Почему Владимира Путина просят ужесточить миграционное законодательство
Сводки криминальной хроники всё чаще обновляются информацией о преступлениях мигрантов из стран Центральной Азии. Не успела остыть новость о нападении мигрантов из Узбекистана на сотрудников полиции в Выборге, как СМИ сообщили о жестоком бандитском налёте на магазин в подмосковном городе Истра, совершённом мигрантами из Таджикистана, в результате которого погибла 51-летняя женщина — её разбойники забили битами. В перерыве между этими злодеяниями появилась ифнфомрация о том, что председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин направил главе российского государства Владимиру Путину предложение ужесточить миграционное законодательство в связи с тем, что число преступлений, совершённых на территории РФ иностранцами, зашкаливает.
Поводом для обращения начальника Следственного комитета Александра Бастрыкина к главе государства Владимиру Путину с предложение ужесточить миграционное законодательство, по всей видимости, послужил вопиющий случай, произошедший в декабре прошлого года, когда шестеро граждан Узбекистана избили двоих майоров полиции в Выборге. По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело по статье о применении насилия в отношении представителей власти.
Случай с полицейскими — резонансный и привлёк к себе большое внимание. Но примеров деструктивного поведения как мигрантов, так и их подрастающих в России детей, огромное количество. Только по официальным данным Следственного комитета за 11 месяцев 2021 года приезжие совершили 33,5 тысячи преступлений на территории России.
Так, 11 октября в Обнинске мигрант из Узбекистана до смерти забил капитана футбольной команды «Ермак», а 17 декабря в Ермолино мигрант из ближнего зарубежья дважды ударил ножом в сердце (причем со спины) местного парня, которого пришлось везти на вертолёте в областной центр на операцию.
Родителями детей школы №6 в Обнинске, где уже половина классов укомплектована детьми мигрантов из Средней Азии, написали директору жалобы на то, что несколько таких школьников — Зикрулло Тошбоев, Аббубакр Мусоев и Сардор Индаминов — систематически срывают занятия, домогались до одной из учениц. «Один держал руки, второй её лапал, при этом матерясь и рассказывая о каких-то там позах, в которых он будет насиловать, — приводит слова матери пострадавшей один из телеграм-каналов. — Один тоже четвероклассник, как и моя дочь, а второму около 12-13 лет, то есть они постарше будут. Это все произошло на перемене. Мы уже стучались во все двери, но все только разводят руками и говорят, что сделать всё равно ничего не могут».
18 января в Самаре около школы № 8 дети мигрантов из Таджикистана избили русскую девочку, ученицу второго класса. Они, затолкав девочку в сугроб, стали пинать её ногами, причём так сильно, что при осмотре на теле ребёнка было обнаружено множество синяков, ушибы мягких тканей груди, живота, бедра, и это при том, что девочка была одета в зимние одежды. Её родители написали заявление в полицию. Однако 21 января уже родители маленьких негодяев начали пугать девочку тем, что изобьют её родителей.
Все эти случаи подтверждены и запротоколированы.
Однако обеспокоенность Бастрыкина вызывает не только рост числа преступлений мигрантов и их детей, но и то, что Россия теряет контроль над собственным рынком труда. В обосновании своего предложения он указал на то, что целые сектора российской экономики захвачены иностранной рабочей силой — от сферы бытовых услуг, до торговли и общепита. Причём у владельцев бизнеса гастарбайтеры находятся в практически рабских условиях. Так, по данным Российского центра миграционных исследований, основной график работы женщин-мигрантов из Узбекистана составляет шесть дней неделю по 12 часов в день.
Местное население, по словам Бастрыкина, недовольно происходящим: людей нервирует рост преступности, проблемы с трудоустройством из-за конкуренции с низкооплачиваемыми мигрантами. Актуальна и проблема интеграции мигрантов в российское общество — она крайне низкая.
Бастрыкин призвал ужесточить миграционное законодательство, в том числе ввести геномную регистрацию мигрантов. Буквально за несколько дней до этого с такими же предложением выступил прокурор Москвы Денис Попов.
Одной из мер по «сохранению этнокультурного баланса населения» в крупных городах России Бастрыкин видит замещение рабочих-гастарбайтеров на граждан России. Это, по его мнению, должно снизить социальную напряжённость. А чтобы улучшить условия труда мигрантов, он предложил обязать работодателей предоставлять приезжим жильё и оплачивать транспорт.
