили городом в годы блокады. В частности, были расстреляны на тот момент секретарь ЦК ВКП(б) Алексей Кузнецов и секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Пётр Попков.
Пострадал также один из создателей и первый директор Музея обороны Лев Раков: его приговорили к 25 годам заключения. Он отсидел пять лет, а потом был освобождён и реабилитирован.
Разгрому подвергся и сам музей
«Хотя экспозиция создавалась под жёстким партийным контролем, всё же не удалось скрыть неприятного для высшего руководства страны факта: СССР не был в должной степени готов к войне, — утверждает кандидат культурологии Сергей Курносов. — А потому считалось, что музей должен быть уничтожен».
Делалось это иезуитскими методами. В 1949 году, после посещения столичной комиссией, музей временно закрыли. Якобы для того, чтобы «улучшить» экспозицию. От сотрудников требовали показать в «должном объёме» роль Сталина в нашей победе. Однако, выполняя это указание, сотрудники музея очень старались сохранить экспонаты, искали новые документы, готовили выставки.
Но 31 августа 1951 года вышло постановление Совета министров СССP, в соответствии с которым все помещения Музея обороны передавались существовавшему тогда Военно-морскому министерству. Это означало закрытие. Экспонаты, фонды, библиотека были отправлены в Музей истории города и в Музей Октябрьской революции.
«В ходе переезда некоторые экспонаты бесследно исчезли, — говорит директор музея Елена Лезик. — Но мы должны быть благодарны нашим коллегам из уже далекого прошлого, которые всё же спасли многие ценные артефакты».
История музея прервалась почти на 40 лет. Во второй половине восьмидесятых годов, в период перестройки представители интеллигенции из числа блокадников, настойчиво требовали возродить музей. 24 апреля 1989 года Исполком Ленсовета принял решение о восстановлении Музея обороны и блокады Ленинграда. 8 сентября, в годовщину начала блокады, состоялось его открытие.
«Исполком тогда возглавлял Владимир Яковлевич Ходырев, который активно способствовал этому решению, — говорит Елена Лезик. — Владимир Яковлевич и сегодня желанный и почётный гость нашего музея».
Однако музею обороны выделили лишь помещение спортзала Ленинградской военно-моpской базы. Общая площадь составляла немногим более тысячи квадратных метров, экспозиционная всего —640.
Новодел неуместен?
Именно тогда, более тридцати лет назад, начался продолжающийся и поныне диалог, между музейщиками и городскими властями, с одной стороны, и чинами Министерства обороны — с другой, об освобождении остальных помещений. Но об этом чуть позже.
В какой-то момент стало казаться, что в диалоге скоро будет поставлена точка. В 2017 году городские власти приняли решение построить на Смольной набережной музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Был проведён двухэтапный международный конкурс, победителем которого стал проект петербургской архитектурной мастерской «Студия 44». Комплекс площадью почти 30 000 квадратных метров предполагалось построить на Смольной набережной. 8 сентября 2018 года с участием первых лиц города, тогдашнего губернатора Георгия Полтавченко и председателя Законодательного собрания Вячеслава Макарова, ещё и ныне исполняющего свои функции, прошла церемония установки закладного камня будущего музейно-выставочного комплекса.
А дальше происходит неожиданное: вскоре после того, как город отпраздновал 75-летие полного снятия блокады, было объявлено, что проект «замораживается».
Своё решение городские власти объясняли тем, что блокадники выступают именно за развитие и расширение музея в Соляном городке. Поскольку для них это — святое место.
«Это здание должно оставаться центральным Музеем блокады в нашем городе, — говорил исполняющий тогда обязанности губернатора Александр Беглов. — Современные технологии важны, но мы должны сохранить главное — дух музея. Новодел здесь неуместен».
«О том, что проект “заморожен”, стало известно после того, как фактически уже началось формирование будущей экспозиции, — говорит начальник отдела по связям с общественностью акционерного общества «Центр выставочных и музейных проектов» Екатерина Андрианова. — При этом специалистами была проделана большая предварительная работа, в частности, они тщательно изучили опыт зарубежных музеев, включая знаменитый Яд Вашем в Иерусалиме».
В скобках заметим, что только на поощрение участников конкурса из городского бюджета было израсходовано почти 16 миллионов рублей. Впрочем, кто прошлое помянет… Надо смотреть в будущее!
