Несколько зданий, которые занимает старейшая в России киностудия, официально признаны памятниками истории и культуры регионального значения. Впрочем, к созданию замечательных фильмов это не имеет никакого отношения.
В единый государственный реестр в качестве объектов культурного наследия регионального значения попали «Главное здание киностудии “Ленфильм” (с садом)» (Каменноостровский проспект, 10, литеры А5, А6, А7, А8, А9, АН), «Здание театра и ресторана в саду «Аквариум» (Каменноостровский проспект, 10, литеры А2, A3, А4, А14, А15, А16, А17), «Доходный дом» (Каменноостровский проспект, 10), «Доходный дом с дворовыми флигелями» (Каменноостровский проспект 12), «Здание Петербургского центрального рынка» (Каменноостровский проспект, 10, литеры В и В1), «Ограда» (Каменноостровский проспект, между домами 10 и 12).
Соответствующее распоряжение главы комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры обнародовано на днях.
В начале 1880-х земельные участки, на которых теперь располагаются постройки №№10 и 12 по Каменноостровскому проспекту, приобрёл потомственный почётный гражданин Санкт‑Петербурга, купец первой гильдии, член правления Приморской (Петербургско-Сестрорецкой) железной дороги, а также Общества рыбоводства и рыболовства, известный в своё время благотворитель Георгий Александрович Александров (1845-1910).
Происходил новый владелец земли на Каменноостровском проспекте из бывших крепостных крестьян тверского поместья князей Волконских, хотя родился в Нижегородской губернии. В юношеском возрасте (то есть уже после отмены крепостного права в 1861 году) Александров приезжает на берега Невы, где начинает «карьеру» мальчиком на побегушках в ресторане Излера, находившемся на Невском проспекте в одном из домов Армянской церкви, но вскоре он там дослужился до «чина» мастера-кухмистера.
Постепенно способный молодой человек сколотил капитал и совместно с «партнёром по бизнесу» Дмитрием Антиповичем Поляковым (тоже работавшим у Излера) в начале 1870-х и несколько позднее открыл несколько увеселительных садов. Такие заведения были ими созданы на Крестовском острове, у Екатерингофского вокзала, в Петровском парке и в Зоологическом саду, а также «Ливадия» и «Аркадия».
На территории своих новых владений на Каменноостровском проспекте, приобретённых в 1883-м, Александров решил создать «торгово-развлекательный комплекс», как назвали бы это масштабное заведение сейчас. На участке, который простирался вплоть до Кронверкской улицы, в 1886-м сначала появился двухэтажное деревянное здание ресторана «Аквариум» (на первом этаже был размещён большой застеклённый резервуар, где обитали различные рыбы, планировалось и проведение лекций о них и водных растениях, но эта идея реализована не была). Название закрепилось за возникшим здесь чуть позднее увеселительным садом, но поначалу дела складывались не вполне удачно.
«Постройка была задумана масштабно и должна была представлять, что-то подобное аквариумам Парижа и Берлина. Ожидания публики не сбылись. «Акварий» на Каменноостровском представлял из себя что то вроде живорыбного садка, помещённого в стенах каменного дома, с тою разницею, что вместе с известными сортами рыбы туда попали птицы и млекопитающие, ничего общего не имеющие ни с аквариумом, ни с водным миром. Публика с недоумением смотрела за плату на карасей и стерлядок, которых она привыкла видеть у себя на тарелке и спешила покинуть это неприветливое место. Само здание представляло из себя заурядную постройку, где в полумраке были возведены некие подобия сталактитов производящие удручающие впечатление», — свидетельствует современник событий.
«Впервые планировочное решение участка №10 зафиксировано на чертеже 1885 года. Территорию распланировали под сад с пейзажной планировкой и прудом. В восточной части владения, вдоль северной границы, проходящей по вновь проложенной улице, на углу с Каменноостровским проспектом по проекту архитектора А.В. Малова был построен комплекс, состоящий из нескольких соединённых переходами каменных и деревянных объёмов, в которых располагался ресторан. В начале 1886 года архитектор А.В. Малов подготовил проект «деревянной одноэтажной беседки для помещения в оной оркестра» и «таковой же открытой сцены», примыкающих к ресторанному комплексу, а также пяти специальных каменных построек для «мелких птиц и животных», размещённых по меже с участком дома №8, и трёх беседок для зрителей», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы.
В 1889-1891 годах по проекту архитектора Алексея Малова в центре участка построен концертный зал. Каменное прямоугольное в плане с небольшими выступами лестниц по северному и южному стенам, с фасадами, решёнными в характере эклектики, с восточной стороны соединялось с построенными ранее корпусами ресторана. Перекрытый металлическими фермами театральный зал вмещал 2500 зрителей в партере и 500 на балконах. В 1892-м к этому строению был добавлен объем ресторана и зимнего сада с общим гардеробом. Именно в этом здании в мае 1896 года состоялся первый в России киносеанс — были показаны фильмы братьев Люмьер.
Алексей Васильевич Малов (1841-1901) — архитектор, автор проектов нескольких доходных домов и административных зданий в Санкт-Петербурге (в частности, благотворительных учреждений), усыпальницы Поляковых, дома для отпевания и богадельни на Преображенском еврейском кладбище, а также петербургской Хоральной синагоги.
В 1898-1900 годах театрально-ресторанное здание было ещё дополнительно расширено по проекту архитектора Павла Михайловича Мульханова (1857-1942), который спроектировал в Петербурге-Петрограде около 80 доходных домов и административных зданий.
В 1911-1912 годах по его же проекту здание театра в саду «Аквариум» было приспособлено под каток с искусственным льдом (Ice Palace, первый в России, построенный по образцу лондонского «Ледового дворца»). Здание было расширено с северной стороны двумя крытыми галереями, фасады переоформлены в духе неоклассицизма, зал перестроен и декорирован в той же стилистике.
Несколько ранее, в 1903-1904 годах по проекту Мульханова в глубине принадлежавшего Александрову участка было возведено здание для торговых предприятий, получившее название «Петербургский центральный рынок». Это сооружение представляет собой огромный трёхчастный большепролётный корпус, железные конструкции которого были изготовлены акционерным обществом «Артур Коппель». Рынок насчитывал около 200 торговых помещений, сдававшихся в аренду.
«Главный объём с большим торговым залом, состоит из каменного двухэтажного массива и возвышающегося над ним центрального прозрачного стеклянного объёма, перекрытого в два ската. К нему с севера и юга примыкали одноэтажные пристройки (ныне надстроенные вторым этажом) с множеством подсобных помещений. Конструктивной основой здания является сложный металлический каркас с высокими опорами и стропильными фермами, в значительной степени сохранившийся до настоящего времени.
На западном и восточном фасадах доминировали гигантские арочные окна стеклянного объёма, наполняя светом единое внутреннее пространство. Открытые в интерьер ажурные стрельчатые фермы перекрытия без опор в пролёте, металлические обходные галереи и балконы, а также тонкая паутина переплётов создавали экспрессивный образ “железной архитектуры”. В двух этажах размещалось более ста торговых ячеек, в подвале — кладовые с холодильниками», — отмечают эксперты.
Оборотистый Александров расположил на приобретённом участке и несколько доходных домов. Первоначально это были небольшие деревянные и каменные корпуса в западной части участка, построенные во дворах на рубеже XIX и XX веков по проекту всё того же Мульханова. Им же подписаны генеральные планы двух лицевых доходных домов (№10 и 12 по Каменноостровскому проспекту), но для проектирования их фасадов был приглашён Дмитрий Андреевич Крыжановский (1871-1942) — один из крупнейших мастеров модерна, построивший в столице Российской империи свыше ста зданий, определивших облик Петроградской стороны и других районов города на Неве.
Дом №12 по Каменноостровскому проспекту был построен в 1903-1905 годах, дом №10 — в 1906-1907-м. Последний возник на месте существовавшего здесь со второй половины 1880-х углового корпуса ресторана, который полностью разобрали.
«Дома фланкировали въезд на торговую площадь. Они имеют разную конфигурацию в плане, незначительно, на несколько осей, отличаются протяжённостью лицевых фасадов, однако имеют практически одинаковое архитектурно-художественное решение. Оба здания оформлены в стилистике модерн. В их решении использованы трёхгранные ризалиты и высокие аттики с круглыми проёмами, для акцентирования которых в отделке, наряду с традиционной штукатуркой, применён облицовочный кирпич оранжевого и красного оттенков. Для украшения верхних ярусов (третий и четвёртый этажи) по фасадам, обращённым к проспекту и во внутриквартальный проезд, использовались широкие полосы того же облицовочного кирпича под профилированными поясами и тягами, а также барельефные панно терракотового цвета. В нижних этажах выделяются цокольные части, облицованные «под дикий камень», в отделке стен имеются руст (по ризалитам) и гладкая штукатурка. Первоначально оштукатуренные части фасадов дома №10 были окрашены ярко-розовым цветом, а дома №12 — светло-серым», — отмечают эксперты.
В 1901 году по проекту Ивана Степановича Петрова (1874-?) со стороны Каменноостровского проспекта построили парадный входной портал в «Аквариум» в форме полуротонды и ограды. Это сооружение было уничтожено в 1964 году уже после возведения главного здания «Ленфильма».
Семейство Александровых владело участком и торгово-развлекательными зданиями на нём вплоть до революционного 1917-го. Затем весь этот комплекс был передан кинофабрике «Совкино» (с 1934 года — «Ленфильм»). Строения были приспособлены под съёмочные павильоны и другие нужды студии.
Главное здание «Ленфильма», теперь тоже включённое в охранный реестр, построено в середине 1950-х по проекту ленинградского филиала института «Гипрокино» (главный архитектор — Георгий Константинович Петров (1921-2003)).
«Главный фасад нового здания эффектно решён с использованием ордерных форм, характерных для “сталинского неоклассицизма”. Лицевые фасады оштукатурены, окрашены, декорированы штукатурными элементами. Сохранилось объёмно-планировочное решение здания и подлинность большинства строительных конструкций. Практически без утрат до наших дней дошёл первоначальный интерьер главного фойе, а также трёхэтажная бетонная лестница», — отмечает в своём информационном сообщении КГИОП.
В общем, торгово-развлекательный комплекс купцов Александровых превратился в площадку, на которой было создано множество замечательных кинокартин. Но это отдельная история. Теперь студия превращена (в основном) в общественно-культурное пространство с кафе, кинозалом и инсталляциями, посвящёнными истории «Ленфильма». Увеселительный сад «Аквариум» возвращается. Привет!
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета