Модерн на Мытнинской: «Лови мгновенье!»

Stan11

Доходный дом Павла Станового на углу Мытнинской и 8-й Советской улиц включён в реестр памятников культурного наследия. Регионального значения. Среди тайн этого здания — латинские изречения на фасаде.

Фасад со стороны 8-й Рождественской (Советской) улицы

В качестве объекта культурного наследия регионального значения в единый государственный реестр включён «Дом П.М. Станового» (8-я Советская улица, №48а). Соответствующее распоряжение обнародовал на днях петербургский КГИОП (комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры). В перечне вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, дом фигурировал с 2001 года.

Земельный участок, на котором находится дом, оставался незастроенным вплоть до 1870-х. Прежде здесь располагались огороды Смольного монастыря, а позднее — и вообще пустырь.

Затем здесь обосновалась «государственная крестьянка» Авдотья Егоровна Кудрявцева, хозяйство которой на этом участке состояло из двухэтажного на подвале деревянного дома, конюшен на 30 стойл, восьми деревянных сараев, ледника, прачечной и помойной ямы. В 1878-1879 годах непосредственно на углу Мытнинской и 8-й Рождественской улиц строится ещё один деревянный одноэтажный дом «со службами». Примерно в таком виде и состоянии участок «продержался» до начала ХХ века.

План первого этажа дома Станового

«Скучные улицы, расположенные под прямыми углами, были одной из беднейших частей города, теперь быстро застраиваются каменными громадами. Кое-где сохранились деревянные домики… Церковь Рождества 1781-1798 гг., расплывшееся здание с небольшими куполами и двумя колокольнями», — описывал этот район — Пески — на рубеже XIX-XX веков знаменитый историк Петербурга Владимир Курбатов.

Интересно, что «обособленность» Песков от находящегося поблизости Невского проспекта (участок от Знаменской площади до Александро-Невской лавры) была, так сказать, преодолена только в 1903 году, когда Суворовский проспект соединили с главной улицей Петербурга «кривым» проездом между 2-й Рождественской и Невским (по границам земельного участка, а не по красной линии). Тогда же этот тихий район стал активно застраиваться каменными доходными домами внушительных размеров.

Кто же эти бородатые личности?

В начале 1910-х участок на пересечении Мытнинской и 8-й Рождественской улиц приобрёл потомственный почётный гражданин, гласный (депутат) петербургской Городской думы Павел Михайлович Становой. Информации, кроме перечисленной, об этом персонаже в широко доступных источниках практически нет. Судя по всему, ничем особенным он перед Отечеством не отличился.

Встречается утверждение, что Становой — выходец из новгородских крестьян. Может быть, он старожил Песков, где в XVIII веке располагались слободы ремесленников, выписанных в столицу Российской империи из Великого Новгорода для строительных работ в Александро-Невской лавре. Но это вряд ли.

Скорее наш «герой» имел отношение к пристаням Калашниковской набережной, через которые в Петербург осуществлялись поставки зерна, рыбы и леса (включая дрова). Плюс соседство с Мытным двором. «Родина на Неве» уже рассказывала об этом «логистическом центре» оптовой и розничной торговли в связи с историей Борисоглебского храма. Грузы поступали к здешним пристаням по Мариинской водной системе (впоследствии реконструированной в Волго-Балт) из средней полосы России через Рыбинск.

Кстати

Становой построил в этом районе ещё один свой доходный дом — на углу всё той же Мытнинской и Старорусской улиц (возле Овсянниковского сада и Мытного двора). В общем, очень похоже, что основной бизнес этого владельца недвижимости (или его родственников, после смерти которых он получил большое наследство?) был связан с поставками грузов через Калашниковскую набережную.

В мае 1911 года Технический отдел Санкт‑Петербургской городской управы одобрил строительство на углу Мытнинской и 8-й Рождественской улиц шестиэтажного каменного дома с мансардой по проекту, разработанному по заказу Станового архитектором Михаилом Еремеевым.

Так уж получилось, что с этим персонажем мы тоже уже встречались в публикациях «Родины на Неве». Рассказ был посвящён доходным домам, которые этот зодчий построил на Васильевском острове якобы «для жены». Там архитектор поработал в стилистике краснокирпичной готики, а на Мытнинской «случился» модерн.

Каскад «модерновых» балконов

Михаил Фёдорович Еремеев (1864-1914) окончил Императорскую Академию художеств в 1891 году, член Петербургского общества архитекторов с 1894-го. Проектировал здания в стилистике поздней эклектики и модерна. Служил в канцелярии Ведомства учреждений императрицы Марии (с 1892-го), являлся заведующим Техническим отделом Городской управы (1898-1900), избирался гласным петербургской Городской думы.

В столице Российской империи построил более трёх десятков зданий. Отметим среди них часовню церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на углу Малого проспекта и 8-й линии Васильевского острова, доходные дома на Мытнинской улице и 15-й линии В.О. (модерн), здание с башенками напротив Цирка Чинизелли между набережной Фонтанки и Караванной улицы (эклектика, надстройка дома, сооружённого по проекту Леонтия Бенуа).

