Лодейное Поле и Подпорожье: таёжный тупик

Lod_Pole_Podpor

Два дальних района Ленинградской области «спрятались» от современного экономического развития в лесных дебрях северо-востока региона. Какова цена этой патриархальной первозданности?

На неведомых тропинках

С транспортным сообщением у обоих дальних районов Ленобласти дело обстоит сложно. Лодейное Поле расположено на перекрестье трёх важных для Северо-Запада России автотрасс: «Кола», соединяющая Санкт-Петербург и Мурманск, ставшая в 2019 году федеральной дорога А215 (через Вытегру в Прокшино, в космодром Плесецк и в Брин-Наволок, то есть она проходит ещё и по территории Вологодской и Архангельской областей), а также региональное шоссе Р36, которое связывает город с Алёховщиной, Тихвином, Будогощью и Чудово (Новгородская область). Расстояние от Северной столицы России по «Коле» до Лодейного Поля составляет 246 километров.

Лодейное Поле расположено на перекрестье трёх важных для Северо-Запада России автотрасс

Город Подпорожье расположен примерно в 43 километрах от Лодейного Поля и, соответственно, в 290 километрах от Санкт-Петербурга. Через него проходит эта самая трасса А215, которая совсем недавно получила федеральный статус и ещё далеко не на всех участках (особенно в Вологодской и Архангельской области) сменила гравийное покрытие на асфальт.

Кстати

Несколько забегая вперёд, скажем, что поддерживать немногочисленные автодороги в обоих районах в нормативном состоянии крайне сложно из-за обильного движения по ним тяжёлых лесовозов, обслуживающих самую главную (если не сказать единственную) отрасль местной экономики — заготовку древесины.

Железнодорожная станция в Лодейном Поле, расположенная на пути из Петербурга в Петрозаводск и далее в Мурманск, действует с 1916 года. На этой же ветке функционирует и станция Подпорожье, но находится она в стороне от города — на расстоянии почти 10 километров.

Таковы основные логистические коридоры на суше, но не стоит забывать, что оба города стоят на берегах полноводной Свири, и на протяжении многих десятилетий именно река была основной магистралью и для Лодейного Поля, и для Подпорожья. А как сейчас?

Кануло в Лету?

Свирь является частью знаменитого Волго-Балтийского водного пути, грузовые суда следовали по ней из Онежского озера в Ладожское и далее по Неве в Финский залив.

Свирь — часть знаменитого Волго-Балтийского водного пути

В 2019 году через Волго-Балт было совершено 19,5 тысячи рейсов судов, которые перевезли 15,8 миллиона тонн грузов и 349 тысяч пассажиров. Объём перевозок в навигацию 2018 года составил 16,2 миллиона тонн (более 8 миллионов тонн — строительные грузы, 1,7 миллиона тонн – чёрные металлы, по 1,5 миллиона тонн — лесная продукция и нефтепродукты). Большинство этих грузов проследовало по Свири. Хотя общая протяжённость Волго-Балта составляет приблизительно 1100 километров, основная рабочая трасса приходится на маршрут Череповец — Санкт-Петербург.

Если в Лодейном Поле функционирует только пристань для швартовки пассажирских круизных теплоходов, то в Подпорожье в 80-х годах ХХ века был построен крупнейший на Северо-Западе Советского Союза речной порт, судьба которого уже несколько лет беспокоит специалистов отрасли.

Подпорожский порт расположен на территории площадью более 32 гектаров (участок находится в федеральной собственности), здесь построен причал длиной в 640 метров, 22 мостовых крана грузоподъёмностью в 16 тонн каждый переваливали в год более 3 миллионов тонн навалочных, насыпных и пакетированных грузов.

В порту обустроено около четырёх километров железнодорожных путей. Оборудование позволяло обрабатывать одновременно пять судов и производить разгрузку и погрузку теплоходов, вагонов и автотранспорта по «прямому варианту».

В основном Подпорожский порт обеспечивал перевалку щебня и лесоматериалов, принимая и отправляя грузы железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, перевалку экспортных и импортных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание, услуги по бункеровке флота, приёму с судов нефтесодержащих вод и мусора.

Подпорожский порт обеспечивал перевалку щебня и лесоматериалов, принимая и отправляя грузы железнодорожным, автомобильным и водным транспортом

Но, увы, ещё в 2013 году стартовала процедура банкротства ОАО «Подпорожский порт» по заявлению налоговой службы из-за долга в семь миллионов рублей. Постепенно общие требования кредиторов выросли до 107,9 миллиона рублей. При этом выручка предприятия по итогам 2016 года составила 15,6 миллиона рублей, а чистая прибыль — 339 тысяч рублей.

По состоянию на 11 февраля 2021 года компания Публичное акционерное общество «Подпорожский порт» (уставной капитал составляет 65,755 миллиона рублей) находится в процессе ликвидации.

При этом ещё в 2018 году появилась информация, что петербургское Общество с ограниченной ответственностью «Уни-Блок» пополнило свои активы приобретением Подпорожского речного порта.

В качестве основного направления деятельности компании заявлены заготовка, переработка, хранение и реализация лома чёрных и цветных металлов. За 6 лет внешнеэкономической деятельности количество лома, отгруженного фирмой на экспорт, выросло более чем в 3 раза и превысило 600 тысяч тонн в год.

На сайте компании в качестве одной из площадок приёма металлолома фигурирует «Подпорожский речной порт».

Объём перевозок по Воого-Балту в навигацию 2018 года составил 16,2 миллиона тонн

О каких-то планах развития гавани информации нет. При этом эксперты отмечают, что помимо лесных богатств только в Подпорожском районе имеются огромные залежи пригодной для изготовления кирпича глины (до 4318 тысяч кубометров), песка (36 264 тысяч кубометров), торфа (35 146 тысяч тонн), строительного и облицовочного камня (15 397 и 1512 тысяч кубометров соответственно). С учётом интересов строительной индустрии масштабная разработка этих месторождений неизбежно начнётся, и тогда этот порт будет просто необходим. Видимо, подходящее время ещё не наступило.

Кстати

23 декабря 2019 года было ликвидировано и подпорожское ОАО «Свирская судостроительная верфь». Предприятие специализировалось на постройке катеров-амфибий на воздушной подушке в том числе и для военных целей.

Лес рубят — щепки летят

Достаточно посмотреть снимки, сделанные из космоса и совершенно доступные ныне в интернете, чтобы увидеть на территории Лодейнопольского и особенно Подпорожского районов многочисленные делянки, где годами в значительных количествах вырубается лес. Действительно, заготовка и переработка древесины — основная отрасль экономики обоих муниципалитетов.

За 9 месяцев 2019 года объём заготовки древесины в Подпорожском районе крупными и средними предприятиями района составил 441,8 тысячи кубометров

В Лодейнопольском районе за 9 месяцев 2020 года заготовлено 549,7 тысячи кубометров древесины. Освоение расчётной лесосеки составило 68,4 процента. На территории района осуществляют деятельность 8 предприятий-арендаторов лесных участков.

Администрация Подпорожского района не торопится с публикацией экономических показателей, поэтому приходится пользоваться данными за 9 месяцев 2019 года. За этот период объём заготовки древесины крупными и средними предприятиями района составил 441,8 тысячи кубометров, произведено 206,52 тысячи кубометров пиломатериалов и 180,79 тысячи кубометров технологической щепы.

Кстати

В 2006 году финским концерном Metsä Botnia был запущен лесопильный завод мощностью 230 тысяч кубометров материалов в год. Предприятие «Мется Свирь» занимает площадь в 28 гектаров. Установленное оборудование позволяет перерабатывать бревна диаметром от 14 до 32 сантиметров и длиной от 3 до 6 метров. Сырье доставляется на предприятие автомобильным транспортом.