Взгляд в завтрашний день
«Существует дорожная карта передачи к 2025 году нашему музею тех помещений, которые сейчас занимают военные, — говорит Елена Лезик. — Мы же интенсивно работаем над будущей экспозицией. Очень хочется, чтобы все процессы шли быстрее: ведь блокадников, увы, остаётся все меньше».
Между тем, по неофициальной информации, Министерство обороны не спешит расставаться со своими площадями. Военные ссылаются на то, что в этих помещениях ведутся важные для укрепления обороноспособности страны исследования, что здесь установлено высокотехнологичное оборудование, для перебазирования которого потребуется много времени и средств.
«Ситуация, действительно, сложная и запутанная, — соглашается директор музея. — Подразделения Министерства обороны работают в Соляном городке на протяжении почти семидесяти лет. К слову, сегодня среди них есть и акционерные общества. За эти годы военные приспособили помещения под свои нужды, изменив некоторые до неузнаваемости. Очевидно, передача их музею — непростое дело. Но могу засвидетельствовать: представители Министерства обороны занимают сейчас конструктивную позицию».
Следует сказать о том, что город уже выкупил у одной из военных структур и в начале прошлого года передал музею 300 квадратных метров площади. Теперь здесь работают сотрудники музея, в том числе и директор, а освободившиеся кабинеты используются для проведения интересных и разнообразных выставок.
Напомним, что летом 2018 году года музей в Соляном переулке закрылся на ремонт, в ходе которого произведена и полная реконструкция экспозиции. На эти цели решением главы российского государства Владимира Путина было выделено 150 миллионов рублей. За очень короткий промежуток времени — 9, 5 месяцев — отремонтировали инженерные сети, укрепили фундамент здания, а также закупили необходимое мультимедийное оборудование.
8 сентября 2019 года была открыта обновленная экспозиция, которая, по словам Елены Лезик, показывает «историю преодоления, историю подвига».
На входе в зал музея — портреты военачальников, а сам он разделён на три части под условными названиями «Фронт», «Город», «Дорога жизни». Широко используется мультимедийная техника, чего прежде никогда не было в этом музее.
По каким же направлениям Музей обороны и блокады будет развиваться в самое ближайшее время? Одно из них — развитие сети филиалов. Сегодня музею уже переданы два объекта. Первый из них — павильон в Московском парке Победы, где когда-то находился кинотеатр «Глобус». В годы войны вблизи был тот самый кирпично-пемзовый завод № 1, печи которого весной 1942 года заработали как крематорий.
«Мы собираемся открыть в этом павильоне экспозицию, посвящённую Ленинграду 1942 года, — говорит директор музея. —Речь пойдёт не только о кирпичном заводе. Экспозиция расскажет, как город восстанавливался после первой, самой страшной, блокадной зимы, как ленинградцы где только можно засеивали огороды, как готовились к следующей зиме. К сожалению, павильон достался нам не в лучшем состоянии, поскольку последним арендатором был один из ресторанов».
Второй объект находится на Аптекарском острове. Это — запасной командный пункт командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Филипповича Трибуца. «Сооружённый в блокадном Ленинграде бункер уникален ещё и тем, что мог выдержать прямое попадание тысячекилограммовой бомбы», — поясняет Елена Лезик. — Экспозиция будет посвящена и самому бункеру, и Балтийскому флоту в годы Великой Отечественной войны».
Другое направление — открытие представительств музея. Причём как в тех российских городах и ныне независимых государствах — Киргизия, Казахстан, Узбекистан, куда были эвакуированы ленинградцы, так и в странах дальнего зарубежья.
И особенно много представительств появится на территории Ленинградской, Псковской и Новгородской областей, где проходили кровопролитные бои за Ленинград.
«Наша задача — в ближайшие годы создать музей, который будет глубоко и проникновенно рассказывать о блокаде и не только о ней, — говорит руководитель музея. — Также и о страшных событиях, происходивших на невской земле в 1941-1944 годах. Ведь блокада — важнейшая, но не единственная составляющая тех событий.
Кстати
По итогам 2019 года директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик стала лауреатом премии имени Т.А. Кибальчич Министерства культуры Российской Федерации как «Лучший музейный менеджер года».
Давид Генкин
Редакция благодарит Дмитрия Трунова за фотографии