Михаил Хазин: «Агломерация — это организация пространств, а не концентрация населения»

rodina_hazin_mihail

Экономист Михаил Хазин неоднократно высказывался за создание современной петербургской агломерации. С его точки зрения, этот процесс тяжело запустить без объединения Ленинградской области и Санкт-Петербурга в один регион — новый субъект Российской Федерации. Мы вновь побеседовали с Михаилом о перспективах Петербургской агломерации после совещания о развитии её транспортной инфраструктуры, которое прошло под председательством президента Владимира Путина.

Экономист Михаил Хазин часто бывает в Санкт-Петербурге и хорошо осведомлён о проблемах Петербургской агломерации

— На Ваш взгляд, тот факт, что государственное совещание о развитии транспортной инфраструктуры петербургской агломерации проходило под председательством президента Владимира Путина, говорит ли о том, что глава государства, будучи недоволен темпами единения Петербурга и Ленинградкой области, решил управлять этим процессом в ручном режиме?

— Глава государства очень не любит делать что-то за других. Он всё время пытается им объяснить, что нужно делать. Он понимает, что, когда человек делает сам, от себя, эффективность его намного выше, чем, когда он тупо выполняет приказ от сих до сих: копать от этого столба и до обеда. И он уже не первый раз пытается объяснить губернатору Санкт-Петербурга, что надо что-то делать, в нашем конкретном случае — заниматься развитием агломерации.

Агломерация — это такое вежливое слово, которым измеряется объединение города и области. Потому что создать агломерацию, не объединив город область, невозможно. При этом губернатор Ленинградской области что-то в этом направлении делает, но без города он сделать ничего не может. А город молчит, и это, вне всякого сомнения, президента раздражает. Совещание — это была ещё одна попытка достучаться до господина Беглова. Но я подозреваю, что, пока Петербург будет возглавлять нынешний губернатор, ситуация не изменится.

К слову сказать, сложности партии «Родина» в городе, а, может быть, не только в городе, но и в Ленинградской области, связаны как раз с тем, что «Родина» активно работает в направлении реализации планов президента по развитию петербургской агломерации. Видимо, есть люди, которым эти планы не нравятся.

— На упомянутом совещании обсуждалась вторая кольцевая дорога вокруг Петербурга. А так ли она нужна? Не отрежет ли она окончательно Петербургскую агломерацию от остальной области? Может, лучше построить современные радиальные шоссе, которые, проходя через города Ленобласти, будут связывать Петербург с другими ключевыми городами России?

— Нужна вторая окружность или не нужна — это вопрос не ко мне. Это к специалистам по градостроению, специалистам по развитию Санкт-Петербурга. Но мне совершенно очевидно, что Санкт-Петербург уже выкидывает своих жителей в область, что, кстати говоря, стало проблемой отделения партии «Родина» в Ленинградской области, потому что неожиданно оказалось, что люди, которые живут в Ленинградской области, будучи владельцами квартир в этом регионе, и которые подписывались за то, чтобы «Родина» участвовала в выборах депутатов регионального Законодательного собрания, формально прописаны в Санкт-Петербурге, и в результате часть подписей оказалась недействительными. И эта ситуация будет продолжаться.

Так или иначе, создание транспортной инфраструктуры в петербургской агломерации нужно максимальным образом продолжать, при этом нужно сделать так, чтобы значительная часть жителей города могла жить в частных домах в радиусе, грубо говоря, в 40-70-80 минут езды до центра Петербурга по хорошим дорогам. Поскольку это не только повысит рождаемость и улучшит качество жизни, но и очень сильно ослабит давление на общественный транспорт. То есть городу уже будет намного легче. Это, помимо прочего, — привлечение капитала на строительство дорог, на строительство стоянок для автомобилей. Кстати, в Санкт-Петербурге есть много мест, где можно построить эти стоянки. Но этой темой почему-то в городе никто заниматься не хочет, хотя она должна быть очень интересна тем, кто осваивает бюджеты. Я напоминаю, что Дональд Трамп называл своего противника Байдена сонным Джо. А я называют губернатора Петербурга сонным Шуриком.

— А вообще так ли уж хороша идея агломераций? И так население России концентрируется в двух-трёх городах. А если появятся агломерации, то они высосут окончательно всё сельское население. Вы согласны или нет?

