«Левша» из уникальной коллекции Мариинского

lefty_

Кто будет спорить с тем, что Мариинский театр уникален? Уникальность этого театра проявляется во многом, в том числе в том, что в его репертуаре есть вся коллекция опер современного композитора Родиона Щедрина. Одна из них, «Левша», написанная композитором в 2013-м, будет вновь представлена в Концертном зале театра 7 апреля.

По легенде, опера «Левша» появилась благодаря жене композитора – балерине Майе Плисецкой, которая очень любила творчество русского писателя с непростой судьбой Николая Лескова. Первым обращением Щедрина к наследию Лескова стала работа над оперой «Очарованный странник», позднее он, может быть, по наущению жены, которая была левшой, обратился к «Левше».

Сюжет повести известен по школьной программе. Однако только с возрастом можно понять философский её смысл. И Родион Щедрин делает именно это. Он не только понимает философский смысл «Левши», но и доносит его до зрителя/слушателя. Как верно подмечено в одной из рецензий, «композитор рассматривает заглавного героя как концентрированное воплощение национального характера – ему присущи такие черты, как смекалка, одарённость, презрение к смерти, неспешность, способность к самоиронии и даже склонность к злоупотреблению спиртным (ведь этот порок нередко приписывают русскому народу)». Поднимается в опере, как и в повести, такой вопрос, один из русский извечных, о взаимоотношении таланта и власти. В повести и в опере западный индивидуализм противопоставляется русской соборности, коллективности.

Опера – это музыкальное произведение, а значит, она доносит до нас смыслы не только словами, сюжетом, сценографией, но и языком музыки. Родион Щедрин – современный композитор. Он, продолжая традицию русской оперы, канонами не скован. «Создавая музыкальный образ России, композитор вводит в оркестр народные инструменты – причём не только русские: наряду с жалейками и домрами звучат цимбалы и дудук. Очень колоритно звучат многочисленные ударные – маримба, античные тарелки, бонги – в сцене ковки. Иной тембровый колорит избран для образа Англии – холодноватое звучание флейт, арф, челесты. Примечательно, что если в отображении «русского мира» важную роль играет хор, то образ Британии воплощают солисты и миманс», – читаем мы в рецензии на спектакль. Есть в опере и редкая разновидность вокального искусства – колоратурное сопрано (блоха).

«Левшу», как и «Очарованного странника», поставил в Мариинском театре живой классик оперной режиссуры Алексей Степанюк.

Итак, 7 апреля, 19 часов, Концертный зал Мариинского театра

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно