«Квартира» Екатерины II ещё не готова, но уже блистает

Zub_korpus19

В Царском Селе продолжается воссоздание комнат Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Музей в очередной раз отчитался о проделанной работе, которая движется к завершению. Теперь многое зависит и «от наших китайских товарищей».

Вид на Зубовский флигель Екатерининского дворца с высоты птичьего полёта

Воссоздание личных комнат Екатерины II в Зубовском флигеле (корпусе) Екатерининского дворца в Царском Селе, оформление которых полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны, осуществляется с 2019 года. Работы проводятся в рамках проекта «Екатерина II. Личное пространство», который музей-заповедник реализует при поддержке ПАО «Газпром».

Флигель был пристроен к Большому дворцу в 1779-1785 годах по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена (1730-1801), известного проектами Малого Эрмитажа, Чесменского дворца, Армянской церкви на Невском проспекте и др. Помещения второго этажа и стали личными покоями Екатерины II, а на первом были обустроены апартаменты, где сменяли друг друга фавориты великой императрицы. Последним из них стал граф (а затем и светлейший князь) Платон Александрович Зубов (1767-1822), фамилия которого и «закрепилась» в названии этого корпуса Екатерининского дворца.

«Квартира» великой императрицы состояла из девяти комнат (Купольный и Китайский залы, Опочивальня, Серебряный, Синий (Табакерка) и Зеркальный кабинеты, Рафаэлевская комната, Камерюнгферская и Уборная). Их интерьеры спроектировали Чарльз Камерон (1745-1812) и Джакомо Кваренги (1744-1817). Покои соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня» («Агатовые комнаты»).

Восстановлен плафон Китайского зала

Кстати

Сейчас речь идёт о воссоздании восьми комнат. Это связано с тем обстоятельством, что в 1841 году в связи с предстоящей женитьбой наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II) Зубовский флигель был предоставлен этой молодой паре. «Апартаменты фаворитов» на первом этаже были преобразованы в комнаты великого князя и практически полностью переделаны, а бывшие комнаты Екатерины II «достались» супруге цесаревича — Марии Александровне. И здесь изменилась только меблировка, плюс Камерюнгферская и Уборная были объединены в одно помещение — Туалетную. Её оформление и воссоздают по сохранившимся акварельным рисункам и фотографиям.

Искусствоведы отмечают, что в этих изысканных комнатах Екатерины II в Зубовском флигеле демонстрировалась «простота со вкусом» — почти без позолоты и резьбы, богатых тканей и ковров, обилия картин и мебели, но зато — много пространства и воздуха. В отделке использованы необычные материалы — синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала с элементами витражной техники. Во многом эти «оригинальности» обусловили сложность работ по воссозданию этих интерьеров.

Отделка зеркальной ниши поражает воображение

«В этом прекрасном жилище было нечто волшебное, и обитала в нём женщина, обладавшая всем, чтобы нравиться и привязывать к себе», — писала в своих мемуарах графиня Варвара Николаевна Головина, урождённая княжна Голицына (1766-1821).

Во время Великой Отечественной войны комнаты Зубовского флигеля, сохранявшие отделку конца XVIII и середины XIX века, были почти полностью уничтожены пожаром, в результате которого в здании обрушились перекрытия. Сохранились только остатки мраморных каминов, фрагменты живописи плафонов и т.п. В 1944-1946 годах были произведены обмеры объёмов, сняты и подвергнуты консервации образцы лепки и других деталей художественной отделки.

В 1951-1957 годах остатки царскосельского Екатерининского дворца были переданы военно-морскому училищу с правом реконструкции и приспособления к нуждам этого учебного заведения. В Зубовском флигеле историческая планировка и габариты помещений были нарушены (новые перекрытия, перегородки, лестницы, санузлы, дверные проёмы) при оборудовании здесь казарм и классов курсантов. Например, на месте Уборной Екатерины II была сооружена железобетонная лестница.

Так выглядела когда-то «Табакерка» Екатерины II

В 1957 году Екатерининский дворец был передан в ведение Дирекции дворцов и парков города Пушкина. С 1960-х в Зубовском флигеле размещалась однодневная база отдыха с рестораном и столовой, позднее — реставрационные мастерские. Часть помещений не использовалась из-за аварийного состояния перекрытий.

