В Ленинградской области может появиться территория опережающего развития (ТОР) в порту Усть-Луга, а также особая экономическая зона (ОЭЗ) в Приморске. Об этом в ходе Балтийского регионального инвестиционного форума сообщил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Статус ТОР для Усть-Луги может быть закреплён ещё до конца текущего года. Эксперты в целом поддерживают инициативу.
Данные статусы предусматривают особый режим налогообложения, подразумевающий серьёзные налоговые послабления. И если с Приморском пока в этом плане довольно много неопределённости, то Усть-Лугу наделить статусом ТОР могут уже в этом году. «Этого ждут как крупнейшие инвесторы, такие как «Русгаздобыча», НОВАТЭК со своими большими проектами, так и новые компании, которые уже заявили, что готовы прийти под этот статус», – приводит «Коммерсантъ» слова главы Ленобласти Александра Дрозденко, который попутно заявил, что уже удалось хорошо продвинуться в обсуждении перспективы с федеральным центром.
Что касается идеи с Приморском, то власти характеризуют её как «перспективную». «Тема очень интересная и перспективная. Тем более если мы завяжем на Приморский УПК доставку Северным морским путем из Юго-Восточной Азии, то это будет совершенно другая логистика и цифры по транспортным расходам. И тогда, конечно, этот статус будет играть особую роль», – сказал Александр Дрозденко.
Резиденты ОЭЗ в течение пяти лет могут рассчитывать на пятипроцентную ставку по налогу прибыль вместо положенных 20%, а с шестого по десятый год она будет на уровне 10%. Также действуют послабления по налогу на имущество. Аналогичные льготы получают резиденты ТОР с совмещением при этом ключевых преференций: свободной таможенной зоной и льготами по соцотчислениям.
Во всём мире портовые сооружения – это якорные объекты для экономического развития территорий. Поэтому строительство на берегу Балтийского моря крупнейшего морского порта России для Ленинградской области – это очевидное благо.
Ректор Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, доктор экономических наук Станислав Еремеев в комментарии «Родине на Неве» отметил важность курса на развитие портовой инфраструктуры в Ленинградской области и позитивно оценил шаги областных властей по привлечению инвесторов в этот процесс:
«Курс на развитие портовой инфраструктуры на территории Ленинградской области очень важен по целому ряду причин. Для Ленинградской области это крупные инвестиционные проекты, а значит, возможность развития территорий. Кингисеппский район, где находится Усть-Луга, развивается большими темпами. Это новые рабочие места, это усиление транспортной логистики, потому что порт – это не только причалы, это ещё и обслуживающие структуры портовых сооружений: это и железная дорога, и многое другое.
Во всём мире портовые сооружения – это якорные объекты для экономического развития территорий. Поэтому строительство на берегу Балтийского моря крупнейшего морского порта России для Ленинградской области – это очевидное благо, это налоги, это оживление экономической конъюнктуры, связей с внешним миром. А ещё строительство портовых сооружений является для Ленинградской области очень статусным и престижным – это морское окно в мир.
По своему грузообороту, как говорит Александр Юрьевич Дрозденко, портовые сооружения, которые создаются на территории Ленинградской области, выдвигают Россию в число ведущих морских перевозчиков в Северной Европе. Если сравнивать с гаагскими портами, портами Балтии, мы можем быть достаточно успешны: есть терминалы и для сухогрузов, контейнеров, есть перевалка жидких грузов и так далее.
Вокруг порта выстраивается большой промышленно-технологический кластер, что, естественно, не может не радовать, ибо, это экономический ресурс для области.
Можно много чего развивать. Неслучайно вокруг порта выстраивается большой промышленно-технологический кластер, что, естественно, не может не радовать, ибо, это экономический ресурс для области. Область сегодня является регионом-донором в Российской Федерации и успешно развивается. Для каждого гражданина, живущего в Ленинградской области, это возможность получения дополнительных ресурсов для реализации социально-экономических программ. Это к слову о социальных гарантиях жителям».
Есть ещё один аспект, связанный с развитием портовой инфраструктуры в Ленинградской области, – геополитический, продолжает собеседник издания. Появляется возможность перевести транзит грузов с эстонских и латвийских портов на наши порты. Россия становится конкурентоспособной в Европе, и соседи вынуждены с большим уважением относиться к серьёзному конкуренту. Помимо этого становится проще и выгоднее взаимодействие с Белоруссией. Ранее глава Ленобласти Александр Дрозденко и президент Белоруссии Александр Лукашенко обсудили возможность вложить средства, которые останутся от российского госкредита на строительство Белорусской АЭС, в портовый проект в Ленобласти в рамках отказа от использования прибалтийских портов. Правительство региона рассматривает для этих целей Усть-Лугу.
Когда территория создаёт грамотные налоговые режимы, это привлекает деньги. В долгосрочной перспективе – это стратегически верный шаг.
Создание особых экономических зон для областных портов следует рассматривать как стратегический шаг, ответил Станислав Еремеев на вопрос об определённых бюджетных потерях в связи со снижением налоговых поступлений:
«Во всём мире идёт борьба за привлечение инвесторов. Потому что приход инвестиций – это всегда новые рабочие места, это развитие. Когда территория создаёт грамотные налоговые режимы, это привлекает деньги. В долгосрочной перспективе – это стратегически верный шаг. Более того, я хотел бы напомнить: десять – пятнадцать лет назад благодаря грамотно выстроенному процессу налогообложения и работе с инвесторами Ленинградская область переманила достаточно большое число инвесторов с других регионов России. Во всём мире традиционна борьба территорий за привлечение инвесторов. Инвестор приходит туда, где есть понятные правила игры, то есть чёткие нормативно-правовые базы, и есть соответствующая поддержка бизнеса, в том числе, льготы. Я думаю, для нас, жителей Ленинградской области, развитие портовой инфраструктуры – огромное благо».
По информации «Коммерсанта», порт Усть-Луга – крупнейший по грузообороту на Северо-Западе. За январь – август 2020 года в порту перевалено 69,1 миллионов тонн грузов, что соответствует аналогичному периоду прошлого года, из них 38,2 миллиона тонн – наливные грузы, 29,1 миллиона тонн – навалочные. В 2019 год грузооборот порта вырос на 5%, до 103,8 миллиона тонн. В Усть-Луге сейчас строятся новые терминалы, где будут переваливаться удобрения и железнорудное сырьё, навалочные, генеральные, зерновые и пищевые грузы.
В Ленинградской области нет территорий со статусом ОЭЗ, статус ТОР с 2018 года имеет Пикалёво.
«Приморский УПК» – проект строительства в морском порту Приморск универсального глубоководного портового комплекса и соответствующей транспортной инфраструктуры. По мнению экспертов издания, если будет принято решение наделить порт Усть-Лугу статусом ТОР, а Приморск – ОЭЗ, льготы будут применяться только для строящихся объектов, а не действующих терминалов.
Для справки: в Ленинградской области нет территорий со статусом ОЭЗ, статус ТОР с 2018 года имеет Пикалёво.
Юлия Медведева