Легенда о Петре, увиденная из XXI века

Petr

В Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии идёт мюзикл «Пётр I», поставленный режиссёром Юрием Александровым совместно с композитором Фрэнком Уайлдхорном (автор мюзикла «Джекилл & Хайд»). «Наш мюзикл не является исторической правдой. Смотреть его глазами профессионального историка будет сложно. Да и зачем? Личность Петра уже давно обросла мифами и легендами, они соединились с реальными фактами его жизни. Он сам любил мифы и создавал их о себе. И наш мюзикл не слепок с реальной истории, а своего рода легенда о Петре, увиденная глазами людей из XXI века…», – объясняет автор либретто Константин Рубинский.

Итак, действие начинается с детства Петра, с его мечтаний, амбиций и несчастий, преследовавших до конца жизни. Здорово, что в спектакле участвуют дети, наверняка зрителям приятно наблюдать за игрой маленьких, но уже талантливых артистов.

Затем сюжет закручивается вокруг фигуры Петра, делается акцент на загадочности, даже в какой-то степени трагичности его жизни. Уместить жизнь императора в два с половиной часа достаточно тяжело, учитывая, что она насыщена войнами, бунтами, открытиями, путешествиями, сложными взаимоотношениями с близкими, но у постановщиков в общем и целом получилось это сделать. Сюжет развивается динамично, сцены логически связаны друг с другом, правда, иногда создаётся ощущение скомканности, будто сюжет движется «вприпрыжку», чтобы успеть рассказать зрителю всё о Петре – от его рождения до самой смерти.

В первом акте 13 сцен (или 17 номеров), а во втором – 9 сцен (или 13 номеров). Каждая сцена содержит в себе один-два номера. Первый акт начинается со сцены «Наводнения», в начале которой во время страшной бури появляется взрослый Пётр, наблюдающий за ужасающим происшествием, а затем возникает и маленький Пётр. Это хороший, сильный приём – сопоставление одного человека в двух разных периодах его жизни. Но несмотря на разницу в возрасте, оба Петра (взрослый и маленький) мечтают о будущем.

Следом действие сменяется сценой «Бунта стрельцов», оттуда нас перебрасывают к «Коронации» и «Взрослению». Один из самых заметных музыкальных номеров – «Кто победитель?» – дуэт Петра и Софьи.

Второй же акт сразу же начинается со строительства Петербурга. Это один из ключевых моментов этого спектакля и, как мне кажется, жизни Петра I. Но и впечатляет сцена «Полтава» с музыкальным номером «Полтавская битва».

Надо отметить, что Театр музыкальной комедии славится не только звёздными составами, исполняющими мюзиклы, но и тем, что умеет создать не просто спектакль, а «шоу». Ведь изначально жанр мюзикла пришёл к нам из Америки 30-х годов, где на одной сцене уживались разнообразные жанры (водевили, ревю, бурлески, экстраваганца, фарсы, театры менестрелей и мюзик-холлы), а также это был жанр развлекательного театра. В мюзикле важна не только музыкально-хореографическая составляющая (голоса и игра актёров, костюмы, динамика и отточенность танцев), но и декорации со спецэффектами.

Сцена театра «Музком» позволяет ставить масштабные спектакли. В своё время театр поразил зрителей специальным 3D-экраном и вращающимся домом на сцене (мюзикл «Бал Вампиров»), качелями под потолком и люком с огнём (мюзикл «Джекилл&Хайд»). Но даже это меркнет по сравнению со спецэффектами, использующимися в «Петре I» в сцене «Полтавской битвы»: тут ещё больше пиротехники, дыма, стреляют пушки, летают ядра… Это, пожалуй, самая масштабная и динамичная сцена всего спектакля.

Мюзикл завершается на печальной, эмоционально сильной ноте – смерти Петра. Но это была не просто смерть, её завуалировали, и очень красиво. Пётр болен, бредит, его мучают и пугают призраки. Екатерина его успокаивает, сквозь открытые окна Пётр видит дворцы и сады своего прекрасного города. В этот момент появляется маленький Пётр, и успокаивает умирающего обещанием, что его будут помнить те, кто будет жить в Петербурге спустя столетия. И вновь номер «Наводнение» и «Финал». В этот момент создаётся такое эмоциональное напряжение, что тяжело сдержать слёзы.

В спектакле постарались рассказать и о всех ключевых фигурах, окружавших Петра. Это и его первая супруга Евдокия Лопухина, и священнослужитель Досифей, и Александр Меньшиков, и сестра Софья, и сын Алексей, и вторая супруга Екатерина. Первый акт завершается сценой «Пётр и церковники», содержащей музыкальные номера «Инструментальный» и «На этой земле». В данной сцене показано волнение представителей духовенства о новых реформах и создание Петром Священного синода, а также задумки Петра о создании прекрасного и необыкновенного города.

Отдельно хочется сказать и про артистов. Ролей много, и артистов, исполняющих эти роли, тоже много, поэтому какого-то строгого деления на первый и второй составы нет. Роль Петра исполняют три известных артиста, лауреаты престижных театральных премий и любимцы публики – Иван Ожогин, Кирилл Гордеев и Алексей Штыков. Но, наверное, лучше всего на роль Петра подходит именно Иван Ожогин, поскольку его голос, харизма и само исполнение роли больше схоже с нашими представлениями о Петре. Но это не значит, что остальные два актёра исполняют роль плохо. Вовсе нет. Кому-то, наоборот, больше нравится исполнение Кирилла Гордеева. Что касается роли Софьи, то её также исполняют три известные артистки мюзиклов: Агата Вавилова, Наталия Диевская и Алла Пронина. Последняя ещё и очень похожа на царевну Софью внешне.

В общем, мюзикл «Пётр I» может претендовать на то, чтобы считаться одной из «театральных визиток» Санкт-Петербурга. Недаром п25 декабря 2024 года творческая группа спектакля «Пётр I» удостоена премии правительства Российской Федерации в области культуры.

Варвара Трофимова

Ближайшие показы спектакля – 28, 29 декабря 2024 года и 19 февраля 2025 года.

В оформлении использовано фото с сайта Театра музыкальной комедии

Вам будет интересно