Якобы Владимир Путин, прочитав письмо обеспокоенного разгулом мигрантов главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, дал поручение разобраться, стоит ли ужесточать законодательство в сфере миграционной политики. Координировать эту работу якобы будет заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев. СМИ, сообщая об этом, ссылаются на сообщение одного из телеграм-каналов, который специализируется на подаче горячих новостей. Однако сайт Следственного комитета не сообщает о письме Бастрыкина Путину, а сайт президента России ничего не рассказывает о поручениях Путина в связи с письмом главы Следственного комитета.
Правда, есть косвенное подтверждение обеспокоенности высших эшелонов власти РФ тем, что происходит в сфере трудовой миграции. Так, серьёзные СМИ сообщили, что Совет безопасности России разработал новые меры для пресечения правонарушений, совершаемых мигрантами. В частности, было предложено усилить контроль за соблюдением федерального законодательств в сфере миграции, обратиться к вопросам профилактики правонарушения, устранив причины их совершения. Пресс-секретарь аппарата Совбеза РФ Евгений Аношин проинформировал о прошедшем заседании Межведомственной комиссии Совбеза РФ по общественной безопасности, где обсуждались вопросы профилактики правонарушений иностранцами:
«Отмечена необходимость повышения эффективности мер, принимаемых в рамках трансграничного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств в сфере противодействия нелегальной миграции». Кроме того, участники заседания указали на важность использования потенциала представителей национальных диаспор для соблюдения мигрантами российского законодательства, добавил пресс-секретарь.
В свою очередь члены Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) направили практические рекомендации по ситуации с мигрантами в Совет безопасности РФ и МВД, сообщил агентству «Интерфакс» член СПЧ Кирилл Кабанов. По его словам, в СПЧ считают, что либерализация миграционного законодательства невозможна, поскольку есть проблемы при существующем в стране количестве мигрантов.
«Родина на Неве» неоднократно обращалась к проблемам в сфере трудовой миграции. Они постоянно усугубляются, и вероятно, приблизились к критической массе, раз о них заговорили в верхах. Долгое время гастарбайтеров позиционировали как безальтернативный для России трудовой ресурс, по факту закрывая глаза на массив сопутствующих их пребыванию в стране проблем. При этом примечательно, что до сих пор нет сведений, сколько трудовых мигрантов и в какой сфере нужно российской экономике. Таких расчётов или вовсе нет, или, по крайней мере, они не обнародованы.
Вряд ли где-то есть информация, сколько иностранцев нелегально трудятся в стране. Цифры всегда озвучивают примерные. Чем заняты по факту эти люди, созидательная это деятельность или преступная, вопрос открытый. Дополнительный груз для России — проблемы, связанные с массовым приездом мигрантов и их долгосрочным пребыванием в стране: это увеличение нагрузки на систему здравоохранения и образования, недостаточная адаптация к российской языковой и культурной среде и так далее. И вот глава СК просит президента об ужесточении миграционного законодательства. Почему именно сейчас?
Политолог Дмитрий Солонников в общении с «Родиной на Неве» высказал свой взгляд на ситуацию:
«Первый момент — мне неизвестно, говорил Бастрыкин что-то по этому поводу президенту или нет. 99 процентов телеграмм-каналов — это помойка: на многих каналах высказываются люди, совершенно не разбирающиеся в предмете.
По сути: к сожалению, у нас любое решение проблем чаще всего сводится к новым запретительным мерам. И это касается не только мигрантов. Любая проблема решается с позиции — а давайте ещё что-нибудь запретим. Так происходит в отношении малого и среднего бизнеса, так происходит в отношении криптовалют, та же история с мигрантами: давайте введём дополнительные требования по регистрации, отчётности и так далее. Это говорит о низком уровне квалификации тех, кто подобные решения предлагает. Всё запретить — это самое простое, но не самое эффективное.
Пойдут ли у нас по этому пути, трудно сказать. Есть несколько тенденций. С одной стороны, мы знаем про демографическую яму в России. Нам не хватает несколько миллионов рабочих рук, и будет не хватать долго. Когда всё будет заменено искусственным интеллектом и роботами, неизвестно. Сейчас демографическая ситуация в Российской Федерации не даёт нормально развиваться экономике и обществу без мигрантов. Пример — Петербург этой зимой: нет мигрантов, нет уборки. Запретят рабочие руки из Средней Азии, будем жить на помойке.
С точки зрения экономики запретительные меры вредны и бессмысленны. Если говорить о росте правонарушений, наверное, нужно бороться не с тем, что к нам приезжают мигранты, а с причинами правонарушений. В стране растёт повсеместно психологическая напряжённость из-за пандемии — и среди постоянного населения, и среди приезжих. Стресс тоже влияет на рост противоправных действий. Целый ряд стран, понимая такую тенденцию, постепенно ограничения снимают. В России же ввести ограничения легко, а отменить сложно. Получается, что пока проблемы, вызванные предыдущими ограничениями, пытаются решить введением новых ограничений. Замкнутый круг.
Очевидно, что без мигрантов Россия пока существовать не может. Вопрос, на кого переложат проблемы, на бизнес? Или всё-таки государство будет решать проблемы? На мой взгляд, история с введением генных паспортов не так проста. Мы же понимаем, сначала их введут для мигрантов, а потом для всех остальных. Так удобно контролировать всех! Попытка введения всё больших ограничительных мер опасна и развитию общества она не поможет. Жизнь станет только сложнее».
Генеральный директор частного агентства занятости «Трудовые резервы Евразии» Игорь Сумин представил своё видение происходящего: «Все защищают свои интересы. Строительная отрасль отстаивает ввоз мигрантов. Правоохранители настаивают на ограничениях. А то, что надо вести работу с мигрантами, контролировать въезд — это очевидно».
Эксперт согласен с тем, что на обе ноги хромает социокультурная адаптация мигрантов, люди из аулов не знают, как себя вести, им «сносит башню», кто-то начинает даже употреблять алкоголь, чего на родине люди себе не позволяли. Собеседник издания также указал на огромное число приезжих, которые рассеяны по городам, и непонятно, где живут и где трудятся — реальной информации об этом контролирующие органы не имеют.
«Надо определиться с теми, кто уже здесь, и, конечно, обратиться к истории с организованным набором, когда трудовой мигрант едет по запросу конкретного работодателя на конкретную работу. Надо регулярно проводить проверки, правонарушителей немедленно депортировать. Всё уже придумано. Где и что тут ужесточать? Есть интересы бизнеса, есть интересы государства, сельского хозяйства, много, где в России нужны мигранты», — высказался Игорь Сумин.
Эксперт не согласен с тем, что заботу о проживании и перемещениях гастарбайтеров надо возлагать на работодателя. Строительному бизнесу такой вариант может подойти, а как быть, например, клининговым компаниям? Что касается мер контроля за въездом, включая «геномную регистрацию», Игорь Сумин считает их нормальными. Вопрос, есть ли ресурсы для усиления этих мер.
«Все озвученные предложения из серии «мы за всё хорошее, против всего плохого». Нормализовывать надо, загонять мигрантов в жёсткие условия, чтобы они вели себя прилично, надо. И адаптировать надо. Проблема в том, что у нас нет, по сути, национальной политики по регулированию потоков мигрантов. Мы запускаем всех, а люди потом сами ищут, где им лучше», — резюмировал Сумин.
Председатель профсоюза «Трудовая Евразия» Дмитрий Жвания считает, что для «вопросы трудовой миграции» необходимо решать одновременно с наведением порядка на российском рынке труда:
«Некоторые российские работодатели открыто заявляют, что предпочитают нанимать мигрантов, а не русских, потому что мигранты готовы работать по 12-14 часов в сутки без выходных, а русские нет. Эти откровения — просто наглость! Люди открыто признаются в систематических нарушениях трудового кодекса. Невольно вспоминается наблюдение одного из героев романа “Бизнес” английского писателя Йена Бэнкса: “Русские создали свой вариант капитализма по образцу тех картин западной жизни, которые рисовала советская пропаганда. Им внушали, что Запад — это разгул преступности, поголовная коррупция, неприкрытая страсть к наживе, многомиллионный бесправный класс голодающих и кучка злобных, алчных мошенников-капиталистов, попирающих закон. Конечно, даже в самые трудные времена Запад и отдалённо не напоминал такую картину, но русские построили у себя именно этот вариант”. Герой Бэнкса неправ только в одном — на Западе такой капитализм, который построили наши деловые люди при попустительстве государства, существовал в середине XIX века. Это капитализм, описанный в “Жерминале” Эмиля Золя.