Кстати

Сын зодчего (судя по всему, от первого брака) Михаил Михайлович Еремеев (1891-1964) в 1918-м из голодного Петрограда перебрался на родину жены в Покровск (ныне город Энгельс Саратовской области). Работал в сфере юстиции, закончив карьеру в конце 1950-х помощником прокурора, принимал участие в составлении конституции АССР Немцев Поволжья, которая просуществовала в составе РСФСР до августа 1941 года. В Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева он передал ряд работ выдающихся русских художников начала ХХ века — Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Сергея Судейкина, Иосифа Шарлеманя и др.

Что означает этот горельеф
на доме Станового, неизвестно

Дом на углу Мытнинской и 8-й Рождественской (сейчас по-прежнему Советской) улиц был в основном построен за год. Здесь были обустроены небольшие квартиры для «господ средней руки». Первый этаж заняли магазины.

В 1912-м Санкт-Петербургская городская управа разрешает Становому возвести шестиэтажный каменный дворовый флигель для «торговых бань». Судя по всему, «помывочное заведение» для небогатых клиентов существовало здесь и ранее. Построенные заново и действующие поныне Мытнинские бани и впредь ориентировались «на тощий кошелёк», что для населения района Пески и всевозможных грузчиков расположенных неподалёку невских пристаней было актуально. Работали эти бани и в период блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Но это — особая история…

Здание доходного дома Станового спроектировано и построено в приёмах модерна, расположено на угловом участке, Г-образное в плане, состоит из двух лицевых корпусов. Южный (вдоль 8-й Советской) примерно в два раза короче северного (вдоль Мытнинской улицы).

Горельеф с латинскими изречениями

Входные проёмы оформлены горельефами с изображением женских маскарон. Со стороны 8-й Советской это лепное изваяние имеет две рельефные надписи: «Carpe diem!» на головной ленте (в переводе с латинского — «Лови мгновенье!»), и ниже на стеблях «Audiatur et altera pars» («Пусть будет выслушана и другая сторона», тоже на латинском). Выбор этих фраз, которые не связаны между собой ни тематически, ни логически, остаётся загадкой. Как и размещение в простенке первого этажа по Мытнинской улице горельефа, изображающего женщину, которая обнимает двух детей разного возраста. Возможно, таков был заказ хозяина дома, или же «блажь» архитектора.

Существует версия, что скульптурное оформление дома Станового на углу Мытнинской и 8-й Рождественской улиц выполнил скульптор-самоучка Иннокентий Жуков. Формальных доказательств этому нет, но почерк ваятеля прослеживается.

Иннокентий Николаевич Жуков (1875-1948) — скульптор-самоучка, педагог, литератор, деятель скаутского движения в дореволюционной России и один из основателей пионерского движения в СССР. Родился в семье управляющего рудником в Забайкалье. Учился в гимназии в Чите, затем — на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, откуда был исключён за революционную деятельность, сослан в Псков, потом в Нерчинск, но всё-таки окончил курс обучения.

Параллельно занимался лепкой и рисованием в Императорской Академии художеств, участвовал в выставках и даже приобрёл некоторую популярность в столице Российской империи. На средства, собранные почитателями его таланта, отправился за границу. Представил образцы своих работ Огюсту Родену. Зафиксирован отзыв выдающегося скульптора: «Какая мощь! Какая выразительность! Это сильно, это очень сильно. Это талант исключительный и глубокий, как их Достоевский».

Жуков среди своих работ (представленных Родену?), 1911 год

В 1912-1914 годах Жуков жил в Париже, занимался (в одно время с Верой Мухиной) у ученика Родена Эмиля Антуана Бурделя. Тогда же Жуков познакомится с идеями пионеринга и скаутского движения. По возвращении в Петербург он включается в создание таких организаций в России и издаёт на эту тему несколько книг.

После 1917 года командирован правительством Дальневосточной республики в Москву и Петроград. В 1922-м Жуков участвует в создании пионерского отряда на базе двух скаутских, состоящих из учащихся опытной школы при институте физкультуры. Он стал основателем детской организации, предложив назвать ее пионерской с придуманным ранее для скаутов девизом «Будь готов» и отзывом «Всегда готов». В 1923-м Жукову присвоено звание «Старшего пионера Республики»…

На своей могиле (похоронен на Введенском кладбище в Москве) Жуков завещал написать: «Любите Родину, боритесь за неё и будьте первыми в труде».

В советское время дом Станового превратился в средоточие коммунальных квартир, остаётся жилым и сейчас. Часть здания расселена и превращена в бизнес-центр. Строение не пострадало во время Великой Отечественной войны от обстрелов и бомбёжек, капитальный ремонт не производился.

«Сохранилось авторское решение фасадов, историческая архитектурно-художественная отделка ряда интерьеров, историческое оформление вестибюлей парадных лестниц, метлахская плитка, междуэтажные лестницы с ограждениями, некоторые исторические входные двери квартир», — говорится в информационном сообщении КГИОП.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно