Доходный дом на Большом проспекте Петроградской стороны, 45, который построил для себя архитектор Николай Никонов, включён в реестр памятников. Зодчий, работавший в «русском стиле», владел этой недвижимостью недолго.

В единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения включён на днях «Доходный дом Н.Н. Никонова», занимающий сквозной участок между Большим проспектом Петроградской стороны (№45) и Большой Пушкарской улицей (№38). Здание состоит из корпусов, образующих несколько внутренних дворов, и имеет два лицевых фасада.
Соответствующее распоряжение подписано главой комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. С 2001 года дом значился в списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Кстати
Внушительное по размерам многоквартирное здание занимает большой земельный участок, который изначально представлял собой два надела. Согласно планам Санкт-Петербурга, во второй половине XVIII века и в начале 1800-х годов здесь располагались огороды с какими-то временными служебными постройками. В начале XIX века участком владел штаб-лекарь госпиталя для бедных Нейман.
В 1820-х здесь появился деревянный усадебный дом со службами. Поместье сменило множество хозяев: капитанша Берг и её наследники, некая Анна Лебедева, жена штабс-капитана Артемьева, надворная советница Анна Орлова, купчиха Воронина, жена офицера Второго Кадетского корпуса Анна Скрыплева, дворянка Софья Казина.
В течение 80 лет здесь строились, перестраивались, дополнялись, восстанавливались после пожаров различные жилые и служебные сооружения, но всё «в формате» усадьбы с огородами, погребами, сараями и т.п. Ситуация изменилась на рубеже XIX-XX веков, когда нынешняя Петроградская сторона стала активно застраиваться «человейниками» — многоквартирными доходными домами.

что очень свойственно проектам Никонова
В 1900-м (или чуть раньше) этот большой земельный участок приобрёл известный архитектор Николай Никитич Никонов и разработал проект собственного доходного дома. Сначала со стороны Большого проспекта, а чуть позднее — и на Большой Пушкарской улице. Судя по всему, тогда же эти наделы были объединены юридически, хотя впоследствии всё равно построенные на них дома меняли хозяев по отдельности.
Дом состоит из нескольких корпусов различной высоты. По Большому проспекту — строение шестиэтажное, по Большой Пушкарской — четырёхэтажное на полуподвале, дворовые флигели — в пять и шесть уровней.
«Кирпичный лицевой фасад рассматриваемого дома по Большому проспекту оформлен в стиле поздней эклектики с мотивами “русского” стиля. Кирпичная кладка выложена из полихромного кирпича разноцветными узорами — в живописном ковровом сочетании красного, жёлтого и серого цветов. Фасад по Большой Пушкарской выложен из полихромного кирпича красного и желтого цветов, с вертикальным выделением центральной и боковых частей. Дворовые фасады гладко оштукатурены», — говорится в информационном сообщении петербургского КГИОП.
«Геометризм декоративной обработки фасадов смягчён его трёхцветной моделировкой, пластикой подкарнизной плоскости и включением накладных лепных деталей. Пластически выделенная центральная вертикаль не имеет надкарнизного завершения, но дополнительно акцентирована двумя высокими арками с “мавританскими” архивольтами. Керамическая облицовка верхних этажей дома характерна для многих работ зодчего, использовавшего её при строительстве как церковных, так и жилых зданий», — такая характеристика содержится в историческом путеводителе по Большому проспекту Петроградской стороны Галины Никитенко и Валентина Привалова.
Владел Никонов этим домом сравнительно недолго. Уже в 1904-м корпус со стороны Большого проспекта принадлежит торговавшему обувью купцу Карлу Петерсону, а на Большой Пушкарской — Иоганну Петерсону (чуть позднее — Марии Родзянко, жене шталмейстера Императорского двора и известного кутилы, который был старшим братом будущего председателя Государственной думы Михаила Родзянко).

Среди жильцов дома до 1917 года — несколько инженеров и архитекторов, на первом этаже «квартировали» книжный магазин Николая Фёдорова и некая лаборатория для химических, микроскопических и бактериологических исследований, связанная с именем Георгия Шора — выдающегося паталогоанатома и танатолога, считавшего, что важнее выявить не то, отчего наступила смерть человека, а почему прекратилась его жизнь, возглавлял группу экспертов, изучавших останки Александра Невского.
По некоторым данным, в 1914-1915 годах в этом доме квартировал Николай Петрович Сычёв (1883-1964) — художник, историк искусства, реставратор, художник, профессор Санкт-Петербургского/Ленинградского университета и Академии художеств, в 1922-1926 годах — директор Русского музея. Неоднократно подвергался репрессиям со стороны советских властей, в том числе за противостояние распродаже художественных ценностей. Позднее (в ссылке) занимался изучением и возрождением фресок Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, затем (уже на свободе) принимал активное участие в реставрации храма Василия Блаженного, Сретенского монастыря, построек Кремля в Москве и Троице-Сергиевой лавры.

