Любимая певица ЧВК «Вагнер» и тотальная мобилизация

Bebi_2
Автор текста — Дмитрий Жвания

Мой старый товарищ и коллега Владлен Чертинов написал текст, в котором он возмущается по поводу того, что в дни, когда русские солдаты погибают на фронте, отражая пресловутый «контрнаступ» ВСУ, в нашем тылу проводятся «масштабные концерты» и намечаются фестивали с сомнительными исполнителями.

Любимая певица ЧВК «Вагнер»

Я, как и Влад Чертинов, поинтересовался творчеством упоминаемой им исполнительницы Мейби бейби… И решил было, что уроженка западной Белоруссии Виктория Лысюк тонко троллит свою аудиторию, создавая карикатурный образ модной в подростковой среде особи женского пола. Что касается её песни, простите — трека, «Инстасамка», так это сатирический выпад против певицы Дарьи Зотеевой, которая выступает под именем «Инстасамка». Но, наверное, я ошибся. Вот что пишет музыкальный обозреватель Михаил Садчиков (младший) о Мейби бейби: «Она поёт о любви, чувствах, проблемах подростков и, конечно, о современной жизни. Больше всего её любит поколение от 14 до 18 лет». Если это так, то Мейби бейби и вправду — голос поколения «зумеров».

А вот обращение бойцов ЧВК «Вагнер» к Мейби бейби с просьбой дать концерт на фронте, наверное, следует расценить как тонкий троллинг публики с ядовитыми причёсками. А, может быть, и не следует так воспринимать это обращение. По словам военкора Дмитрия Кулько, бойцы ЧВК «Вагнер» действительно высоко ценят творчество Мейби бейби. «Об этой певице, к своему удивлению, мы часто слышали от бойцов ЧВК “Вагнер” на разных направлениях, — рассказывает военкор. — Девушка с голубыми волосами, конечно, эффектная. Её творчество хоть и далеко от военной тематики, но, оказывается, иногда именно такие песни хочется слушать на передовой. А трек “Похрюкай” здесь вообще стал хитом!» Так что организаторы фестиваля «Вконтакте» ещё и благодарность за патриотическое воспитание молодёжи могут получить — за то, что пригласили певицу, чьи песни нравятся фронтовикам. Это, конечно, ирония. Ведь Мейби бейби даже не удосужилась ответить на обращение бойцов. Да и понятно, почему во всём её репертуаре они выделяют песню «Похрюкай». Надо объяснять?

Но эстетические и культурные запросы бойцов СВО из числа молодёжи порой совпадают с запросами тех их ровесников, что развлекаются в тылу, а то и вообще — «сменили локацию» в страхе перед мобилизацией.

Недавно парень, который после начала СВО несколько месяцев проработал в Донецке как волонтёр и под обстрелом получил контузию, рассказал мне забавный эпизод. Как-то он листал комиксы в донецком магазине аниме-литературы. Вдруг поблизости остановился бронетранспортёр. Из него вышли молодые бойцы и буквально ввалились в магазин. Он ожидал худшего. Но! «Мы по интернету заказывали последнюю мангу (комикс) “Стального алхимика”, но не успели вовремя её получить — нас перебросили в Авдеевку. Вы, наверное, аннулировали заказ?» — спросил один из солдат продавщицу. Заказ не аннулировали и ребята получили своего «Стального алхимика». Если это правда, то в этой истории неожиданно всё. И то, что в обстреливаемом Донецке работает магазин с аниме-литературой. И то, что в него заходят волонтёры в перерыве между поездками с гуманитарной помощью. И то, что бойцы на передовой охочи до «Стального алхимика», а не до «Стальных гроз». Стальные грозы на них льются каждый день. Зачем им про них ещё и читать? Это чтение для тыловых эстетов.

