Объявлен конкурс на разработку проектной документации по капитальному ремонту Невского путепровода, соединяющего проспект Славы и Ивановскую улицу. Но строители придут на объект, судя по всему, ещё очень не скоро.
Заказчиком выступает Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Мостотрест». Начальная (максимальная) цена контракта — 38 миллионов 925 тысяч 303 рубля 47 копеек. Заявки принимаются до 21 февраля.
Финансирование осуществляется из внебюджетных средств и по целевой статье «Субсидия Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Мостотрест» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» из бюджета Северной столицы.
Судя по тому, что финансирование проектных работ расписано на три года, вся необходимая для начала капремонта Невского путепровода документация должна быть готова к концу 2024-го (2022-й — 1 444 330, 2023-й — 11 478 000, 2024-й — 26 002 973,47 рубля).
Кстати
Объявлению конкурса предшествовала переписка различных ведомств городской администрации Петербурга и РЖД, начавшаяся ещё осенью 2019 года. Первым делом определились, что земельный участок виадука «расположен вне зон охраны объектов культурного наследия», сам мост таковым тоже не является.
Желающие подробно ознакомиться с условиями конкурса могут сделать это по ссылке, а мы остановимся лишь на нескольких моментах, связанных с Невским путепроводом и его капитальным ремонтом, которые представляются важными с точки зрения транспортной инфраструктуры Петербурга и удобства/неудобства этих грядущих работ для горожан, и прежде всего — жителей Фрунзенского и Невского районов — именно их (районы) виадук и соединяет.
Прежде всего, отметим, что речь идёт именно о капитальном ремонте построенного полвека назад моста. То есть никакая его перестройка или трансформация с увеличением количества полос движения не планируется. Хотя плотные пробки на этом виадуке очень хорошо известны автомобилистам. Скорее, наоборот, с учётом устройства барьерного ограждения, отделяющего тротуары, ширина проезжей части хоть и не очень значительно, но уменьшится (сейчас здесь пять полос движения: три в сторону проспекта Славы и две к Ивановской улице).
Таким образом, пропускная способность моста, построенного 50 лет назад явно «на вырост», учитывая тогдашний уровень автомобилизации Ленинграда, останется после ремонта прежней при многократно возросшей транспортной нагрузке. И эту ситуацию вряд ли кардинально улучшит постройка нового, более широкого, чем прежний, путепровода в створе улиц Белы Куна и Цимбалина.
Напомним, что в конце января на совещании в Смольном чиновники одобрили проект планировки и межевания территорий для реконструкции Цимбалинского путепровода. Говорится о реконструкции виадука до четырёх полос (две — в одну сторону и две — в другую, сейчас — по одной полосе, при этом мост уже несколько лет «работает» только в одном направлении с запретом движения грузовых автомобилей и переводом отсюда всех маршрутов общественного транспорта).
Завершить строительство нового Цимбалинского путепровода, длина которого составит 2,2 километра, а речь идёт именно о сооружении нового виадука и демонтаже старого, планируется в 2025 году. Именно после ввода его в эксплуатацию и предполагается начать капитальный ремонт Невского виадука. Впрочем, соблюдение этих сроков вызывает большие сомнения.
Кстати
Ремонтировать Невский виадук предполагается, не перекрывая полностью движение по нему автомобилей. Гигантские пробки обеспечены. Переключение здешних потоков транспорта на Цимбалинский мост, путепровод Александровской фермы и Кольцевую автодорогу, очевидно, ситуацию не исправит.
При этом городской комитет по транспорту в своём ответе на запрос «Мостотреста» по поводу подготовки проекта капремонта Невского виадука ещё в декабре 2019 года сообщил:
«В настоящее время по путепроводу проходят трассы автобусных маршрутов №№ 11, 12, 31, 56, 95, 114, 116, 140, К-11, К-12, К-29, К-31, К-49, К-56, К-114, К-116, К-170, К-253, К-339, К-388, К-401, троллейбусного маршрута № 27. При выполнении проектно-изыскательских работ необходимо учесть сохранение движения пассажирского транспорта на период производства работ с поэтапным переустройством контактной сети троллейбуса».
То есть даже только общественный транспорт, связующий Фрунзенский и Невский районы, как-то рассредоточить по другим «переправам» практически невозможно.
