Морские гавани Ленобласти работают только «навынос»

Port_SPb_2

В крупнейших портах 47-го региона России реализуется семь инвестиционных проектов с вложениями в 383 миллиардов рублей, но все они ориентированы исключительно на вывоз из страны сырьевых ресурсов. Из-за коронакризиса спрос на такой экспорт резко сократился.

Всё на продажу

Большой порт Санкт-Петербург по итогам прошлого года зафиксировал грузооборот всего около 60 миллионов тонн

На днях на конференции «Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург» прозвучала информация, что в Ленинградской области сложились две активно развивающиеся и крупнейшие портовые зоны – Усть-Лужская (Кингисеппский район) и Выборгская (Приморск, Высоцк и собственно Выборг). Грузооборот этих четырёх морских портов составил в прошлом году 185,5 миллиона тонн грузов с годовым приростом в 7,3%, то есть 22% общего грузооборота морских портов России.

Самый большой рост перевалки по итогам 2019-го порт Приморска – на 14,1% (более 61 миллиона тонн грузов), наибольший грузооборот показал порт Усть-Луга (вырос на 5,2%, составив 103,8 миллиона тонн), в Высоцке рост перевалки составил 3,3% (обработано 19,4 миллиона тонн грузов).

При этом прорабатываются возможности создания особой экономической зоны в Приморске и территории опережающего социально-экономического развития близ Кингисеппа для размещения здесь, в частности, производства сжиженного газа и серной кислоты. Излишне говорить, что их продукция ориентирована, прежде всего, на экспорт.

Отметим, что через порты Ленобласти за границу вывозится уголь, нефть и некоторые её производные, зерно, минеральные удобрения, сера, древесина, металлопрокат и др. «Улицей с двусторонним движением» является, пожалуй, только контейнерный терминал в Усть-Луге.

Роттердам нервно курит в углу?

Усть-Луга стала крупнейшим по грузообороту портом Северо-Запада России

В начале 2000-х, когда порт в Усть-Луге только начал функционировать с открытия угольного терминала и включения в комплекс уже существовавшего пункта отгрузки древесины, было много пропагандистских разговоров, что вот, мол, ещё чуть-чуть и эта гавань «заткнёт за пояс» голландский Роттердам. Этот крупнейший в Европе порт в прошлом году осуществил грузооборот в 643 миллиона тонн. Усть-Луга в 2019-м показала результат в 104 миллиона тонн, уступив, например, Новороссийску (142,5 миллиона тонн).

Тем не менее, Усть-Луга стала крупнейшим по грузообороту портом Северо-Запада России, обогнав Большой порт Санкт-Петербург, который по итогам прошлого года зафиксировал грузооборот около 60 миллионов тонн.

На сегодняРасположенный в устье реки Луги порт занимает территорию в 1182 гектара с акваторией в 68 квадратных километров. Здесь насчитывается 38 причалов общей длиной, превышающей семь километров. Пропускная способность грузовых терминалов составляет 121 миллион тонн в год. У причалов могут швартоваться суда длиной в 320 метров с осадкой до 15 метров.

Большие глубины акватории (17,5 метра) и подходный канал длиной лишь в 3,2 морские мили позволяют порту принимать суда дедвейтом до 160 тысяч тонн – единственному из российских гаваней на Балтийском море. Второй подходный канал обеспечивает круговое движение судов на акватории порта, который эксплуатируется круглый год с периодом ледокольной проводки, составляющем всего 40 дней.

В порту расположены разнопрофильные терминалы 16 компаний, сейчас строится «Ультрамар» по перевалке удобрений и железорудного сырья общей мощностью около 12 миллионов тонн в год с возможностью дальнейшего расширения до 25 миллионов тонн. «Еврохим» намерен в 2022-м ввести терминал на шесть миллионов тонн, а «Новотранс» строит комплекс Lugaport для перевалки 24,3 миллиона тонн навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов.

Грузооборот порта Усть-Луга за январь-ноябрь 2020 года составил 93,4 миллиона тонн, что на 2% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. В 2019-м грузооборот порта вырос на 5%.

Уголёк из Выборга на исходе

Гавань в Выборге специализируется на перевалке, прежде всего, навалочных грузов – это уголь, кокс, минеральные удобрения, металлический прокат и лом, целлюлоза

Старейший на Северо-Западе России порт – Выборгский – переживает сложные времена. Гавань специализируется на перевалке, прежде всего, навалочных грузов – это уголь, кокс, минеральные удобрения, металлический прокат и лом, целлюлоза. Грузооборот за январь-ноябрь 2020-го составил 609,7 тысячи тонн, что на 46% меньше, чем за тот же период прошлого года. При этом в 2019-м грузооборот порта снизился на 37%, то есть до 1,21 миллиона тонн.

Перевалка навалочных грузов, прежде всего, угля и кокса продолжает снижаться, а наливных химических продуктов растёт. В связи с этим оператор гавани «Порт Логистик» уже заявил, что планирует уходить от большого процента угля в обороте, замещая его другими грузами.

В середине августа в порту завершён первый этап реализации этого плана. Партнёры по проекту – ООО «Терминал» и ООО «Порт Логистик» – объявили, что готовы принимать неопасные наливные грузы для последующей отправки морскими судами через один из причалов. О первых результатах этой переориентации выборгского порта можно будет судить примерно через год.

Исторически порт в Выборге делился на Внутренний и Внешний (Высоцк). Первый, в свою очередь, делился на Северный и Южный, который сейчас и функционирует. Его начали строить в середине XIX века и расширяли вплоть до конца 1930-х годов.

Порт расположен «в вершине» Выборгского залива в северо-восточной части Финского залива. Навигация здесь осуществляется круглый год, ледоколы в акватории работают с декабря по апрель. Гавань доступна для судов с максимальной длиной 135 метров и осадкой до 6,5 метра. Общая площадь – 16,1 гектара, в том числе открытые складские площади – 36,5 тысячи м2, а крытые – 5,1 тысячи «квадратов». В порту имеется 13 причалов.

Сияющие вершины пока что скрылись в тумане

Угольный терминал в Высоцке обрабатывает суда с максимальной длинной в 230 метров и осадкой до 11,9 метра

Порт Высоцк также расположен в Выборгском заливе и включает в себя угольный, нефтеналивной, удалённый терминалы, распределительно-перевалочный комплекс нефтепродуктов и терминал по производству и перегрузке сжиженного природного газа.  Особенностью является то обстоятельство, что эти объекты не имеют общих границ и на суше, и в акватории.

Грузооборот здесь за 11 месяцев нынешнего года снизился к тому же периоду 2019-го на 7%, составив 16,7 миллиона тонн. В отличие порта Выборга, здесь наоборот растёт отгрузка угля (на 4%), но падают объёмы наливных продуктов (на 12%). При этом рост на 39% показала перевалка сжиженного природного газа (462 тысячи тонн).

По итогам 2019-го грузооборот порта Высоцк вырос на 3% и составил 19,4 миллиона тонн.

Угольный терминал обрабатывает суда с максимальной длинной в 230 метров и осадкой до 11,9 метра. Длина причальной стенки составляет 783 метра, всего причалов насчитывается четыре.

Терминал «Лукойла» занимается перевалкой нефтепродуктов (мощность — 12 миллионов тонн в год). Здесь расположено три причала, самый крупный из которых может принимать суда длиной в 260 метров и осадкой до 13,2 метра.

Терминал по производству и перегрузке сжиженного природного газа ООО «Криогаз-Высоцк» обрабатывает суда длиной до 185 метров и осадкой до 8,32 метра на двух причалах. Здесь предполагается расширение производства и отгрузки до 1,3 миллиона тонн СПГ в год.

Кроме того, на мысе Путевой завершено строительство удалённого терминала, которому предстоит обрабатывать суда, гружёные древесиной и продукцией ОАО «Выборгская целлюлоза».

