Мелодика её пленяет задушевностью

Donizetti_Lucia

12 мая в Мариинском театре пройдёт, наверное, самая готичная опера – опера Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур»

Почему «Лючия ди Ламмермур» готичная опера? Потому что в ней есть всё, что любят почитатели так называемой «готики»: замки, рыцари, заброшенные фонтаны, призраки и, конечно же, – несчастная любовь.

Опера «Лючия ди Ламмермур» считается вершиной творчества итальянского композитора Гаэтано Доницетти (1797-1848). Его привлекали сюжеты, где главные действующие герои – аристократы и монархи: «Пётр Великий, царь русский или ливонский плотник», «Анна Болейн», «Лукреция Борджа», «Мария Стюарт» и другие. «Лючия ди Ламмермур» из этого ряда.

Правда, сам Доницетти родился на севере Италии, в Бергамо, в простой семье: его отец был сторожем, а мать – ткачихой. Неизвестно, кем бы стали Гаэтано и его старший брат Джузеппе, если бы на них не обратил внимание бергамский композитор и меценат Джованни Симон Майр, который превратил их в музыкантов и композиторов. Майр особо поддерживал юного Гаэтано, побуждая его посвятить себя профессиональной музыкальной карьере. Он сделал всё, чтобы раскрыть его талант. Так, специально для Гаэтано Доницетти Майр написал оперу «Маленький композитор», в которой сам Доницетти и несколько других учеников его школы выведены под своими именами. Суть сюжета в том, что главный герой, юный композитор, чувствуя, что призван сочинять музыку, добивается поставленной перед собой цели. Оперу поставили сами учащиеся. Затем Гаэтано Доницетти учился в Болонском музыкальном лицее, который незадолго до того окончил Джоаккино Россини.

Либретто оперы «Лючия ди Ламмермур» написал Сальваторе Каммарано по мотивам романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». Сюжет этого литературного произведения привлекал и других композиторов. До Доницетти по нему поставили оперы пять композиторов: Микеле Энрико Карафа ди Колобрано, Луиджи Риески, Ивар Фредерик Бредаль, Джузеппе Борначчини и Альберто Мадзукато. И вот что любопытно: ни одна из трёх опер не сохранилась, а «Лючия ди Ламмермур» наиболее часто исполняемое произведение Доницетти.

Сюжет «Ламмермурской невесты» мог привлечь Доницетти тем, что действие романа разворачивается в Шотландии, где родился его дедушка – Доналд Айзетт. Однако, понимая, что первым зрителем/слушателем «Лючии ди Ламмермур» будут итальянцы, Сальваторе Каммарано и Гаэтано Донецетти переделали шотландские имена на более привычные для итальянского уха. Так, Люси стала Лючией, Генри – Энрико, Эдгар – Эдгардо. А ещё Эдгардо кончает собой не как в романе – скача по зыбучим пескам, а более привычным для оперы способом – закалывает себя кинжалом. Но названия мест, где происходит действие оперы, остались такими же, как в романе.

Кстати, роман Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» основан на реальной истории: в 1669 году в Шотландии заключение свадебного контракта обернулось трагедией. Жанет Далримпл (Лючия) убила своего нового мужа, Дэвида Данбара (Артуро), за которого она была насильно выдана замуж её отцом, виконтом Стэром (Энрико) вместо того, чтобы быть отданной за любимого ею лорда Резерфорда (Эдгардо). В реальной жизни неудачливый поклонник приходился невесте дядей.

«При оперной переделке роман пострадал. За пределами действия оказались многие образы. Композитор и либреттист отбросили некоторые сюжетные линии, сняли важные для понимания событий мотивы (циничный политический расчет, руководивший действиями отрицательных персонажей), сосредоточив всё внимание на любовной драме. Либретто следует принятым тогда оперным нормам. Но выдающиеся достоинства музыки, драматизм и проникновенный лиризм выделяют “Лючию” среди итальянских опер 30-х годов (XIX века – прим. ред.), –считает советский музыковед Абрам Гозенпуд.

А вообще, опять-таки, как и многие другие оперные произведения, «Лючия ди Ламмермур» (вслед за романом Вальтера Скотта) вопиет о невесёлой женской юдоли в прошлом. Лучия, «подобно Офелии, – это самый смутный и зыбкий из всех образов героинь, подаренных нам музыкальным театром до наступления нашего века (ХХ – прим. ред.), то есть до того времени, когда невозможность любить стала пугающей загадкой», пишет Густово Маркези в книге «Опера: от истоков до наших дней». Леош Яначек, создатель оперы «Енуфа», наверное, поспорил бы с Маркези на тему о том, стал ли ХХ век тем временем, «когда невозможность любить стала пугающей загадкой». Но, так или иначе, Лючия – жертва условностей, которые были приняты в мире, тотально управляемом мужчинами. Правда, в опере страдают, как мы знаем, и мужчины. Лючия в приступе безумия заколола своего мужа, Артуро, его же шпагой, а Эдгардо кончает собой.

«Драматическими узлами оперы, её высшими точками являются: нежный дуэт тайных обрученных в первой части, бурная сцена во время брачного празднества, сцена безумия героини и финальное самоубийство Эдгара, – считает Маркези. – Текст Каммарано, пылкий и горестный, придает романтический колорит сюжету и без того в высшей степени романтическому. Либретто темпераментного неаполитанца содействовало успеху музыки Доницетти на родине либреттиста».

«Музыка полна романтического очарования. Мелодика её пленяет задушевностью, теплотой, пластичностью, образы героев ярко контрастны. В музыке господствует вокальное начало, оркестр играет подчиненную роль. Следуя принципам виртуозной оперы, позволяющей исполнителю блеснуть певческим искусством, композитор иногда приносит драматическую ситуацию в жертву самодовлеющему эффекту» – это уже мнение Абрама Гозенпуда.

«“Лючия ди Ламмермур” – одно из высших достижений романтического бельканто, к которому Доницетти пришёл за годы нелёгкого соперничества с Беллини. Не знавшая периодов забвения, опера регулярно появляется в афишах театров всего мира. Не исключение и Мариинский. В Петербурге XIX века она исполнялась обеими императорскими труппами – русской и итальянской – и за несколько десятилетий выдержала в общей сложности более 200 представлений. Нынешняя постановка Мариинского – третья за последние два десятка лет. Романтическая мелодрама, где эмоции целиком поглощают героев, яркие характеры, беспощадно раскручивающаяся интрига с внезапными поворотами действия и, наконец, упоительные мелодии Доницетти, у которого каждый номер превращен в шедевр, – таков рецепт сценического долголетия “Лючии ди Ламмермур” и её невероятной популярности у публики. Сценическое решение готовила итальянская команда, поставившая в Мариинском оперы “Симон Бокканегра” и “Фальстаф”», – читаем мы на сайте Мариинского театра.

Своё мнение о шедевре Доницетти можно составить завтра, 12 мая 2022 года. Спектакль пройдёт на второй сцене Мариинского театра. Начало в 19 часов.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно