«Мастер и Маргарита» в бассейне

krysanova_denisova_gerashenko_master_margarita_bt_by_fetisova

«Мастер и Маргарита» – без всякого сомнения, самое медийное произведение за последние 30 лет с лишним. Два полнометражных фильма. Один сериал. Бесчисленные театральные постановки на самых разных сценах. Мюзикл. И вот теперь ещё и балет. Ждать ли оперы?

Наверное, бесконечное переливание романа Михаила Булгакова из одного медиа в другое продолжится до тех пор, пока в наличии будут дамы, одержимые мечтой отмстить за все свои обиды, летая невидимыми на метле. Ради этого они готовы и сделку с дьяволом заключить. «У нас в обществе и так переизбыток “ведьм”, которые равняются на Маргариту, персонажей “Гарри Поттера” и всевозможных ужастиков. Дамы наносят боевую раскраску, тычут в оккультные алтари некие “ритуальные ножи” и создают ведьмовские “ковены” [ведьмовские сообщества]», – иронизировал после выхода на экраны последнего фильма «Мастер и Маргарита» консервативный публицист Егор Холмогоров.

И вот теперь Большой театр привозит в Петербург балет «Мастер и Маргарита». Что настораживает тех, кто ещё этого балета не видел, так это то, что создали его люди, которые выросли в Восточной Европе незадолго до распада социалистического лагеря. Хореограф – румын Эдвард Клюг, который долго работал в Словении (часть бывшей Югославии); сценограф – словенец Марко Япель, а художник по костюмам – хорват Лео Кулаш. Не будет ли их прочтение обусловлено их «детскими травмами», полученными в «разлагающемся коммунистическом тоталитаризме»? Это риторический вопрос. Конечно, будет. Об этом говорит сам хореограф. «Любой человек моего возраста или старше, столкнувшийся с той системой, в которой родился этот роман, чувствует себя в той или иной степени вовлечённым в историю, описанную в “Мастере и Маргарите”. Иронический взгляд или даже самоирония – часто способ выжить в такие времена», – заявил он, приступая к работе над балетом.

Обратимся к тому, что пишут о постановке на сайте Мариинского театра: «Необычную оптику, через которую постановщики представляют сюжет “Мастера и Маргариты”, подчёркивает и экспериментальное сценографическое решение: действие романа, сложного для воплощения на балетной сцене, перемещено в бассейн». Почему бассейн? Как это связано с Москвой середины 30-х, в которой разворачивается действие романа Булгакова? Ведь знаменитый бассейн с подогревом появился на месте Христа Спасителя, взорванного в 1931-м, лишь в 1960-м. Оказывается, в сознании Эдварда Клюга Россия ассоциируется с бассейном. И всё потому, что в маленьком румынском городке Клуж-Напоке, где вырос этот хореограф, русские, по его словам, построили бассейн.

«Пустой бассейн. С большим количеством дверей вокруг, ведущих в кабинки для переодевания. Вот что даст нам возможность отправиться по всем адресам и перечесть все главы книги. Возьмём исходную точку: Патриаршие пруды, Иван Бездомный и Берлиоз. Их разговор мог бы состояться у бассейна, который может символизировать озеро – или пруд. Пойдём дальше: погоня Ивана за Бегемотом и Фаготом. Иван оставляет на берегу свою одежду и прыгает в Москву-реку. Опять бассейн на месте!» – рассуждает Эдвард Клюг.

«Мы решили, что это должно быть какое-то место, типичное для любого города первой половины ХХ века. В любом городе в то время были общественные бассейны. Можно увидеть в нём баню или санаторий, но в первую очередь это большое пустое пространство для танца. У декорации несколько слоёв смысла. С одной стороны, это место очищения и ожидания (как Чистилище), с другой – если видеть его как баню с большим количеством пара, то это ад (бал у сатаны)», – объясняет сценограф Марко Япель. Чувствуется, что создатели балета выросли в небольших городах, где, наверное, бассейны и санатории могли мозолить глаз.

Некоторые зрители, правда, «бассейн» Клюга и Япеля восприняли как морг. «С тем, что действие всего балета происходит в морге (я лично была в морге, который выглядел именно так, как он изображён на сцене: кафельные стены, много белых дверей и большой зал, тоже весь в кафеле, с каталками и кушетками или без них) – согласиться трудно», – написала в своём блоге одна театралка.

«Либретто хореографа, изложенное в программке, интерпретирует роман без затей. Автор вроде бы хочет уйти от дословного изображения сюжета, на деле же убирает всё, кроме фабулы. В центре внимания исключительно московские главы, причём перетасованные и переиначенные странным образом. Некоторые нюансы вызывают сдержанное недоумение» – это уже мнение профессионального критика Анастасии Глуховой. С её точки зрения, «одна из самых больших проблем этого спектакля – невнятная хореография». Да и по мнению упомянутой театралки, «хореография большинства номеров, скорее, напоминала не балет, а эстрадные танцы и пантомиму».

Правда, Глухова считает удачным сценографическое решение с бассейном: «Сценограф Марко Япель, постоянный соавтор хореографа нашёл удачное визуальное решение спектакля – советский общественный бассейн. Планшет сцены – дно бассейна. Это и клиника, и подвал мастера, и Варьете, и место бала. Чуть выше – бледно-зелёные кафельные бортики, своеобразный подиум, который с трёх сторон опоясывает сцену».

Чего в спектакле нет, так это непотребства в стиле экранизации «Мастера и Маргариты» режиссёром Юрием Карой, который бал у сатаны превратил в парад бесстыжих нудисток (неизвестно, смотрел этот фильм Клюг или нет, но в нём тоже есть сцены у бассейна и в бассейне, правда, наполненным водой). Лео Кулаш одел танцовщиц в трико телесного цвета – не более. Эротично, судя по фото, но пристойно.

«К музыке вопросов нет», – заявляет театралка-блогер. И то хорошо. Балет «Мастер и Маргарита» поставлен на музыкальные произведения Альфреда Шнитке – композитора-экспериментатора. «Я хотел поработать с существующей музыкой, причём, выбрать русских авторов, которые пострадали от системы и отразили это в своём творчестве, например, Шостакович и Шнитке», – объясняет свой выбор Клюг. Правда, по его словам, «обстоятельства вынудили меня отказаться от Шостаковича». Опять какие-то «детские травмы» человека, выросшего в стране, возглавляемой «гением Карпат». Да, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича жёстко раскритиковали в статье «Сумбур вместо музыки» за оперу «Леди Макбет Мценского уезда», но затем он стал обладателем Сталинской премии, Народным артистом СССР, героем Социалистического труда. Да и Шнитке был востребован в Советском Союзе. Так или иначе, микс из произведений Шнитке будет интересно послушать, придя на балет Клюга.

Балет «Мастер и Маргарита» будет представлен на новой сцене Мариинского театра 27, 28 и 29 июня. 28 и 29 июня он пройдёт дважды: начало в 13 и 19 часов. Те, кто хочет посмотреть его, но ещё не купил билет, должны торопиться – билетов осталось мало (несмотря на то, что цены на них весьма солидные).

Подготовил Дмитрий Жвания

Фото с сайта Мариинского театра

Вам будет интересно