Связь поколений

Владлен Чертинов, без всякого сомнения, коснулся важной темы — эстетических запросов подростков. Я только на днях узнал о существовании Мейби бейби, Мари Краймбрери и Инстасамки, а также Big Baby Tape и прочих. После того, как 23 года назад меня признали лучшим музыкальным журналистом Петербурга, я перестал следить за трендами поп-культуры. И вот Владлен заставил меня ненадолго вновь погрузиться в этот чудной мир. И если честно, я не обнаружил, что он сильно деградировал за 23 года. Ибо и тогда он был дегенеративным. Помните, например, певца со сценическим именем Шура — беззубого карикатурного гомосексуала? Его и сейчас крутят музыкальные FM-радиостанции. Да, тексты… я даже не знаю, как это обозначить, песнями это точно не назвать… исполнителей нынешней волны не то чтобы фраппируют, а удручают. Это либо какой-то сентиментальный бубнёж, либо плохое копирование гангста-рэпа типа: «Собака съела товар. Собака теперь — наркоман». На этом фоне призывы Мейби бейби похрюкать даже заставляют улыбнуться.

Но главное, что возмущает Чертинова, так это то, что СВО идёт полтора года, а мобилизации нашего тыла так и не произошло. Меня это тоже возмущает. И я об этом писал. Возмущает, но не удивляет. В афише фестиваля в «Вконтакте» — налицо «связь поколений». В ней помимо Мейби бейби, Мари Краймбрери и прочих зумер-звёзд я обнаружил «Иванушек International» и DJ Groove — тех самых исполнителей, которые были на пике популярности, когда шла Первая война в Чечне. Тогда тоже одни погибали за Родину, рисковали жизнью, работая военкорами в зоне боевых действий (как, например, Влад Чертинов), а другие развлекались. Что касается меня лично, то в те годы я был не только и не столько музыкальным журналистом, сколько политическим активистом (понятие, скомпрометированное нынешними либеральными хомячками). Тогдашние либералы нас поносили «красно-коричневыми», а мы протестовали в том числе и против тылового жирования под «тополиный пух» «Иванушек» и «Счастье есть» DJ Groove.

Вот, например, что мы писали в одной из листовок:

Листовка группы «Рабочая борьба», написанная в мае 1996 года

«Какие планы на будущее имеет отпрыск мужского пола типично интеллигентской семьи? Поступить в университет, чтобы — упаси Боже! — не загреметь в армию; оттягиваться на рейв-пати; жрать “экстази”; справлять половую нужду; потом закончить университет; выгодно трудоустроиться, дабы коротать свои дни в покое и достатке с какой-нибудь понравившейся самкой под боком. Такие вот “впечатляющие” виды.

А ведь идёт война. Уже полтора года. В Чечне. Избалованные студенты развлекаются. Кайфуют. Совокупляются. В Чечне воюют молодые рабочие. Гибнут. Голодают. И — воюют. Проявляют динамизм. Решительность. Любовь к риску. А как иначе? Ведь вспышки трассеров — это не вспышки огней на рейв-пати. Ведь укрыться в окопе — это не тоже самое, что зарываться между грудей гёрл-френд.

Подрастающие интеллигентишки презирают солдат; считают их быдлом. До поры! Скоро солдаты вернутся. Мужественные. Сильные. Красивые. Видевшие смерть в лицо. Они нарушат обывательский мир и мещанский покой. Они — эти новые варвары — скажут вам: “Вы не интересовались войной. Зато теперь война заинтересуется вами”. Они предъявят свой классовый счёт».

Да, этот рубленый текст, написанный в мае 1996 года — очень пафосный и немного наивный. Но по сути правильный. И что печально: если в нём Чечню заменить на Украину, а слово «война» на СВО, он приобретёт актуальность. Хоть ходи и вновь распространяй по университетам. И это тоже меня не удивляет. И дело не только и не столько в кознях «шестой колонны».

Логика рынка

В размещении рекламы бургерной рядом с рекламой службы в Вооружённых силах России по контракту можно увидеть скрытый информационный саботаж — намёк на корыстный мотив контракта с армией. Но скорее всего — так «рыночек порешал». Есть рекламное место. Его надо продать. Уверен, что и в Волгодонске рекламный щит с унитазом повесили рядом с портретом местного героя СВО по этой же рыночной логике. А ещё за последние 30 лет выросло целое поколение, в котором, будем откровенны, очень много инфантильных дурачков. Они просто не понимают, в чём проблема. Им дали распоряжение повесить портрет героя — они его выполнили. А что рядом висит, так это не их дело. Хотя, конечно, каждый случай такого рода идиотизма надо расследовать. Информационный саботаж СВО со стороны носителей фиги в кармане имеет место быть.

Каждый честный человек не может не переживать по поводу «масштабных концертов» в то время, когда проливает кровь армия, наполненная в том числе и резервистами, то есть людьми, которые ещё вчера жили мирной жизнью. Но изводить себя на эту тему не нужно. Ибо это бесполезно.

Концепция тотальной мобилизации больше не работает. Ибо работала она совсем в другом обществе — в мире модерна, в контексте идеологий модерна, в условиях огосударствления и планового (в той или иной степени) индустриального производства. «Тотальная мобилизация как мера организаторской мысли есть лишь указание на ту высшую мобилизацию, какую проводит в нас время. Этой мобилизации присуща собственная закономерность <…>, — объяснял молодой Эрнст Юнгер в эссе «Тотальная мобилизация» (этот человек воевал на стороне врага, но он — великий философ). — Тотальную мобилизацию не осуществляют люди, скорее, она осуществляется сама; в военное и мирное время она является выражением скрытого и повелительного требования, которому подчиняет нас эта жизнь в эпоху масс и машин. <…> Техническая сторона тотальной мобилизации, между тем, не является решающей. Её предпосылки как и предпосылки любой техники, лежат гораздо глубже, и мы назовём их здесь готовностью к мобилизации».

Мы живём в совсем другом обществе — в обществе потребления и зрелища. Мы разрушили индустрию, которая дисциплинировала предыдущие поколения. На месте заводов построили гигантские торгово-развлекательные центры, где теперь по выходным люди «отдыхают семьями». В нашем обществе нужно быть «на позитиве», казаться счастливым и благополучным (не быть, а именно казаться), не обсуждать проблемы, а обмениваться весёлыми картинками, благо смартфоном если кто и не умеет пользоваться, так только глубокие старики — те самые, что работали по гудку. Всё серьёзное, а тем более — трагическое вызывает раздражение и даже отторжение: люди не хотят, чтобы их «грузили». Они якобы и так устали. Лучше разговаривать о предстоящем отпуске. Где его провести? Раньше в Испании было неплохо, а теперь куда — в Турцию?

Разве такое общество готово к тотальной мобилизации в понимании Юнгера? За полтора года его не перевоспитать, не превратить из потребительского в мобилизационное. Да и кто перевоспитывать-то будет? Власть сама нас превращала в потребителей продуктов и разнообразного «контента». Власть сама давала волю «рыночной логике», которая разрушала заводы. И не факт, что она от этой логики отказалась, если с высоких трибун мы слышим заявления о новой волне приватизации.

Но в какой-то момент нельзя будет не замечать войну, делая вид, что ничего особенного не происходит. Иначе мы канем в Лету. Война с глобальным Западом уже идёт, СВО — лишь часть её, и она, война эта, не на жизнь, а на смерть. Она уже заинтересовалась нами, и мы должны заинтересоваться ею как можно скорее. «Хороших русских» для нашего врага нет. Некоторые «релоканты» это уже усвоили на своём опыте. И тем, кто рассчитывает отсидеться, думая, что если мы проиграем, в его жизни ничего фатально печального не произойдёт, следует об этом помнить.

Война — мать революции, утверждали Маркс и марксисты. В чём-то они были правы. Но если Первая мировая война обернулась в России революцией, которая сотрясла её так сильно, что она распалась как империя, то нынешняя война, наоборот, мало-помалу запускает в нашей стране процессы постепенной консервативной революции, которые укрепляют наше государство и способствуют обретению им экономической независимости. На эти процессы и вся надежда. Возьмут они верх, и люди наши постепенно придут к осознанию, что им выпало жить в великую эпоху, когда не до масштабных концертов.

Дмитрий Жвания

Вам будет интересно