Есть в Петербурге уникальный театр, который вырос из уникальной научной лаборатории, созданной уникальным человеком – Ларисой Грачёвой. Она была крупнейшим театральным учёным страны и разработала интересную — на грани педагогики и медицины – систему театральных тренингов для актёров. А потом выяснилось, что её упражнения, изначально направленные на развитие артистов, оказались эффективны в реабилитации алкоголиков, наркоманов и психически нездоровых людей. В результате появился Социально-художественный театр, который сделал помощь социально-уязвимым группам населения одним из направлений своей работы. СХТ – родом из Центрального района, с Моховой улицы, где в Российском государственном институте сценического искусства почти 30 лет преподавала Лариса Грачёва. Театр вырос из актёрского курса 2016 года выпуска.
Метод Грачёвой
Профессор Грачёва придумала, например, упражнение «речевой наговор» как способ проникновения в подсознание человека. Группе людей предлагается тема, на которую они должны 40 минут что-то непрерывно произносить, находясь при этом в движении. В какой-то момент осознанные умозаключения у испытуемых заканчиваются и начинает «говорить» подсознание.
Эти тренинги позволяет актёрам напрямую подключаться к «телу пьесы», минуя все лишнее, наносное между произведением и их сознанием.
В 2004 году Лариса Грачёва вместе с Натальей Бехтеревой, возглавлявшей Институт мозга, открыли совместную Лабораторию психофизиологии исполнительских искусств на базе уже действовавшей в театральной академии лаборатории, где изучали актёрскую одарённость. В Институте исследовали воздействие упражнений актёрского тренинга на разные отделы мозга посредством энцефалограмм.
Аппаратура не позволяла измерять влияние на мозг упражнений, описанных выше, где надо было двигаться. Фиксировались статичные «объекты». Испытуемых просили вспомнить – заново пережить – какую-то личную историю, и выслушать похожую литературную историю. Приборы уловили разницу между актёрами, прошедшими обучение по методу Грачёвой, и людьми других профессий. Первые переживали литературную историю сильнее, чем свою, а вторые наоборот. Профессор Грачёва делала упор именно на проживании ощущений. Её ученики демонстрировали удивительную силу воображения. Когда они представляли, что упали в прорубь, у них холодели кончики пальцев. Когда внушали себе, что они в сауне, у них на лбу выступал пот…
– Тренинги Ларисы Вячеславовны учили управлению сценическими эмоциями. А они отличаются от обычных человеческих эмоций тем, что должны быть управляемыми, – рассказывает Ольга Оловянникова, ученица и соратница профессора Грачёвой, которая была вторым педагогом на её тренингах и сотрудницей лаборатории.
Но контроль над эмоциями полезен не только актёрам. Этот метод помог нескольким близким к Ольге людям, в том числе зависимым, улучшить своё психологическое состояние. И поэтому, когда в 2015 году Лаборатория психофизиологии исполнительских искусств перестала существовать, Оловянникова предложила: «Давайте сделаем эксперимент – наберём группу из людей, имеющим зависимость от алкоголя и наркотиков и начнём с ними заниматься, как с актёрами».
Лариса Грачёва идею одобрила, и Ольга стала ходить по городским центрам реабилитации – предлагать желающим учиться актёрскому мастерству. Набрали группу из 16 человек. Часть из них, начав заниматься, отсеялась. Что не было удивительно.
– Актёрский труд нелегок, – говорит Ольга Оловянникова. – А наркоманы не привыкли напрягаться для того, чтобы получить расслабление или удовольствие. В результате из 16 остались лишь десять. Но за девять лет актёрские тренинги прошли многие и есть целая группа людей, находящихся в ремиссии, они успешны в жизни и творчестве.
Опьянение актёрской игрой заменило им реальное опьянение.
Не взошедшие звёзды
Благотворные перемены обычно происходят почти сразу, как только бывшие алкоголики и наркоманы приступают к занятиям. Первое, что улучшается – их коммуникабельность.
– У человека, который вышел из зависимости, нет друзей, с которыми он мог бы трезво проводить время, – продолжает Ольга. – А наши подопечные сразу начинают общаться между собой. Можно сказать, бросаются в дружбу. Стараются друг друга поддерживать. У них повышается самооценка. Они трудятся (выучить и прожить текст – это труд) и готовы заниматься без перерывов.
После тренингов по актёрскому мастерству, «целевая группа» приступает к этюдам, потом к репетициям. Наконец, выходит на спектакль и к публике.
