Мусорная реформа в Ленобласти: бессмысленная и беспощадная

«Мусорная реформа» вошла в наш регион компанией АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области». Вошла региональным оператором, у которого нет собственного парка, – как и прежде, весь мусор вывозят всё те же перевозчики, что и до реформы. Региональным оператором, у которого в собственности меньше половины полигонов для складирования ТКО, и те удалённые. Региональным оператором, у которого, по сути, даже собственного штата работников практически нет – на телефоне «горячей линии» в начале года было всего три оператора на всю огромную Ленобласть. Сейчас, может, на одного или двух больше… Среднесписочная численность – всего 71 сотрудник.

«Мусорная реформа» вошла в наш регион компанией АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области»

Реформировали область этапами. Первым удар принял на себя Приозерский район, затем Выборгский и Лужский. Информации о том, как новая система обращения с отходами показала себя там, почти не найти. Поэтому просто небольшая зарисовка.

У свекрови дача в одном из небольших садоводств Лужского района. За всё время вступления регионального оператора в свои операторские полномочия машина к ним приехала всего один раз – завязла на грунтовой дороге, водитель заявил, что больше он сюда ни ногой. Ну и собственно, слово своё сдержал – дачники вынуждены по старинке вывозить мусор на себе. Плату за услугу по обращению с твёрдыми отходами, разумеется, никто не отменял…

Тариф для населения Ленобласти складывается из тарифа самого регионального оператора и норматива накопления отходов

1 октября день Х настал и для нашего Всеволожского района. Диспетчерские службы компаний-подрядчиков, вывозящих ТКО, перестали принимать заявки, как это было ранее по отработанной годами схеме. Пришли неизвестность, бюрократия и беспорядок.

Буквально за несколько дней до этого нашему ТСЖ был торжественно вручён договор. Помимо всего законодательного бардака, который кусками был вставлен в текст договора, бросилась в глаза периодичность вывоза мусора – согласно СанПиН 42-128-4690-88, подразумевающим вывоз мусора раз в три дня при температуре -5° и ниже и ежедневный вывоз при температуре выше +5°.

Разумеется, суровая действительность была несколько иной… После того, как на нашей контейнерной площадке неделю простоял бак, обросший со всех сторон мусорными пакетами, мы стали звонить на «горячую линию». Скажу сразу – дозвониться до оператора, коих, как уже было сказано, по пальцам перечесть, – задача по силам только тем, у кого хватает терпения занимать очередь за несколько часов до открытия записи ко врачу. Всем остальным бодрый мужской автоинформатор предлагает направить претензии по электронной почте.

Хорошо, допустим, что я английский более или менее знаю, поэтому разобрать, что предлагают писать на [email protected], пока в состоянии. А что делать бабе Клаве из домика в садоводстве, у которой мало того, что электронной почты отродясь не было, так ещё и нужно как-то понять, куда мужчина просит тебя письмишко слать? Всё так же жечь отходы у себя на участке, но теперь попутно ещё и денежку региональному оператору ежемесячно отстегивать?

Ленинградская область на седьмом месте среди всех регионов страны по величине тарифа регионального оператора

В общем, ни о каком ежедневном вывозе мусора речи не идёт, разумеется. Контейнерные площадки в Мурино и Новом Девяткино в плачевном состоянии. Отсутствие своевременного вывоза мусора усугубляется тем, что в баки стали подбрасывать отходы разные мелкие фирмы и ИП, которые не хотят заключать договор с региональным оператором (так называемые «неучтённые отходы»). И если раньше вывоз мусора воспринимался как обыденность, то теперь пустые контейнеры – это прям праздник души какой-то.

При всём при этом какого-то качественного сдвига в сфере обращения с ТКО пока не наблюдается. Где-то мелькнула информация, что без переработки мощности полигонов хватит на два года. Перспектива самой переработки туманна. И это ещё в Санкт-Петербурге реформу отложили. Однако нельзя не учитывать, что рано или поздно и город повезёт свои отходы на областные полигоны. И что тогда, утонем в море собственного мусора?

Ну и не могу не затронуть ещё один аспект реформы – финансовый. На сегодняшний день Ленинградская область на седьмом месте среди всех регионов по величине тарифа регионального оператора. В соседних регионах услуга по вывозу ТКО обходится в два раза дешевле. На мой вопрос «а чего так много-то?» последовал незатейливый ответ, мол, за контроль на всех этапах обращения.

Всё хорошо, всё правильно, только в других регионах тоже вроде как контроль на всех этапах обращения с мусором должен быть. Пришлось вопрос задать повторно, пусть теперь ФАС ответит, может, хоть что-то более интересное узнаю. Всё же хочется понять, почему тариф регионального оператора составляет 1066 руб./куб.м. (с НДС), в то время как перевозчикам за транспортировку ТКО региональный оператор платит порядка 400 руб./куб.м.

Идём далее. Тариф для населения, в свою очередь, складывается из тарифа самого регионального оператора и норматива накопления отходов. Регионам дано право самим устанавливать, к чему привязывать норматив – к квадратным метрам площади или к количеству проживающих. В то время как большинство регионов выбрало «подушевой» расчёт, Ленинградская область остановилась на расчёте по площади. Но и в этом нормативном показателе мы тоже оказались в числе лидеров. То ли у нас народ так активно мусор накапливает, то ли чиновники так бодро его посчитали. Но факт в том, что если раньше, до внедрения «мусорной реформы», наше ТСЖ платило за вывоз мусора в месяц около 45 тысяч рублей, то теперь плата составляет свыше ста тысяч!

Получение сверхприбыли новой «мусорной надстройкой» очевидно. Пойдёт ли она когда-нибудь на строительство мусороперерабатывающих заводов? Как говорится, поживём – увидим. Но оптимизма почему-то не ощущается. Ну не умеют у нас работать на перспективу, хочется урвать побыстрее и побольше.

И ещё небольшой штрих в заключение. По данным СПАРК-Интерфакс АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» зарегистрирована в 2008 году и на 100 процентов принадлежало Леноблкомимуществу. Но позднее у правительства Ленобласти осталось 25 процентов плюс одна акция, остальное – у структур, связанных с «Банком Санкт-Петербург». Чьи интересы преследовались при проведении конкурса по отбору регионального оператора и при установлении одного из самых высоких в России тарифов, остаётся только догадываться.

Всё же на словах для народа делается. Но уж как-то совсем бессмысленно и беспощадно.

Наталья МАЦКЕВИЧ (Новое Девяткино)

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий