Люди ищут скандалы там, где их нет

Papadakis_Siseron_1

Спортивный журналист Борис Ходоровский о международном обсуждении якобы гомофобного высказывания судьи Веденина в адрес французского танцора на льду Гийома Сизерона

Фраза из фильма «Готэм», вынесенная в заголовок, пришла на ум в ходе обсуждения достаточно взвешенного и вполне политкорректного высказывания 74-летнего судьи Александра Веденина о стиле четырёхкратных чемпионах мира и серебряных призеров Олимпиады-2018 в танцах на льду французов Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона. Сделано оно было во время турнира Finlandia Trophy в интервью сайту главного и единственного специализированного спортивного телеканала России. К тексту самого интервью придраться сложно.

Спортивный журналист Борис Ходоровский

Проводивший семинар для судей 74-летний Веденин отметил, что Пападакис и Сизерон катаются классно, но без эмоций, которые должны сопровождать истории любви. Именно таков в большинстве своём сюжет танцев. Веденин связал это с нетрадиционной сексуальной ориентацией партнёра. Своё утверждение опытный специалист подкрепил взвешенными аргументами. Только особенность современной прессы состоит в том, что множество изданий, не удосужившихся добыть интересные материалы, разбирают на цитаты чужие. Выдергивают те, которые могут собрать «клики».

Вот и из всего интервью Веденина многочисленные российские издания, а также блогеры, ютуберы и тиктокеры выдернули слова о нетрадиционной ориентации блестящего фигуриста Сизерона. Эти цитаты тут же перевели во Франции. И что тут началось! Сам Сизерон обвинил Веденина в гомофобии. Президент Федерации фигурного катания Франции, в прошлом двукратная чемпионка Европы в танцах Натали Пешала, придерживающаяся, кстати, вполне традиционной ориентации, подала официальный протест в Международный союз конькобежцев.

На защиту Сизерона встали многие российские фигуристы: олимпийская чемпионка Сочи в команде Екатерина Боброва заявила, что у 90 процентов танцевальных пар нет близких отношений вне льда, а олимпийский чемпион Солт-Лейк-Сити Алексей Ягудин заметил, что в кино актёры той же ориентации, что и Сизерон, исполняют роли мужественных героев и даже героев-любовников.

В мировой прессе Александра Веденина называют российским судьёй. А это неверно…

Широкое обсуждение неожиданно ставшей скандальной публикации продолжается и в России, и в мире. На этапе Гран-при в Ванкувере канадские журналисты поинтересовались мнением своих танцоров, Пайпер Гиллес и Поля Пуарье. Репортёры в Стране кленового листа, похоже, уже не знают, о чем спрашивать фигуристов. У Камилы Валиевой поинтересовались, например, с кем бы она отправилась грабить банк, и узнали, что с Алёной Косторной. Удивительно, что канадская полиция сразу же не пришла с обыском в номер к потенциальной медвежатницы.

Канадские танцоры, видимо, знакомы с реакцией международной общественности, прежде всего, ЛГБТ-сообщества, на высказывание Веденина и ответные слова Сизерона. «Фигурное катание — особый спорт, — подчеркнул Пуарье. — Мы должны показывать наше актёрское мастерство. Судьи оценивают нас именно по этим критериям». Партнёрша вообще сказала, что лучше сконцентрироваться на собственном выступлении, а не обсуждать другие дуэты.

Стоит ещё раз подчеркнуть: ничего крамольного в интервью Веденина не было. Он лишь грамотно сформулировал то, о чём уже давно говорят в кулуарах на всех соревнованиях по фигурному катанию, где участвует французский дуэт. Техника у Габриэлы и Гийома безупречна, постановки великолепны, но зрителей они не задевают. Неслучайно свой главный старт в карьере французы проиграли. Конечно, основную роль в том, что в Пхенчхане они уступили канадцам Тессе Вирту и Скотту Мойру, сыграло расстегнувшаяся застежка на костюме Пападакис. За это в соответствии с правилами сняли балл. Именно его не хватило французам, чтобы стать олимпийскими чемпионами.