Предприниматели пугают нас тем, что, если навести порядок на рынке труда, в том числе повысить зарплаты запретить многочасовые переработки, то немедленно вырастут цены. Государство должно объяснить этим наглым ловчилам, что наведение порядка на рынке труда понизит их сверхприбыли, которые, кстати, многие из них выводят за рубеж, нанося тем самым вред интересам нашей национальной безопасности. Я точно знаю, что в русской провинции русские люди работают в той же сфере услуг за гораздо меньшие деньги, чем те, что получают мигранты в столицах и крупных городах. Но никто не занимается привлечением рабочей силы из русской провинции. Зато ввоз трудовых мигрантов из Средней Азии лоббируется на самом высшем уровне.
Кстати, и семижильность мигрантов — тоже один из мифов. Я, разбирая трудовые конфликты с участием мигрантов из Узбекистана, убедился в обратном. Да и откуда эта семижильность возьмётся, если люди с детства недоедают? Люди просто надрываются на тех же стройках, а потом пускаются во все тяжкие.
Я понимаю: геополитические интересы заставляют Россию сотрудничать со странами Средней Азии. Пусть тогда Россия вкладывает бОльшие деньги в развитие их экономик, строит на их территории предприятия, местные будут работать на них, а не ехать в Россию. От того же, что мы открыли свой рынок труда иностранной рабочей силе, наши геополитические интересы отнюдь не укрепляются, а наоборот.
И наконец — наша коррупция, о которой говорено переговорено. Почему в России работают среднеазиаты, которые не знают русский язык? Ведь все же мигранты обязаны сдавать экзамен на знание русского языка. Почему в Россию на заработки приезжают люди с биполярным расстройством психики, как, например, Гюльчехра Бобокулова, которая обезглавила больную девочку? Кто проводил её медицинское освидетельствование, необходимое для получения разрешения на работу? Это уже вопросы большей частью к нашей собственной государственности…».
Руководитель Комитета по миграции, поддержке занятости и производительности труда Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты Валерий Шинкаренко в общении с «Родиной на Неве» напомнил о тех инициативах, которые для наведения порядка на рынке трудовой миграции неоднократно предлагали эксперты в этой области, да и он сам лично:
«За последние несколько лет мы много раз говорили о необходимости трансформации миграционной политики, в том числе о целесообразности создания российских миграционных центров в странах, которые поставляют в Россию трудовых мигрантов: в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. В этих центрах надо подтверждать профессиональные навыки тех людей, которые желают работать в нашей стране, а также проверять их благонадёжность и состояние здоровья. Чтобы наши власти могли контролировать миграционные потоки, в Россию должны приезжать трудовые мигранты исключительно по приглашению от работодателя. Иначе Россия просто не сможет не только добиться контроля над миграционными потоками, но и навести элементарный порядок на собственном рынке труда.
По сути, мы развиваем принципы соглашений об организованном наборе рабочей силы, которые Россия заключила с Узбекистаном и Таджикистаном. Отрадно, что недавно о необходимости создания российских миграционных центров в странах исхода заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
И, конечно, следует внедрять цифровое сопровождение мигрантов. В России разработаны современные инструменты такого сопровождения, их просто надо внедрять.
Свобода передвижения в России трудового мигранта должна быть ограничена. Одно дело – туризм, поездка к родственникам, а другое — трудовая деятельность. Работать мигрант должен иметь право только у того работодателя, от которого он получил приглашение. То, что это противоречит принципу неолиберальной экономики о свободном перемещении рабочей силы, нас не беспокоит. Нас прежде всего волнует безопасность граждан России и их право на высокооплачиваемый труд».
P.S. Текст «Мигранты пустились во все тяжкие» был выложен на сайт «Родина на Неве» 9 февраля, когда информация о распоряжении главы российского государства Владимира Путина изучить вопрос, стоит или нет ужесточать российское миграционное законодательство, ещё не получила официального подтверждения. Такое подтверждение появилось на следующий день — 10 февраля. В этот день президент России Владимир Путин 10 февраля утвердил создание Межведомственной комиссии Совета безопасности России по вопросам совершенствования государственной миграционной политики. Соответствующий документ размещён на официальном портале правовой информации.
Возглавлять новую структуру будет заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. Комиссия призвана обеспечить решение задач по обеспечению национальной безопасности РФ в миграционной сфере и регулирования миграционных процессов в интересах социально-экономического развития страны. Также в сфере её ответственности координация органов власти и различных организаций.
Комиссия займётся анализом миграционной ситуации в России, подготовкой предложений и рекомендаций Совбезу РФ, а также разработкой направлений совершенствования правового регулирования миграционной сферы.