Со временем актёры и режиссёры СХТ стали заниматься ещё и с пациентами психоневрологических диспансеров.
Многие социальные спектакли ставит режиссёр Сергей Исаев.
– Мы сразу для себя обозначили, что в этой работе главное не результат – в смысле спектакль на выходе – а процесс, именно он и даёт реабилитационный эффект, – говорит Сергей Исаев. – Например, один из наших подопечных перед началом тренинга предупредил, чтобы к нему никто не подходил ближе чем на два метра, иначе у него начнётся паника. Но в процессе репетиций эта фобия у него быстро прошла. Работа с такими актёрами дело непростое. У каждого свои особенности. У кого-то память на нуле, кто-то захлебывается в собственных фантазиях, кто-то постоянно советует режиссёру и коллегам по сцене, как лучше играть. Поначалу никто не переносит критику в свой адрес…
Состыковать всех этих людей друг с другом, а всех их вместе – с пьесой, для режиссёра – бесценный опыт выстраивания связей в творческом коллективе.
Перед тем как начинать занятия по актёрскому мастерству с пациентами клиник, Сергей Исаев консультируется с врачами. Как режиссёр он нередко поменял бы местами исполнителей ролей, но посоветовавшись с докторами, понимает, что этого лучше не делать. То, что хорошо с точки зрение театра, может быть плохо с точки зрения медицины.
Один врач-нарколог перед тем, как доверить театральным педагогам своих пациентов, сначала сам прошёл актёрский тренинг. И увидел в нём инструмент для работы с тяжёлыми больными, к которым он раньше не мог «пробиться».
Среди них, например, был один из двух братьев-близнецов – мужчина под сорок. С очень красивым «чеховским» лицом. Оба близнеца были хроническими алкоголиками в тяжёлой стадии. Один уже лежал в психбольнице, а второй нашёл в себе силы начать учиться актёрскому мастерству. Он держался, не срывался, исполнял много этюдов, хотел сыграть всё! У него появился новый здоровый взгляд на своё будущее. А после спектакля он вдруг умер – перед началом нового проекта, в котором очень хотел принять участие.
– Человек на моих глазах выкарабкался из своей пьяной зависимости. И ушёл. Для меня это была трагедия, – вспоминает Ольга Оловянникова. – Но один священник объяснил мне, что за него надо радоваться. Благодаря актёрским занятиям, казалось бы, пропащая душа пришла в себя перед встречей с Богом.
Другой «безнадёжный» пациент был просто феноменален в выполнении актёрского упражнения «настройки на партнёра», условно называемого «телепатией». Например, один человек рисует на воображаемом экране, где спрятал какую-то вещь, а второй, мысленно подстроившись к этому экрану, должен её найти. В той группе нарколога был парень, бывший наркоман, демонстрировавший чудеса угадывания чужих мысленных заданий.
Лариса Грачёва объясняла такую интуицию умением считывать партнёра по его микродвижениям. Эта одна из граней актёрского таланта.
Больше чем реабилитация
Очень важно правильно подобрать материал для будущего спектакля. Он должен быть ярким, красивым и простым. Например, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзепюри или северные сказки Степана Писахова. Нередко спектакли ставятся по принципу, о котором было сказано выше – литературный материал идёт вперемешку с реальными историями самодеятельных актёров. И они бывают круче любой литературы. Человек, совершивший десять попыток суицида, так умеет рассказать об этом в спектакле, что не знаешь плакать или смеяться. А для него самого выступление становится аутотренингом, он избавляется от боли, от комплексов.
Команда СХТ практикует спектакли в движении – так называемые променады по улицам города. Непрофессиональные актёры вместе со зрителями идут и рассказывают о местах, с которыми у них связано что-то важное. Для кого-то – это уже несуществующий ночной клуб, рядом с которым когда-то незнакомая женщина дала ему 500 рублей на такси. Для кого-то – спуск к Неве, где состоялся последний нормальный разговор с отцом перед тем как началась широкая чёрная полоса в жизни. Но всем историям творческий коллектив старается придать светлый финал.
Бывает, что пациенты-актёры ездят со спектаклями в гости к другим пациентам и своим примером учат их справляться с болезнью. Убеждают, что те тоже, если захотят, смогут играть на сцене. И это уже не просто реабилитация, а социальное служение.
Вадим Казаков
Фото предоставлены Сергеем Исаевым
Печатная версия текста вышла в газете «Новости Центра» 5 февраля 2024 года