— Не надо путать агломерации с концентрацией населения в нескольких очень крупных агломерациях. Агломерация — это скорее структура организации пространств. И она вполне может включать довольно широкую сеть пригородов. Кстати, обращаю ваше внимание: как только эти пригороды возникнут, там немедленно образуются центры локальной концентрации, связанные с магазинами, с локальным производством, со всякого рода инфраструктурными вещами. То есть будут развиваться и малые города вокруг крупных, и, соответственно, будет развиваться территория в целом.

А дальше, ещё чуть-чуть дальше, будет простираться сельская местность, которая занимается аграрным производством. Кстати, в Москве было примерно так же. Я ещё помню времена, когда даже внутри МКАДа были колхозные территории, которые обрабатывались. Но они постепенно исчезали, а потом были обработаны поля сразу за МКАДом. А сейчас уже в радиусе 40 километров вы их не найдёте, потому что это всё частные территории, на которых или уже строятся, или будут строиться коттеджные посёлки. Это точно не нужно путать: создавать инфраструктуру крупного города агломерационного типа — это одно, а совсем другое дело насильственно туда загонять всё население страны. Первое — это не просто разумно, но и нужно делать, а второе, конечно, является совершенно неправильным.

— То есть идея агломерации вяжется с идеей малоэтажных застроек в России, с «бегством из мегаполиса»? Напомню, что с этой идеей выступал год назад ваш соратник Валерий Шинкаренко, и Вы его поддерживали.

— Конечно, наша цель не согнать население в несколько крупных агломераций, а сделать из тех крупных городов, которые уже есть, правильные агломерационные структуры, то есть сделать доступной транспортную сеть, чтобы люди, живя в радиусе 150 километров вокруг города, могли ездить в город на работу. Мы хотим, чтобы люди, которые живут в городе, могли без проблем ездить к себе на дачу, чтобы люди, которые живут за городом, могли ездить к родителям в город и наоборот. И этим реально нужно заниматься. Но концентрировать людей в городах, создавая бетонные джунгли, — это, конечно, идиотизм, и это нам совершенно не нужно.

— Ваш соратник Валерий Шинкаренко — автор идеи создания прототипов внеземного города, который он называет Космополисом. Вы его поддерживаете в этом? Как реализация этого проекта связана с развитием агломерации?

— Любая агломерация включает в себя города-спутники. Мы же только что это обсуждали. В СССР была целая куча наукоградов. Они строились на расстоянии двух часов езды от Москвы. Например, Троицк, который стал частью Новой Москвы. Были более далёкие от Москвы города — такие, как Черноголовка, Протвино, Пущино. В этом смысле создание прототипа внеземного города в Ленинградкой области полностью укладывается в русло развития петербургской агломерации. То есть должна быть очень чёткая связь между вот этим вот космическим городом, Космополисом, и Петербургом. Соответственно, в нём должна концентрироваться вся та деятельность, которая связана с освоением космоса. При этом, например, время пути от него до Санкт-Петербургского университета не должно превышать одного часа.

«Родина» пыталась обсудить создание Космополиса с главой «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным. Он, безусловно, «за», это его тема. Но проблема состоит в том, что он, мягко говоря, очень занят. У него ракеты летают, завод работает и вообще на нынешнем этапе это проблема в общем и целом политическая, и когда решение будет принято, Рогозин, без всякого сомнения, включится. Будем надеяться, что эта площадка будет создана при поддержке губернатора Ленинградской области.

— Как вы думаете, элиты Петербурга и Ленобласти заинтересованы в развитии агломерации? Или нет, им всё же легче сидеть в своих «вотчинах» и не делать лишних движений?

— Нынешние выборы разительно отличаются от выборов предыдущих. Почему? Потому что уже всем понятно, что та модель, в которой мы жили последние тридцать лет, идёт под снос, и не потому что её кто-то хочет свалить, а потому что она больше нежизнеспособна, то есть она рассыпается сама. Но по этой причине представители старой модели, которые понимают, что им уже нет места на предстоящем празднике жизни — у кого-то по причине слишком сильно внедрённости в старую модель, у кого-то по причине отсутствия способностей и желания, у кого-то просто в силу возраста есть желание сидеть до пенсии — это к вопросу о сонном Шурике — прилагают титанические усилия, чтобы ничего не происходило.

Беседовала Нелли Фассахова

Вам будет интересно