Планы развития порта Высоцк предполагают строительство железнодорожным оператором ГК «Технотранс» за 13 миллиардов рублей специализированного зернового терминала на четыре миллиона тонн в год с производством пшеничного глютена, нативного крахмала, глюкозно-фруктозного сиропа и кормовых добавок в объёме 200 тысяч тонн в год. Комплекс предполагалось ввести в строй в 2022-2023 годах. А к 2024 году ООО «Газ-Синтез» планировало запустить терминал по производству метанола мощностью 1,7 миллиона тонн в год. Инвестиции в проект предполагались в объёме 88 миллиардов рублей.

К 2023 году может появиться и сухогрузный перевалочный комплекс, инвестором которого выступает ООО «СПК Высоцк», готовое вложить в проект 25 миллиардов рублей. Первый этап проекта предполагал запуск линии погрузки мощностью до семь миллионов тонн в год уже в 2021-м.

Впрочем, сложные экономические итоги коронавирусного 2020 года, вероятно, внесут коррективы в осуществление этих проектов. Во всяком случае, плановые сроки их ввода в эксплуатацию, скорее всего, выполнены не будут.

Народ против приморской гигантомании

Сегодня общая площадь порта Приморск составляет 252 гектара, акватории – 32 квадратных километра

Планы развития других портов, расположенных в Ленинградской области, пожалуй, бледнеют на фоне заявленных к осуществлению проектов в Приморске, расположенном тоже в Выборгском районе 47-го региона России в восьми километрах от одноимённого города на северо-восточном побережье пролива Бъеркезунд Финского залива Балтийского моря.

Здесь намечено строительство универсально-перегрузочного комплекса, который сможет переваливать до 70 миллионов тонн груза (20 миллионов тонн угля, 3 миллиона контейнеров, 5 миллионов тонн минеральных удобрений, 5 миллионов тонн сельскохозяйственной техники и 1,2 миллиона тонн генеральных грузов). Ввод его в эксплуатацию планировался на 2022 год. Инвестиции в проект ООО «Приморский УПК» Ильи Трабера и Рамиса Дебердеева оцениваются в 170 миллиардов рублей.

Но это строительство вызывает негативную реакцию местных жителей, которые уже второй год всеми возможными способами протестуют, в частности, против вырубки лесов. Счёт идёт на сотни гектаров уничтоженных зелёных насаждений. Впрочем, остановить проект уже вряд ли получится.

На сегодня общая площадь порта Приморск составляет 252 гектара, акватории – 32 квадратных километра. В него ведут два подходных фарватера, один из которых – с двусторонним движением, второй – с односторонним. В гавани расположены два терминала для перевалки сырой нефти и дизельного топлива, а также перегрузочный комплекс,  предназначенный для перевалки генеральных грузов. Действуют 13 причалов.

Порт открыт для навигации круглый год (ледоколы работают в его акватории с декабря по апрель), здесь принимаются под погрузку танкеры с двойным корпусом. Для обеспечения непрерывного процесса перевалки нефти на экспорт в порту имеются две базы, одна из которых специализируется на сыром «чёрном золоте», а вторая – на светлых нефтепродуктах.

Грузооборот порта за 11 месяцев нынешнего года снизился на 19% к аналогичному периоду 2019-го и составил 45 миллионов тонн. Перевалка светлых нефтепродуктов растёт (на 19% до 14,6 миллиона тонн), а сырой нефти падает (снизился на 30% до 31 миллиона тонн). По итогам 2019-го грузооборот порта Приморск составил 61 миллион тонн, что на 14% превысило показатель 2018 года.

В общем, спрос на российские сырьевые поставки в нынешний пандемический год существенно снизился, о чём и свидетельствует падение грузооборота расположенных в Ленинградской области морских портов. Восстановится ли он, когда ковид отступит? Поживём – увидим. Другое дело, что гнать на экспорт только не переработанные природные ресурсы в любом случае становится всё менее выгодно.

Игорь Теплов

Вам будет интересно