Кроме того, наиболее крупными промышленными предприятиями в Подпорожском районе являются завод по производству строительных изделий из бетона, «Мется Форест Подпорожье» (заготовка и обработка древесины), «Вознесенская РЭБ флота» (ремонт судов), «БТК групп» (пошив спецодежды) и «Карьер Щелейки» (добыча камня).

Лодейнопольский район крупными промышленными предприятиями похвастаться не может. При этом здесь в советское время построена (1927-1935) и функционируют Нижне-Свирская ГЭС имени академика Генриха Графтио. А в Подпорожском районе расположена Верхне-Свирская гидроэлектростанция (1938-1952), благодаря которой были «побеждены» те самые пороги, которые дали название рабочему посёлку, получившему в 1956 году статус города.

Крокодил не ловится, не растёт кокос

За 9 месяцев 2020 года в консолидированный бюджет Лодейнопольского района поступили доходы, сумма которых чуть превышает 1 миллиард рублей (свои налоговые и неналоговые – 361 миллион рублей и безвозмездные поступления из областного бюджета – 669,5 миллиона рублей).

Подпорожский район ежегодно посещают более 6000 туристов. Примерно половина из них едут в этнокультурный центр «Деревня Верхние Мандроги»

За девять месяцев 2019 года в консолидированный бюджет Подпорожского района поступили доходы в общей сумме 958,2 миллиона рублей при годовом плане в 1,4 миллиарда рублей (68,8 процента исполнения). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступление снизилось на восемь процентов.

План поступления налоговых и неналоговых доходов выполнен на 72,7 процента (355,7 миллиона рублей при годовом плане в сумме 489,3 миллиона рублей). Безвозмездные поступления из бюджета Ленобласти составили 602,5 миллиона рублей.

Несколько слов об агропроме. Практически вся территория Ленинградской области относится к зоне рискованного земледелия, что для северо-востока региона ещё более актуально.

По состоянию на осень 2019 года в Подпорожском районе реально действовали пять рыбохозяйственных предприятий и два индивидуальных предпринимателя, осуществляющих вылов рыбы, семь фермерских хозяйств и 1680 личных подсобных хозяйств, где в основном производят молоко, молочные продукты, мясо, мёд, выращивают картофель и овощи.

Общее поголовье крупных сельскохозяйственных животных составляло 338 единиц (коров — 191), мелкого рогатого скота (овцы и козы) — 430 голов, кроликов — 1665 (уменьшение численности по всем категориям), птицы — 2795 голов.

На территории Лодейнопольского муниципального района по итогам девяти месяцев 2020 года осуществляют деятельность два сельскохозяйственных предприятия (ООО «Агрофирма Рассвет» занимается производством молока и мяса крупного рогатого скота, имеет статус племенного репродуктора и ООО «Экологическая ферма «Алёховщина» — разведение овец, коз и птицы), 22 фермерских и 3492 личных подсобных хозяйства, 12 садоводческих и дачных некоммерческих объединений.

Посевная площадь составила 4 034 гектара (86,8 процента приходится под кормовые культуры, 7,6 процента — под зерновые культуры, 4,7 процента — под картофель).

Государственная поддержка на развитие сельского хозяйства в районе из федерального и областного бюджетов по всем категориям сельхозтоваропроизводителей за 9 месяцев 2020 года составила 57,7 миллиона рублей (176 процентов к аналогичному периоду прошлого года).

Территория паломников и экстремалов

Лодейнопольский район из-за отсутствия крупных промышленных предприятий довольно-таки трепетно относится к развитию туризма, разумно считая эту отрасль едва ли не единственной точкой роста своей экономики.

Самым привлекательным для паломников является Cвято-Троицкий мужской монастырь, который находится в 21 километре от Лодейного Поля

Объём налоговых поступлений от туризма  за январь-сентябрь 2020 года в районе составил в областной бюджет 1,770 миллиона рублей, а в местный — 5,735 миллиона рублей. Действуют 18 гостиниц, баз отдыха, гостевых домов и хостелов, 40 кафе и ресторанов.