Есть данные, что на рубеже 1920-1930-х в квартире №9 никоновского дома на Большом проспекте Петроградской стороны снимал жильё великолепный русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958), тоже впоследствии прошедший через сталинский ГУЛАГ.

В сентябре 1905 года в этом доме была отпечатана первая в России татарская газета «Нур», редактором-издателем которой являлся видный общественный деятель Атаулла Баязитов (1846-1911). Этому посвящена мемориальная доска, установленная на фасаде со стороны Большого проспекта П.С.
О судьбе и наследии архитектора Никонова «Родина на Неве» у же подробно рассказывала в специально посвящённой зодчему статье, поэтому напомним лишь некоторые факты.
Николай Никитич Никонов (1849-1918) родился в деревне Онофриево Пошехонского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье (скорее всего, крепостной). Мальчик с детства прекрасно рисовал, какое он получил начальное образование — неизвестно (на момент отмены крепостного права, то есть в 1861 году, ему исполнилось 12 лет), дарование якобы опекали местные священнослужители, в юношеском возрасте он работал в иконописных мастерских.
На рубеже 60-70-х годов XIX века Никонов отправляется в Петербург. Кто составил ему протекцию, мы не знаем, на какие средства первые годы будущий архитектор жил в столице Российской империи — тоже неизвестно. Но каким-то образом талантливый рисовальщик и, судя по некоторым источникам, прекрасный художник-орнаменталист оказался в подмастерьях придворного архитектора Ипполита Монигетти, для которого эти качества и умения Никонова были важны.

Николай Никонов
В 1872 году 23-летний Николай (судя по всему, уже подмастерье Монигетти) поступает вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Отчислен из неё «за нерегулярное посещение классов» аж в 1881-м (то есть через девять лет). Понятно, что молодому человеку (а на момент отчисления уже 32-летнему) без явной материальной поддержки родственников или покровителей приходилось много работать, чтобы более-менее нормально жить.
Тем не менее, через четыре года после отчисления из Академии художеств Никонов сдал в Технико-строительном комитете Министерства внутренних дел специальный экзамен и получил разрешение самостоятельно заниматься проектированием зданий и «производить постройки». То есть опыт и знания 36-летнего архитектора были очевидны.
В 1878-1879 годах возле Александринского театра строится доходный дом архитектора Николая Басина в «русском стиле». Считается, что оформление его фасадов разработал именно Николай Никонов. Но первая самостоятельная его постройка в Петербурге относится к 1886-1888 годам.
В это время на углу Забалканского (ныне Московского) проспекта и 2-й роты Измайловского полка (ныне 2-я Красноармейская улица) по проекту Никонова строится церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря. От комплекса этих зданий остались прилегавшие к храму жилые флигели подворья, а большая восьмиглавая церковь в русском стиле до неузнаваемости перестроена в советское время.
В 1890 году архитектор определён на службу при Канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода сверх штата («содержания не получает, но назначено вознаграждение один процент за составление планов и смет и за наблюдение за работами»).
В 1893-м Никонов назначен на должность епархиального архитектора, которую занимал вплоть до 1906-го, когда уволился «по собственному желанию» (за время службы удостоен орденов Святого Станислава и Святой Анны — оба третьей степени).

третьей степени
Уже после его отставки с должности епархиального архитектора по проектам Никонова построены, например, башни, южные ворота, келейный и хозяйственный корпуса в Староладожском Николаевском монастыре и церковь Казанской иконы Божией Матери в Териоках (нынешний Зеленогорск).
1917-й застал зодчего в Самаре, где он помогал сыну работать над заказом по проектированию и строительству здания рынка. Летом 1918-го Николай Никитич Никонов скончался.
Из сохранившихся в Петербурге построек архитектора отметим комплекс Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря на набережной Карповки, проект которого был разработан в 1899 году, а строились здания в течение двух лет. Помимо большого пятиглавого храма, здесь сооружены пятиэтажный жилой дом, лазарет, иконописная мастерская, хозяйственные службы. После сложных перипетий советского времени в 1989 году комплекс вернули верующим. Сейчас он практически полностью отреставрирован и близок к своему первоначальному облику.
Всего Николай Никонов построил для себя три доходных дома в Санкт-Петербурге — на Ямской (ныне улица Достоевского), 38, на Колокольной, 11 (знаменитый «Дом-пряник») и на Большом проспекте Петроградской стороны, 45 (со вторым фасадом на Большой Пушкарской, 38). Все три здания включены в охранный реестр памятников истории и культуры регионального значения.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП и www.citywalls.ru, а также справочных ресурсов Интернета