События последних лет показали, что ХХ век отнюдь не закончился в свои календарные сроки. Неразрешенные проблемы прошлого отзываются трагедиями настоящего, восставшие из могил призраки пытаются переиграть проигранные ими сражения. Тем актуальнее смотрятся фильмы, снятые в СССР, на сюжеты, которые, на современный взгляд, кажутся ушедшими в прошлое.
Даже в годы мирного строительства и в реальном Советском Союзе, и на советском экране не прекращалась война на невидимых фронтах. С вредителями и шпионами, бандеровцами и «лесными братьями», скрывшимися от возмездия военными преступниками-коллаборационистами и «политбандитами».
Именно жестокая реальность советской истории породила блестящую школу жанрового кино о рыцарях и чудовищах скрытой от людских глаз войны. Большинство этих фильмов, среди которых есть и подлинные трагедии («Партийный билет» Ивана Пырьева, 1936), и изощрённые стилизации («Один из нас» Геннадия Полоки, 1970), и азартные триллеры («Лесные фиалки» Калье Кийска, 1980), остались в тени таких хитов, как «Щит и меч», «Мёртвый сезон», «Семнадцать мгновений весны» или тетралогия о Резиденте.
Пришла пора напомнить о, пусть и забытых, но шедеврах: о кинокартинах гениальных пионеров советского кино Ивана Пырьева и Леонида Лукова, мастеров «новой волны» Геннадия Полоки, Сергея Микаэляна и Калье Кийска. А среди звёздных исполнителей главных ролей в этих фильмах – Андрей Абрикосов и Ада Войцик («Партийный билет»), молодой Сергей Бондарчук в роли убитого бандеровцами писателя Ярослава Галана («Об этом забывать нельзя» Лукова, 1954), Лидия Смирнова («Трое вышли из леса» Константина Воинова, 1958), Александр Демьяненко («Рокировка в длинную сторону» Владимира Григорьева, 1969), Георгий Юматов («Один из нас»), Нинель Мышкова («Софья Грушко» Виктора Ивченко, 1972), Георгий Тараторкин («Самая длинная соломинка» Дзидры Ритенберга, 1982).
Эти фильмы вовсе не были прямолинейными агитками чисто пропагандистского свойства. Трагическая фактура истории придавала многим из них статус весомого общественного высказывания. Так, «Партийный билет», снятый на заре массовых репрессий, — почти что античная трагедия о борьбе чувства и гражданского долга. Фильм «Трое вышли из леса» не случайно изначально назывался «Доверие»: он был одним из манифестов «оттепельного» доверия к людям, чьи судьбы изуродовала война. «Рейс 222» Микаэляна (1985) — сигнал тревоги о моральном кризисе советского общества начала 1980-х годов.
Значительный вклад в кинематограф «невидимого фронта» внесла легендарная «ленинградская киношкола». Её особенности — склонность к интеллектуальной рефлексии, стремление отобразить эпоху через частные судьбы — придали жанровому кино неповторимую, почти лирическую ноту.
«Развязка» (1969) Николая Розанцева, автора такого шедевра, как «Государственный преступник» (1963) — бытовая по интонации драма о кропотливой, повседневной работе контрразведки.
«Рокировка в длинную сторону» (1969) Владимира Григорьева — снятая в модернистской, почти что «антониониевской», стилистике история похищения советского аспиранта в европейской командировке.
И, наконец, «Рейс 222» Микаэляна, автора таких фильмов, как «Премия» и «Влюблён по собственному желанию», — одновременно смелый формальный эксперимент с массовым привлечением непрофессиональных актёров и документальная драма — на основе реальных событий — об удержании американскими спецслужбами советского самолёта в аэропорту Нью-Йорка.
Именно «Рейс 222» стал последним — на закате полувекового «золотого века» советского кино — весомым и с тематической, и с художественной точки зрения, высказыванием на тему «невидимого фронта». Вместе с державой погиб её кинематограф: вчерашние противники были объявлены друзьями, что повлекло за собой и аннигиляцию жанра.
Михаил Трофименков, Марина Кронидова
Мы предлагаем программу, которая напомнит о несправедливо забытых фильмах, которые в дни новой холодной войны оказались вновь актуальны. Итак, Санкт-Петербург, Дом Кино (Караванная улица, дом 12). Начало сеансов в 19 часов. Вход бесплатный.
ПРОГРАММА:
4 октября. «Партийный билет». Иван Пырьев, 1936
11 октября. «Об этом забывать нельзя». Леонид Луков, 1954
18 октября. «Трое вышли из леса». Константин Воинов, 1958
3 ноября. «Особое мнение». Виктор Жилин, 1967
8 ноября. «Развязка». Николай Розанцев, 1969
15 ноября. «Рокировка в длинную сторону». Владимир Григорьев, 1969
22 ноября. «Один из нас». Геннадий Полока, 1970
29 ноября. «Софья Грушко». Виктор Ивченко, 1972
6 декабря. «Лесные фиалки». Калье Кийск, 1980
20 декабря. «Самая длинная соломинка». Дзидра Ритенберга, 1982
27 декабря. «Рейс 222». Сергей Микаэлян, 1985