Лермонтовский дом: смерть поэта 2.0

Lerm12

Эпопея с заброшенным домом на Садовой, 61, в котором Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» всё никак не может завершиться достойно для Петербурга и Отечества. Памятное для русской культуры здание будет снесено?

Сейчас лермонтовский дом на Садовой выглядит так

В начале декабря уже минувшего 2022 года глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил петербургскому управлению своего ведомства изучить ситуацию вокруг дома княгини Шаховской на Садовой улице, 61. Поводом стала тревога градозащитников, которые заметили возле заброшенного много лет здания некую «строительную» активность и заподозрили, что идёт подготовка к сносу этого памятника культурного наследия регионального значения (с 1993 года).

«В социальных сетях сообщается о намерении неравнодушных жителей Санкт-Петербурга обратиться к руководству СК России в связи с угрозой уничтожения исторического здания — Дома княгини Шаховской, заложенного в начале XIX века. Жители утверждают, что долгие годы здание не реконструируется и разрушается, и готовится его снос. Жители просят обеспечить правовую охрану здания со всеми его историческими флигелями», — говорилось в информационном сообщении Следственного комитета.

Что именно доложили Бастрыкину его подчинённые, естественно, неизвестно. Градозащитники же (со ссылкой на информацию 2019 года) вдруг обеспокоились перспективой сноса северного и западного дворовых флигелей здания, полной заменой конструкций в восточном флигеле, то есть более-менее сохранением в первозданном виде только корпуса со стороны Садовой улицы, который и является предметом охраны. С учётом состояния дома и его грядущего предназначения, скорее всего, так оно и будет.

К истории вопроса. Здание было признан аварийным и расселён в начале 2010-х ещё в губернаторство Валентины Матвиенко. Тогда некий «инвестор» намеревался превратить в гостиницу пять прилегающих друг к другу домов (№№61 и 63 по Садовой улице, №24 по Большой Подьяческой, №№39 и 41 по Вознесенскому проспекту). То есть речь шла о проекте, почти аналогичном созданию торгового комплекса «Невский центр» (Stockmann) с уничтожением подлинных построек XIX-XX века на углу улицы Восстания (Знаменской) и Невского проспекта. Но что-то застопорилось (возможно, из-за отставки Матвиенко с губернаторского поста в Петербурге и перемещения её в Москву на должность председателя Совета Федерации РФ).

Проект создания грандиозного гостиничного комплекса в квартале, где расположен и лермонтовский дом (начало 2010-х)

Кстати

Возникали и инвесторы, желавшие «реконструировать» конкретно дом №61 по Садовой, но тоже ничего «не срослось». В 2012-м уже новый губернатор Северной столицы России Георгий Полтавченко поручил рассмотреть вопрос о передаче расселённого и заброшенного здания с земельным участком Мариинскому театру (официально и окончательно вопрос решён в 2016-м) для размещения после реконструкции то ли гостиницы, то ли общежития для артистов.

С тех пор много воды утекло, воз и ныне там. Случилась пара скандальных историй. Во-первых, в 2015-м через сайт частных объявлений некие прохиндеи («предприниматель» и «жилищник») пытались продать чугунные фрагменты ограды парадной лестницы «лермонтовского» дома на Садовой. Во-вторых, городской комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в 2018-м через суд обязал Мариинский театр в течение 36 месяцев разработать проектную документацию по сохранению памятника и согласовать её (исполнительные листы были выданы в апреле 2019 года, то есть срок давно истёк).

Те самые чугунные балясины, которые прохиндеи пытались продать

Судя по комментариям представителей Мариинского театра, и прежде всего его художественного руководителя Валерия Гергиева, в многолетней задержке преобразования дома на Садовой, 61 во что-то пристойное виноват… Михаил Юрьевич Лермонтов. Точнее, те неравнодушные петербуржцы, которые отстаивают идею создания по этому адресу музея поэта и утверждают, что основные параметры квартиры, которую снимал поэт, сохранились.

«Когда появилась информация, что нам передают дом Лермонтова, возникли разного рода домыслы. Я сам поклонник великого русского поэта, и заинтересован в том, чтобы память Лермонтова была жива, в том числе — через музей-квартиру, которая будет бережно восстановлена. Ну а в театре остро стоит вопрос жилья. У нас много молодых артистов, бросать их на произвол судьбы было бы ошибкой. Когда я пришёл в театр, в 24 года,  мне предоставили  ведомственное жильё — комнату метров в десять, там я готовился к своим первым спектаклям… И с домом Лермонтова проблема совсем не в Мариинском театре… Будем стараться сделать всё достойно как имени Лермонтова, так и репутации театра. Найдём средства вместе с городом… Но, проходя формальности, мы теряем месяцы. Надеюсь, что не годы», — говорил Гергиев в интервью, опубликованном в октябре 2016-го.

Лермонтовский дом на фото примерно 2010 года

Забудем про предложение выделить в доме на Садовой, 61 после его реконструкции 50 квадратных метров бывшего зоомагазина на первом этаже «на Лермонтова», но и без этого есть несколько неудобных вопросов.

Во-первых, зачем в нынешней ситуации театру нужна некая собственная жилая недвижимость? Не проще ли и выгоднее арендовать приглашённым артистам через агентства жильё или же компенсировать им оплатой труда съём таковой? Судя по всему, сейчас так и делается. Зачем тогда ввязываться в стройку/реконструкцию/ремонт/реставрацию здания-памятника? Впрочем, калькуляцию расходов театр на всеобщее обозрение не представил.

Во-вторых, музей Лермонтова, конечно, совершенно «не по профилю» театра оперы и балета. Хотя на стихи великого поэта написаны разными композиторами многочисленные романсы, а также по его поэме создана Антоном Рубинштейном опера «Демон». Но всё-таки резонно, чтобы лермонтовским музеем были озабочены, прежде всего, городские власти Петербурга, а этого категорически не наблюдается.

В-третьих, по поводу создания в Петербурге музея Лермонтова отмалчивается Пушкинский дом (Институт русской литературы Российской Академии наук), где находится большая коллекция связанных с жизнью и творчеством поэта предметов. Это рукописи, рисунки, личные вещи и прижизненные издания, которые были собраны когда-то в Николаевском кавалерийском училище (образовалось из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил Лермонтов).

В общем, справедливость требует, чтобы вопросы по поводу создания в Петербурге музея Лермонтова не были адресованы только и исключительно Мариинскому театру — нынешнему хозяину (управителю) дома на Садовой, 61.

Вид на лермонтовский и соседние дома с расположенной почти напротив старинной пожарной башни

Последняя по времени более-менее внятная информация о судьбе лермонтовского дома была опубликована летом 2022-го в смольнинской газете «Петербургский дневник».

«Пока проект реконструкции дома на государственную экспертизу не поступил. Скорее всего, передача документации состоится в августе-сентябре этого года. Сейчас завершается разработка историко-культурной экспертизы проектной документации. Ремонтно-реставрационные работы в здании могут начаться уже осенью», — цитировало издание Феликса Буянова, главу архитектурной мастерской «Б2», «занимающейся проектом реконструкции здания».

В этой же публикации говорится:

«В здании есть условия для создания музея-квартиры Михаила Лермонтова, помещение площадью порядка 250 квадратных метров на втором этаже будет отведено под будущий музей писателя. В него будет вести парадная лестница, которая вместе с помещением после проведения работ будет передана музею. Попасть в него можно будет через отдельный вход со стороны Садовой улицы».

Со ссылкой на городской комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры сообщается, что в декабре 2021-го был представлен проект работ по сохранению объекта. Но «в комплекте представленных документов отсутствовал акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации. Поэтому проект возвращён заявителю без рассмотрения и согласования», а обновлённые и доработанные проект и акт на рассмотрение и согласование в КГИОП так и не поступили.

Отметим два обстоятельства.

Во-первых, без полноценной, квалифицированной и честной историко-культурной экспертизы дома на Садовой улице, 61 и публично представленного проекта его реконструкции любые разговоры о дальнейшем использовании этого здания вообще бессмысленны. Но именно этого исследования почему-то как не было, так и нет. Ничего, кроме всяких нехороших подозрений, такая ситуация не вызывает. То есть градозащитники беспокоятся явно не зря.

Во-вторых, судя по «кривому» сайту архитектурной мастерской «Б2», это бюро не может похвастаться корректной работой со старинными зданиями, тем более — с историческими памятниками. В активе этих зодчих — жилой комплекс «Резиденция на Суворовском», преобразование здания филиала издательства «Правда» на Херсонской улице, несколько автоцентров (при этом многие страницы, посвящённые проектам бюро, на сайте компании недоступны). Вот как-то эти проектировщики рядом с лермонтовским домом выглядят сомнительно… Пусть докажут обратное.

Портрет Михаила Лермонтова в форме лейб-гвардии Гусарского полка кисти Петра Заболоцкого (1837)

Короче говоря, судьба дома на Садовой улице, 61 остаётся туманной. Здесь как не было, так и нет разумного сочетания интересов. У Мариинского театра — одни, у общественников, которые ратуют за создание в Петербурге полноценного музея Лермонтова, — другие, власти по сути дела вообще от проблемы самоустранились (типичная для Смольного позиция относительно судьбы памятников истории и культуры, создания новых музеев, сохранения уникальной городской среды). Похоже, что без проявления воли ситуация так и останется тупиковой. 

Для справки:

По мнению ряда исследователей, каменный дом по нынешнему адресу Садовая улица, 61 был построен в первой четверти XIX века и первоначально был двухэтажным, как и большинство частных зданий в тогдашнем Петербурге за исключением дворцов, храмов и некоторых казённо-ведомственных сооружений.

Первый из ныне известных чертежей фасада относится к 1869 году. На этом рисунке дом трёхэтажный. Позднее (в 1875-м) по проекту Фёдора Черненко был надстроен четвёртый этаж и изменено в духе модной тогда эклектики изначально ампирное оформление фасада, а в 1903-м — пятый (по проекту Льва Андреева). Постепенно «подросли» и дворовые флигели.

Чертёж фасада здания, датируемый 1869 годом

По поводу владельцев дома на момент съёма здесь квартиры Лермонтовым (апрель-начало мая 1836 года) полноценной информации нет. Сам поэт в письме бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой, для которой он и арендовал это жильё, сообщает: «Квартиру я нанял в доме князя Шаховского за 2000 рублей».

Тем не менее, в справочнике 1836 года значится, что домом владеет «полковница княгиня Шаховская». В реестре памятников истории и культуры объект именуется «Дом кн. Шаховской (купца Чугреева)».

По поводу того, кто именно из разветвлённого и многочисленного семейства князей Шаховских владел этим домом, есть несколько версий. Одна из них связана с персонажем публикации «Родины на Неве» об усадьбе Уткина дача, принадлежавшей некоторое время княгине Зиновии Петровне Шаховской (1801-1869). Напомним некоторые факты её биографии.

Она была дочерью очень богатого купца Петра Семёновича Зеленкова, владевшего питейными откупами в Иркутской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерниях. Во время Отечественной войны 1812 года он уже отличился значительными пожертвованиями, а в 1826-м получил орден Святой Анны III степени за помощь в устранении последствий петербургского наводнения 1824 года. В 1829-м получил потомственное дворянство.

Зиновия Шаховская — предполагаемая хозяйка дома, в котором снимал квартиру Михаил Лермонтов

Зиновия Петровна вышла замуж за штабс-капитана князя Александра Яковлевича Шаховского (1797-1864). О нём известно, что происходил он из псковской ветви этого дворянского рода, в 1826-м был переведён из Гренадерского полка в адъютанты к графу Аракчееву, в 1832-м — полковник «состоящий при временном Департаменте военных поселений лейб-гвардии Семёновского полка», среди наград — орден Святого Владимира IV степени и Святой Анны II степени, в 1834-м — при Главном штабе военных поселений, а в 1835-м был переведён в Навагинский пехотный полк. Семейная жизнь супругов, судя по всему, не сложилась, и временами протекала бурно.

После смерти первого мужа княгиня сочеталась браком с Василием Ивановичем Уткиным, вице-президентом Вольного экономического общества, который впоследствии стал участковым мировым судьёй. Умерла Зиновия Петровна 7 июня 1869 года, была похоронена в одной из церквей Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне.

В квартире дома Шаховских Лермонтов, помимо стихотворения «Смерть поэта», за которое был арестован (на Садовой, 61 произведён обыск) и впоследствии отправлен из столицы Российской империи продолжать службу на Кавказ, написано, судя по всему, и хрестоматийное «Бородино» (начало 1837-го). Кроме того, поэт работал здесь над романом «Княгиня Лиговская».

После жительства здесь Лермонтова дом сменил множество хозяев. С начала 1890-х и вплоть до 1917 года им владел купец Иван Осипович Чугреев (потомственный почётный гражданин, староста церкви при приюте Великой Княгини Марии Николаевны, советник общества взаимного кредита уездного земства, содержал табачный магазин и трактир, проживал в собственном доме на Садовой, 61, в его владении также находился доходный дом по 4-й Роте Измайловского полка, 14).

В этом же доме на Садовой в 1897-1907 годах снимал квартиру и держал своё ателье «отец российского  фоторепортажа» Карл Булла.

В советское время дом превратился в средоточие коммунальных квартир, а его дальнейшую историю мы уже рассказали выше.

Сейчас этой мемориальной доски на фасаде лермонтовского дома нет

На фасаде здания была установлена в память Лермонтова сначала беломраморная, а позднее гранитная мемориальная доска с портретным барельефом. Демонтирована, сейчас якобы хранится в фондах петербургского Музея городской скульптуры.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с сайта www.citywalls.ru и пабликов соцсети «ВКонтакте», посвящённых истории и защите дома на Садовой, 61

Вам будет интересно