Советская кинофантастика ассоциируется или с тягучими медитациями об уделе человеческом Андрея Тарковского («Солярис», «Сталкер») и Александра Сокурова («Дни затмения»), или с героико-оптимистическими межпланетными поэмами Павла Клушанцева («Планета бурь») и Ричарда Викторова («Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной»). Они широко известны.
Мы же погрузимся в мир фильмов, порой вопиюще несправедливо забытых («Ночь без милосердия» Александра Файнциммера, 1961; «Таинственная стена» Ирины Поволоцкой и Михаила Садковича, 1967), но заключающих в себе главную тайну того, что, вообще, такое есть фантастика.
Подобно героям многих книг и фильмов, кинофантастика – заложница своего рода «петли времени». Она напоминает персонажа Рэя Брэдбери, который растоптал, оказавшись в доисторическом прошлом, бабочку и тем самым навсегда беспощадно изменил будущее.
Фильмы, снятые «вчера», говорили зрителям об условном «завтра»: над их наивностью можно улыбнуться. Да, с течением времени, это самое «завтра» стало вчерашним, если не позавчерашним, днём. Тем более, что в советской системе координат историческое время было однозначно окрашено идеологически. Но, несмотря на это, бывшее «завтра» порой беспощадно узнается в, увы, реальном «сегодня».
Парадокс времени – парадокс предсказания.
«Гибель сенсации» Александра Андриевского (1935), казалось бы, простая коминтерновская листовка (Коминтерн – Коммунистический интернационал – прим. ред.), пусть и с недоступными даже для тогдашнего Голливуда спецэффектами, предсказала современную войну радиоуправляемых механизмов против людей. Незамысловатый телефильм «Продавец воздуха» Владимира Рябцева (1967) по роману великого советского фантаста Александра Беляева – проблему «озоновой дыры». «Карантин» Суламифи Цыбульник (1968) – бешенство вырвавшихся из секретных лабораторий вирусов. «Дознание пилота Пиркса» Марека Пестрака (1978) и «Идеальное преступление» Игоря Вознесенского (1989) – беззащитность человечности перед наступлением искусственного интеллекта.
Авторская программа известного киноведа Михаила Трофименкова и искусствоведа Марины Кронидовой «Это фантастика!» расскажет о советском «парадоксе предсказания».
Стартует программа 16 октября показом фильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924) по одноимённому роману Алексея Толстого. Инженер Лось создаёт космический корабль для полёта на Марс. В полёте его сопровождает красноармеец Гусев, мечтающий немедленно организовать на Марсе революцию, и детектив Кравцов, подозревающий Лося в убийстве жены.
Расписание показов авторской программы Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой:
16 октября. «Аэлита», Яков Протазанов, 1924
30 октября. «Гибель сенсации», Александр Андриевский, 1935
6 ноября. «Ночь без милосердия», Александр Файнциммер, 1961
13 ноября. «Таинственная стена», Ирина Поволоцкая, Михаил Садкович, 1967
20 ноября. «Продавец воздуха», Владимир Рябцев, 1967
27 ноября. «Карантин», Суламифь Цыбульник, 1968
4 декабря. «Молчание доктора Ивенса», Будимир Метальников, 1973
11 декабря. «Дознание пилота Пиркса», Марек Пестрак, 1978
18 декабря. «Отель “У погибшего альпиниста”», Григорий Кроманов, 1979
25 декабря. «Идеальное преступление», Игорь Вознесенский, 1989
Место: Дом кино. Караванная улица, дом 12.
Большой зал.
Начало сеансов в 19 часов.
ВХОД СВОБОДНЫЙ