Кстати

На днях появилась информация, что компания «Свирь Проект» намерена построить в Лодейном Поле гостиницу из модульных конструкций на 126 номеров. Первые 50 из них будут введены в эксплуатацию уже в этом году, вторую очередь планируется построить к 2027 году. Инвестиции составят примерно 150 миллионов рублей.

За навигационный период 2020 года к причалам Лодейного Поля и посёлка Свирьстрой круизные лайнеры с иностранными и российскими туристами (более 14 тысяч человек) заходили 74 раза.

Особое значение для района имеет приток паломников в расположенные здесь православные монастыри.

Введено-Оятский женский монастырь расположен примерно в 200 километрах к востоку от Санкт-Петербурга. В курганах вдоль реки Ояти найдены памятники XI века. Первые сведения об этой обители содержатся в житии святого Александра Свирского, написанном в 1545 году. Вновь монастырь открыт 27 декабря 1993-го. Сейчас в нём живут 13 монахинь.

Покрово-Тервенический женский монастырь возник в 90-е годы ХХ века возле развалин каменного Успенского (ныне Покровского) храма. Упоминание о местном погосте содержится в русских летописях начала XII века.

Но, конечно же, самым привлекательным для паломников является Cвято-Троицкий мужской монастырь, который находится в 21 километре от Лодейного Поля. Обитель основана святым преподобным Александром Свирским в конце ХV века. Ещё при его жизни монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник XVI-XIX веков.

Храм во имя святого великомученика Георгия на Юксовском озере в нынешней деревне Родионово основан в 90-х годах XV века

В годы советской власти монастырь использовался как исправительно-трудовой лагерь, детский и инвалидный дома. Некоторое время здесь располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 по 2009 год находилась Свирская психиатрическая больница. Восстановление обители началось в 1997 году.

Подпорожский район ежегодно посещают более 6000 туристов. Примерно половина из них едут в этнокультурный центр «Деревня Верхние Мандроги».

Напомним, что этот туристический центр, обслуживает путешественников, которые прибывают по Свири на круизных лайнерах, на автомобиле по шоссе, также можно добраться по железной дороге до Подпорожья (27 километров от базы) или на собственном вертолёте.

Гостям здесь предлагают размещение в гостинице или в бревенчатых строениях разного «калибра» — от избы до усадебного дома. Из развлечений — Музей русской водки, бани по-чёрному и spa с кедровыми купелями, конные прогулки, мини-зоопарк, перепелиная ферма, рестораны, бары и т.п.

На территории Подпорожского района находятся 126 историко-архитектурных памятников, в том числе 64 — деревянного зодчества .

Например, храм во имя святого великомученика Георгия на Юксовском озере в нынешней деревне Родионово основан в 90-х годах XV века. Это самая старая деревянная церковь России, оставшаяся на своём историческом месте (ещё две примерно того же периода были перенесены в музеи-заповедники). Юксовичи — древнее поселение, упоминаемое в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича в 1137 году.

Но понятно, что обильный туристический поток к этим святыням может быть для них опасен. Всё хорошо в меру. Ценят эти края и любители преодолевать всевозможные ухабы на внедорожниках.

Для справки: площадь Подпорожского района — 7,83 тысячи квадратных километров (10,46 процента площади Ленобласти), население — 27,7 тысячи человек (86,58 процента проживают в районном центре и трёх посёлках), плотность населения составляет в среднем четыре человека на квадратный километр. Площадь Лодейнопольского района — 4,91 тысячи квадратных километров (6,6 процента территории Ленобласти), население — 28 тысяч человек (70,75 процента проживают в районном центре и посёлке Свирьстрой), это 1,48 процента населения региона, то есть наименьший показатель среди муниципальных районов Ленинградской области.

Игорь Теплов

Вам будет интересно