Только стоит акцентировать внимание на другом. Обе пары, претендовавшие на «золото» в Пхенчхане, тренировались в Монреале у Мари-Франс Дюбрей и Патриса Лозона. Там вообще сейчас тренируются практически все сильнейшие танцевальные дуэты мира за исключением российских. Канадские тренеры подчеркивают, что одинаково относятся ко всем ученикам независимо от их гражданства. Хотя наверняка в глубине души они всё же остаются канадцами, и для своих Тессы и Скотта поставили танец, с которым можно было победить французов — «Танго Роксаны» на музыку к фильму «Мулен Руж».

74-летний Александр Веденин отметил, что Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон катаются классно, но без эмоций, которые должны сопровождать истории любви. Именно таков в большинстве своём сюжет танцев. Веденин связал это с нетрадиционной сексуальной ориентацией партнёра

В Пхенчхане, выиграв и индивидуальный турнир, и командный, Вирту и Мойр стали трёхкратными олимпийскими чемпионами. В их долгой карьере было множество великолепных танцев, поставленных сначала Мариной Зуевой и Игорем Шпильбандом, а затем Дюбре и Лозоном. Только никогда до Пхенчхана мы не видели на льду такую страстную Тессу и такого мужественного Скотта. И во многом за счёт этого они сумели победить непобедимых французов.

Непонятно, чем так возмутился Гийом. О его ориентации в кулуарах соревнований по фигурному катанию говорили всегда. В прошлом году сам Сизерон объявил о каминг-ауте, выложив в социальные сети фото своего бойфренда. Сделал это во Всемирный день борьбы против гомофобии по рекомендации активистов ЛБГТ-сообщества (экстремистская организация, запрещённая в России). Тем самым Сизерон подчеркнул свою позицию. И никого из поклонников фигурного катания, не говоря уж о судьях, не волновало, с кем проводит свободное время французский фигурист. Все оценивали его потрясающее мастерство.

Только зачем-то французы раздувают скандал. Хотя и без него дуэт Пападакис/Сизерон является фаворитом предстоящей Олимпиады в Пекине. Для победы, как известно, все средства хороши, а призывы к толерантности нынче добавляют вистов.

Стоит обратить внимание ещё на один нюанс. Подбросившие дровишек в огонь скандала журналисты почему-то всё время называют Веденина российским судьей. У многих может создаться впечатление, что его высказывание — это часть психологической войны. Ведь конкурентами французов в Пекине будут не только американские дуэты из группы, в которой они тренируются, но и действующие чемпионы мира Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Вот у них любой танец — это история любви. Причём, как отмечают многие специалисты, главным недостатком учеников Александра Жулина является то, что это один и тот же танец они исполняют под разную музыку.

Только Веденина никак нельзя называть российским арбитром. Он дважды выигрывал чемпионаты СССР в далёкие уже 60-е годы. После этого работал тренером. К моменту распада Союза занимал пост государственного тренера, отвечающего за подготовку сборной. Эта должность не подразумевала непосредственно тренерской работы и была, скорее, организационной. Одновременно Веденин судил престижные соревнования по фигурному катанию.

После распада СССР он уехал сначала в Германию, где тренировал как представлявшего эту страну Андрея Влащенко, так и фигуристов из других европейских стран. Даже занял должность, аналогичную посту гостренера в СССР. Из Германии он перебрался в США. Даже американское гражданство получил, чего особо не скрывает. На международных соревнованиях по фигурному катанию он нигде и никогда не работал в качестве представителя России.

Так зачем же нужно подчеркивать, что Веденин — российский судья, что не соответствует действительности? Ответ прост. В преддверии Олимпиады для победы, для которой все средства хороши, нужно придать скандалу, высосанному из пальца, политическую окраску. Кто будет виноват, если Пападакис и Сизерон не станут олимпийскими чемпионами? Конечно, Россия! И Путин.  

Вам будет интересно