Те жители Петербурга, которые в последний день января не испугались мороза и дошли до Библиотеки роста и карьеры, обогатились знаниями по истории советского кинематографа благодаря великолепной лекции историка кино Михаила Трофименкова «Образ врага Родины в советском кино».
В начале лекции Михаил Трофименков подчеркнул, что в советском кино, в отличие от голливудского, никогда не было даже намёка на ксенофобию. Если в голливудских фильмах о войне США с Японией или американской корейской кампании американские солдаты называют противников не иначе, как «косоглазые», «жёлтые», «обезьяны», то в советском кино образ врага насыщен идеологическим или социальным содержанием.
В довоенном советском кино мы часто встречаем «врагов народа» — диверсантов, вредителей, агентов вражеских разведок. Причём линия разлома между «нашими» и «врагами» проходит через семьи, личные и даже любовные отношения. И положительные герои вынуждены выбирать между личными и политическим, правда, личное сразу становится для них политическим, как только им становится известно, что близкий человек — предатель Родины.
В этой связи Трофименков напомнил о фильме режиссёра Ивана Пырьева «Партийный билет» (1936), в котором ударница московского завода Анна (Ада Войцик) выходит замуж за сообразительного и трудолюбивого рабочего, передовика производства Павла Куганова (Андрей Абрикосов). Бедная девушка не знала, что полюбила врага народа, диверсанта, который просто воспользовался ею, дабы выполнять задания шпионского центра. Тем острей были её переживания, когда всё вскрылось…
Как рассказал Трофименков, изначально по сценарию, написанному Катериной Виноградской, Анна, узнав о вражеской подноготной своего мужа, должна была застрелить его из его же револьвера в спальне. Однако Сталин, прочитав сценарий (а Сталин не только смотрел все фильмы, которые выходили в стране, но и нередко читал их сценарии), решил, что девушка не должна брать на себя функции палача. В итоге в конце картины в доме семейной четы появляются чекисты и арестовывают врага народа, притворившегося передовиком производства.
После Великой отечественной войны в советском кино поднимается тема предательства, сотрудничества с врагом и… раскаяния. Трофименков напомнил о великолепном фильме Алексея Германа, который вышел в прокат в 1985 году под названием «Проверка на дорогах» (картина была снята в 1970 году под названием «Операция “С Новым годом!”», но пролежала на полке 15 лет, так как чиновники Госкино посчитали, что народное сопротивление гитлеровцам лишено в ней должной героики). В роли коллаборациониста, который перешёл к партизанам и в итоге погиб смертью храбрых в «Проверке на дорогах» снялся Владимир Заманский, великолепный актёр с очень сложной судьбой.
Заманский ушёл добровольцем на фронт в 15 лет, обманув комиссию и прибавив себе возраст, после окончания войны он остался в армии, а 1950 году его осудил военный трибунал на девять лет лагерей за участие в избиении помощника командира взвода. Будучи заключённым, Заманский работал на стройках Харькова, строил Московский университет, за высотные, опасные для жизни работы его срок был сокращён, и в итоге будущий актёр вышел на свободу в 1954 году. Сейчас 91-летний Заманский живёт в городе Муроме и по инициативе партии «Родина» с 2013 года является его почётным гражданином.
С 1959-го до 1997 года, Заманский сыграл множество ролей, в том числе роль шпиона в фильме Анатолия Бобровского «Человек без паспорта» (1966). Этот фильм был показан после лекции Михаила Трофименкова. Фильм заканчивается словами молодой женщины (Лионеллы Скирды), которой воспользовался шпион (а, может, он искренне полюбил её): «Иди и расскажи им (чекистам) всё. Ведь ты же русский! Русский!».
Видеозапись лекции Михаила Трофименкова «Образ врага Родины в советском кино»: