В здании Левашовского хлебозавода на Петроградской стороне после реконструкции открыто некое «культурно-деловое пространство». Удачный проект приспособления памятника советского конструктивизма для современного использования?
История с «преображением» Левашовского хлебозавода началась в 2016-м, когда постройки (примерно 7000 квадратных метров) этого совершенно «убитого» к этому моменту предприятия, которое уже не функционировало по своему изначальному профилю, и прилегающий земельный участок (около 2,5 гектара) приобрела девелоперская Группа RBI.
Территория занимает треугольник, образованный Барочной и Большой Зелениной улицами, а также Левашовским проспектом и расположена недалеко от места впадения Карповки в Неву.
«Проект целенаправленно разрабатывался как новая точка притяжения городского масштаба, доступная для всех желающих, при этом экономически оправданная для инвестора за счёт строительства на прилегающей территории элитного клубного дома Futurist и размещения внутри самого хлебозавода головного офиса компании. А центральное место в нём — в том числе полностью сохранённый объем купольной котельной с огромным 13-метровым потолком — занял новый культурный центр», — говорится на сайте Группы RBI.
То есть речь идёт не об альтруизме и какой-то особой озабоченности крупного девелопера судьбой памятника истории и культуры регионального значения (с 2012 года), а о коммерческом проекте, который включает в себя и элитное жильё, и новый офис «для себя любимого» (4500 квадратных метров из 7300), и аренду площадей для предприятий общепита, и «культурное пространство».
Кстати
Куратором этого культурного пространства выступает школа Masters — частный «образовательный проект в области искусства», который основан Полиной Бондаревой (дочь бывшего главы Счётной палаты и министра финансов РФ Алексея Кудрина). Горожанам, конечно, обещаны (особенно поначалу) бесплатные экскурсии и т.п., но вообще-то этот «культур-мультур» тоже сугубо коммерческий.
В том, что весь этот «монетарный пасьянс» столь удачно сложился, нет ничего плохого. Другое дело, что пиарить такой проект как сугубо культурный надо бы аккуратнее. Тем более что один билет на фортепианный концерт в «Левашовском хлебозаводе» из серии Pianissimo обойдётся меломану минимум в 4500 рублей (130 мест в зале).
Из разговоров представителей RBI «в пользу бедных» можно узнать, в каком ужасном (аварийном) состоянии им достался объект, как они спасали 90 процентов бетонных балок и на их укрепление «потратили больше 250 тонн металла», что самым дорогим с финансовой точки зрения этапом реализации проекта стали общестроительные работы с фасадами, окнами и кровлей, на которые пришлось 32 процента от общей суммы затрат, и отделка (22 процента от общей стоимости).
Кстати
Площадь ЖК Futurist (семь корпусов, 199 квартир) составляет 40,9 тысячи квадратных метров, из которых на жильё приходится 21,3 тысячи, объём инвестиций в проект — 4,2 миллиарда рублей (двухкомнатная квартира площадью 93,6м2 продаётся здесь за 25 миллионов рублей). А преобразование здания Левашовского хлебозавода в офис компании-застройщика и «культурное пространство» обошлось, по словам главы совета директоров, основателя и владельца группы RBI Эдуарда Тиктинского, в 1,3 миллиарда рублей (с учётом мебели и офисного оборудования). Ребята постарались, но для себя и в пределах разумного.
Итого: культурный центр «Левашовский завод» занимает более 1000 квадратных метров внутри здания-памятника конструктивизма и состоит из многофункционального цилиндрической формы зала котельной с куполом на высоте в 13 метров. Здесь и в нескольких прилегающих помещениях первого этажа предполагается проводить концерты, выставки, презентации и т.п.
К чести создателей «культурного пространства» следует отнести организацию в нём двух очень важных и достойных экспозиций. Во-первых, «Блокадный мемориал на Левашовском хлебозаводе» (предприятие работало в осаждённом городе, в 1942-м оно было полностью перепрофилировано на выпуск ржаного формового хлеба). Во-вторых, выставка, которая рассказывает об истоках и становлении эстетики конструктивизма в советской архитектуре 1920-1930 годов, главных представителях этого стиля, а также об истории собственно Левашовского завода и авторе идеи таких хлебозаводов-автоматов инженере Георгии Марсакове.
Кстати
В блокадный мемориал, занимающий примерно 70 квадратных метров, ведёт коридор, на одной стене которого размещены плакаты и стилизованные объявления того страшного времени об обмене на хлеб разнообразных бытовых предметов. На противоположной стене перечислены 3411 имён жителей квартала, где располагался завод, и сопредельных переулков (174 дома), погибших в период с сентября 1941-го по октябрь 1943 года. Непосредственно в «Блокадной комнате» посетителю представлена мультимедийная композиция о военном бытовании этого района и всего Ленинграда — от первых бомбёжек до салюта Победы.
В общем и целом реконструкцию Левашовского завода для современного использования, конечно, следует признать положительным примером. Особенно, если говорить о судьбе памятников архитектуры советского периода, далеко не все из которых внесены в охранный реестр.
Чем заслужил такую честь хлебозавод на Петроградской стороне?
На месте, где впоследствии было построено это предприятие, в XVIII — начале XIX века располагался зелейный (пороховой) завод, позднее — лесная биржа братьев Колобовых. В начале 1930-х этот участок был передан под строительство хлебозавода-автомата №2 по кольцевой технологии — одного из четырёх запланированных для Ленинграда (построены были только Левашовский и Кушелевский, а ещё пять сооружены в Москве). Предприятие, рассчитанное на выпуск около 290 тонн белого хлеба в сутки, заработало осенью 1933 года.
Технологию вертикально-кольцевого цикла приготовления хлеба, в соответствии с которой здание и представляет собой врезанные друг в друга цилиндры производственного здания и котельной, перекрытой куполом, разработал инженер Георгий Марсаков.
Ключевая идея — кольцевой конвейер. Хлебозавод строился вокруг огромной печи, и весь процесс «крутился» возле неё: на верхнем ярусе готовилось тесто, а на нижнем горячий хлеб уже грузили в подводы и автомобили для доставки в булочные.
Георгий Петрович Марсаков (1886-1963) родился в казачьей станице Наслединской под Верхнеуральском в семье ремесленника, который был «мастер на все руки» — кузнец, плотник, штукатур и т.д. Перед революцией он окончил Томский технологический институт в числе лучших (прославился тем, что за два месяца сдал 21 экзамен, за что получил стипендию в 300 рублей в год). Талантливый студент защитил две выпускные работы и получил диплом инженера-механика по двум специальностям: силовые установки и холодильное дело.
Работал на Пушечном заводе в Царицыне прорабом по строительству новых цехов, затем — инженером по монтажу металлургического оборудования, начальником цеха (чугунолитейного, слесарно-механического, котельного и модельного), заместителем главного инженера. После 1917-го на Урале попал в тыл к белогвардейцам, был арестован, затем направлен работать на холодильник в Троицке, где возглавил техническую службу. С 1920 года в Царицыне восстанавливает водопровод, проектирует строительство скотобойни и холодильника. С 1924-го работает в акционерном обществе «Мельстрой», здесь и начинается его «дружба» с хлебозаводами.
Марсаков был назначен директором экспериментального завода №1 в системе предприятий «Союзпродмашины», названного «Кольцевой конвейер». Он запланировал строительство заводов, которые смогут выпекать 30, 60, 100 и 180 тонн хлеба. Далее новые предприятия его системы стали работать ещё мощнее, выпекая более 200 тонн хлеба. После запуска нескольких таких хлебозаводов инженер в 1933 году получил орден Ленина.
Но затем, отличавшийся неуёмным и скверным с точки зрения чиновников характером Марсаков был отправлен в уральский город Билимбай на чугунно-литейный завод, построенный за двести лет до этого графом Строгановым. Впредь талантливый инженер работал «в стол». Среди этих нереализованных проектов — «Азовсталь» с расположением всех цехов между двумя конвейерными кольцами, что позволило бы сократить площадь предприятия более, чем вдвое, а железная дорога, проложенная по внешнему кольцу завода, увеличила бы свой фронт погрузки и разгрузки на 40 процентов.
Типовой проект «цилиндрического» хлебозавода (Левашовского и Кушелевского) конструкции Марсакова разработан инженерами Строительно-технического треста Ленинградского союза потребительских обществ Петром Дмитриевичем Бункиным, Эммануилом Марковичем Хевелёвым и Павлом Михайловичем Сергеевым. Участие в проектировании здания также приписывалось выдающемуся архитектору Александру Сергеевичу Никольскому (впоследствии автору проекта стадиона имени Кирова на Крестовском острове).
Но есть свидетельства, что Марсаков обсуждал своё изобретение с земляком Григорием Александровичем Симоновым — выдающимся ленинградским архитектором (жилой квартал рабочих Путиловского завода на Тракторной улице, дом Общества бывших политкаторжан на площади Революции и др.). Именно он якобы и посоветовал использовать в проекте хлебозавода модные в то время приёмы конструктивизма (симметрично поставленные лестницы с вертикальными окнами, ленточные горизонтальные окна и др.).
Тем не менее, в единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения здание включено в октябре 2012 года под названием «Левашовский хлебозавод. Здесь выпекали хлеб в годы блокады Ленинграда 1941-1944 годов». То есть как-то без «лишнего» конструктивизма обошлись…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта Группы RBI и справочных ресурсов Интернета