Ленобласть и Петербург ищут варианты решения транспортных проблем

uzel

Ленинградская область совместно с Петербургом нащупывают варианты решения целого комплекса проблем, которые смежные регионы не в состоянии решить поодиночке. Один из приоритетных вопросов – транспортная интеграция. Ее на днях власти обоих регионов обсудили на закрытом для прессы заседании координационного совета Ленинградской области и Санкт-Петербурга в сфере социально-экономического развития. Предварительные выводы можно строить лишь на основании немногословных пресс-релизов и коротких комментариев чиновников по итогам заседания.

В 47-м регионе планируют построить семь транспортно-пересадочных узлов

Транспортное сообщение между Петербургом и Ленинградской областью – вопрос проблемный: де-факто город давно перерос свои границы и внедрился в область, де-юре – один регион другому не обязан строить, например, метро. Люди как могут добираются с работы в Петербурге домой в область на автобусах, маршрутках, электричках, «уберах» или личном транспорте, надолго застревая в заторах. А впереди очередной дачный сезон с традиционными пробками выходного дня.

Какие варианты предлагают власти?

На заседании Ленинградская область предложила городу объединить усилия для реализации проектов транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе семи железнодорожных станций. В 47-м регионе планируют строительство семи ТПУ на железнодорожных станциях «Сертолово», «Всеволожская», «Мельничный ручей», «Гатчина», «Токсово», «Ивановская» и «Нева». Также руководство Ленобласти настаивает на продлении трех линий метро с перспективой строительства ТПУ на базе станций в Кудрове, Буграх и Янине с автовокзалами и перехватывающими парковками.

«Значительная часть пассажиров со смежных автобусных маршрутов воспользуется электричками, которые, минуя дорожные заторы, обеспечат комфортную и безопасную доставку к месту назначения», — обосновал намерение о строительстве ТПУ у перечисленных железнодорожных станций начальник управления по транспорту Ленинградской области Павел Постовалов. Что касается продления линий метро в купе с созданием полноценных пересадочных узлов, то это путь к выведению с улично-дорожной сети мегаполиса сотен автобусов и легковых автомобилей, считают областные власти.

Значительная часть пассажиров со смежных автобусных маршрутов воспользуется электричками, которые, минуя дорожные заторы, обеспечат комфортную и безопасную доставку к месту назначения.

В очередной раз было озвучено намерение объединить общественный транспорт двух регионов единым проездным билетом. Пилотный вариант с использованием петербургского «Подорожника» на межрегиональных автобусных маршрутах в Кудрово, Мурино, Новоселье и Иннолово хорошо зарекомендовал себя. В каком объеме и на каких условиях власти Петербурга готовы подключаться ко всем этим проектам, сказать пока сложно.

Известно, что вторая на территории Ленобласти станция петербургского метро – Кудрово – может появиться к 2025 году. Это существенно бы облегчило жизнь в одноименной деревне, по сути являющейся частью Петербурга, но не имеющей с ним комфортного транспортного сообщения. По информации ТАСС, компания «Гатчинапассажиравтотранс» приступила к подготовительным работам по строительству ТПУ «Девяткино» в городе Мурино Ленинградской области. По оценкам управления по транспорту области, ежедневный пассажиропоток будущего объекта составит почти 62 тысячи человек, предусмотрено строительство подземного и наземных пешеходных переходов, которые обеспечат короткий и безопасный путь к метро для людей.

Давно понятно, что Петербург и его ближайшее окружение – это единый социально-экономический организм. Люди перемещаются через границу регионов интенсивно и чем проще им будет это делать, тем лучше.

Транспортная интеграция была лишь одним из вопросов координационного совета. Зампред правительства Ленинградской области — председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов в соцсетях проинформировал, что обсуждались также выплаты ветеранам без привязки к региону, развитие единых туристических маршрутов, согласование границ зеленого пояса и другие темы. «Договорились сформировать на основании этих тем повестку заседаний. Ежемесячно президиум Корсовета будет предметно разбирать каждое направление и готовить предложения по реализации», — написал Дмитрий Ялов. Остается надеяться, что эти заседания будут полностью открытыми для СМИ.

Комментарий эксперта

По просьбе «Родины на Неве» озвученные на заседании варианты транспортной интеграции двух регионов, а также перспективы прочих интеграционных проектов прокомментировал директор ресурсного центра по стратегическому планированию при МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Борис Жихаревич.

«Я могу с позитивной точки зрения оценить все эти инициативы, так как давно понятно, что Петербург и его ближайшее окружение – это единый социально-экономический организм. Люди перемещаются через границу регионов интенсивно и чем проще им будет это делать, не замечая этой границы с точки зрения оплаты проезда (единых проездных) и удобства при пересадках, тем лучше. Экономика развивается, когда связи между людьми и экономическими агентами облегчены и особенно на таких компактных территориях как агломерации», — прокомментировал Борис Жихаревич, попутно приводя в пример Париж и близлежащий Иль-де-Фран, имеющие разные юридические статусы, но связанные возможностью проезда по единому билету.

Вопрос в том, почему транспортная интеграция между Петербургом и Ленинградской областью находится в таком слаборазвитом состоянии, если очевидно, что она нужна жителям регионов давно? «На этот вопрос ответа нет, он связан с общей неэффективностью управления, может быть, отсутствием политической конкуренции в стране», — рассуждает эксперт. Он напомнил, что идеи интеграции и кооперации в вопросах транспорта, выравнивания социальных условий, единого рынка труда существуют не один десяток лет.

Вопрос в том, почему транспортная интеграция между Петербургом и Ленинградской областью находится в таком слаборазвитом состоянии, если очевидно, что она нужна жителям регионов давно?

«Почему это идет медленно? Часто это зависело от личности руководителя, если они конфликтовали по каким-то аспектам, то интегрироваться было сложнее, если поступала сверху команда дружить – начинали дружить. Сейчас ведь тоже транспортная тема начиналась с того, что именно под федеральным патронажем была создана единая комиссия по формированию транспортной политики двух субъектов федерации. Как бы то ни было, дело это хорошее и полезное, надо просто уметь договариваться по тем вопросам, которые важны для населения и для экономики», — считает эксперт.

Вопрос синхронизации мер социальной поддержки сложный, в каких-то вопросах выигрывают жители поселений, в каких-то мегаполиса. Решение постепенно подходить к этому вопросу  (начинать с небольших категорий, в данном случае ветеранов) специалист считает верным. «Постепенно все может быть выровнено, если Конституция не изменится радикально, и там останется, что у нас социальное государство, и что на всей территории люди должны иметь равные социальные гарантии», — подытожил эксперт.

Юлия Медведева

Вам будет интересно