Ещё один блок проблем, имеющихся в связи с капитальным ремонтом Невского виадука, связан с «железнодорожным» характером этого путепровода и планами РЖД. Во-первых, давно назревший перенос за пределы городской черты станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, над которой и возведён этот мост, пока даже не обсуждается. Во-вторых, «из пепла» возродилась идея строительства Высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва, в связи с чем предполагается прокладка от Навалочной вдоль существующего хода с южной стороны ещё двух.
То есть нынешняя станция Фарфоровская будет фактически уничтожена, но дальше на перегоне до Сортировочной, судя по всему, всё равно придётся учитывать построенные поблизости многоэтажные жилые дома и пролёты Невского виадука.
В письме из управления Октябрьской железной дороги по поводу проектирования капремонта Невского виадука от 31 января 2020 года (56 пунктов) упоминания ВСМ нет, хотя ещё в апреле 2019-го Владимир Путин поддержал предложение врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и гендиректора ОАО РЖД Олега Белозёрова о возобновлении проектирования ВСМ. Впрочем, более-менее внятный план строительства был согласован только в начале августа 2021-го.
Железнодорожники, естественно, заинтересованы в том, чтобы капремонт путепровода не нанёс ущерб их энергетическим и иным инфраструктурным коммуникациям, «завязанным» на виадук, а также не потребовал слишком длительных периодов приостановки движения составов из-за работ на мосту. Сформулированы и другие озабоченности:
«Предусмотреть обеспечение стока воды с проезжей части путепровода за пределы железнодорожного полотна и исключение сброса ливневых стоков с путепровода на устройства и в водоотводные сооружения железной дороги. Для исключения попадания на путь автотранспорта при ДТП и посторонних предметов предусмотреть установку силового отбойного ограждения не менее 75 сантиметров по всей длине путепровода и сплошного защитного ограждения (высотой не менее 2 метров)».
Короче говоря, предполагается неспешно исследовать объект и разработать проект «по программе-минимум» — капитальный ремонт Невскому виадуку однозначно необходим. Возникнут ли в предстоящие годы «вводные» по мосту (расширение, какая-то трансформация в связи с ВСМ), пока не ясно. Поживём-увидим. Подготовленная по заказу «Мостотреста» документация при всех «поворотах судьбы» путепровода над Сортировкой несомненно пригодится.
Для справки:
Проект Невского путепровода в начале 70-х годов ХХ века создан институтом Ленгипротранс (строительство осуществлялось в 1971-1974 годах). Под руководством Г.М. Евдокимова разработку осуществили Б.И. Тампель, А.И. Лаврентьев, М.П. Каньшина, Н.Н. Муруз и Л.И. Самсонова. К сожалению, на официальном сайте нынешнего АО «Ленгипротранс» не указаны даже имена и отчества этих людей, не говоря уже об их кратких биографических данных.
Мост общей длиной 1,2 километра состоит из трёх частей: эстакады (954 метра), проходящей над железнодорожными путями, и двух съездов (со стороны проспекта Славы и со стороны Ивановской улицы), под которыми были спроектированы гаражи.
Путепровод был построен как часть объездной дуговой магистрали, протянувшейся от Мурманского шоссе по Народной улице, Володарскому мосту через Неву, Ивановской улице, проспекту Славы, улице Типанова, Московскую площадь и далее по Ленинскому проспекту.
Виадук пересекает более 60 железнодорожных путей станции Сортировочная. При строительстве опор моста шесть рельсовых ходов были перемещены. При этом путепровод был соединён с пассажирскими платформами консольными железобетонными и винтовыми лестницами, которые уже много лет недоступны и, скорее всего, в процессе капитального ремонта моста будут демонтированы.
С обеих сторон на въездах виадука установлены декоративные пилоны, которые украшены барельефами, посвящёнными Обуховской обороне 1901 года и прорыву блокады Ленинграда 1943 года. Первое событие связано с территорией, где теперь проходит Ивановская улица, а событие Великой Отечественной войны «продолжает тематику проспекта Славы».
Барельефы выполнил скульптор Леонид Михайлёнок, заслуженный художник РСФСР и лауреат Государственной премии СССР. Им также созданы барельефы на здании Финляндского вокзала, очень интересный памятник лётчикам у платформы Лемболово, мемориал «Пулковский рубеж» и композиция «В. И. Ленин с товарищами по сибирской ссылке и революционной борьбе», установленная в Красноярске.
На момент открытия в 1974 году Невский виадук был самым длинным путепроводом подобного типа в СССР.
Игорь Теплов
Использованы фотографии с сайтов Ленгипротранса и «Купчино. Исторический район»