Проект реставрации личных комнат Екатерины II был разработан ещё в 1992 году институтом «Ленпроектреставрация» под руководством главного архитектора восстановления Екатерининского дворца Александра Александровича Кедринского (1917-2003).

В 2003-2006 годах воссозданы объёмно-пространственные решения помещений корпуса, которые с тех пор используются как выставочные залы. В 2014-м эксперты подготовили методические рекомендации по воссозданию художественной отделки пяти залов (Синей гостиной (Табакерки), Зеркального и Серебряного кабинетов, Опочивальни, Купольного зала).

С 2019-го этим занимается Царскосельская янтарная мастерская, которой в конце концов (после дополнительных научных изысканий и разработки проектно-сметной документации) достались и работы по воссозданию интерьеров и мебельного убранства Китайского зала, Туалетной и Рафаэлевской комнат.

Для восстановления росписей понадобилось изучать альбомы, хранящиеся в Париже и в Зальцбурге

На сегодня наибольшая степень готовности отмечается, естественно, в первых пяти залах, где реставрационные работы начались раньше. Здесь «специалисты уже вышли на этап установки воссозданных элементов художественного декора».

«Интерьеры очень сложные, насыщенные декором — совершенно разным. Это и стекло, и керамика, и позолота, и металл, и дерево, и паркеты, и сложнейшая живопись. Все эти вещи приходится делать одновременно, и в этом основная проблема. Анфиладная система залов не позволяет разделить процессы», — цитирует ТАСС директора Царскосельской янтарной мастерской Бориса Игдалова.

Купольный зал. Использовался при Екатерине II как столовая. В двусветном (высотой более восьми метров) помещении купол поддерживают 20 деревянных колонн, окрашенных под порфир. Украшали комнату росписи и тончайшая лепка между люнетами, медальоны на парусах и наборный паркет (из восьми пород дерева). В центре располагался круглый стол, который сервировался специально изготовленным на английской фабрике Веджвуда фаянсовым сервизом с изображением полевых цветов. Современная конструкция потолка этого зала — 16 тонн металлических конструкций, которые опираются на кирпичные стены зала кирпичные. Изнутри купол облицован деревом, оштукатурен и уже на этой поверхности воссоздана живопись.

Изящный потолок Купольного зала скрывает
16 тонн металлических конструкций

Зеркальный кабинет — небольшое помещение с двумя окнами в сад и дверью, ведущую на крытую террасу. Здесь в жаркие дни ставили обтянутый зелёным сафьяном диван и стол для занятий императрицы (разбор почты, ответы на письма иностранных корреспондентов, изготовление слепков из папье-маше). Стены и двери комнаты оформлены зеркалами, разделёнными узкими майоликовыми пилястрами, потолок украшен живописью в стиле итальянского Возрождения. Исторический паркет этого интерьера во время Великой Отечественной войны был вывезен в Германию, позже его вернули в Царское Село. Керамические панели восстановлены с прорисовкой каждой вручную.

Зеркальный кабинет на полихромном фото 1917 года

Опочивальня и Синий кабинет («Табакерка») — едва ли не самые любимые комнаты Екатерины II в её апартаментах Зубовского флигеля. Их стены были облицованы белым молочным стеклом, а тёмно-синие (тоже оформленные этим материалом) колонны франкировали двери и зеркала. Опочивальня состояла из двух частей: большая — с камином и диваном, а меньшая — с альковом за зеркалом, где находилась кровать, и стенным шкафом для белья, посуды и других предметов, необходимых в спальне.

Зеркала здесь словно раздвигали стены, интерьер украшали 39 стеклянных колонн с бронзовыми позолоченными базами и капителями. Рисунки плафона и паркета «перекликались друг с другом». В Синем кабинете «императрица любила отдыхать в обществе особо приближённых лиц». Здесь находился обитый шёлком диван в восточном стиле и мебельный гарнитур, состоящий из изящного столика и двух банкеток, выполненных тоже из синего и белого стекла с бронзовыми украшениями.

Опочивальня Екатерины II
на акварельном рисунке Эдуарда Гау (середина XIX века)

При воссоздании этих комнат возникла проблема с белым стеклом, которое в XVIII веке изготавливалось с использованием вредных материалов (судя по всему, речь идёт о ртути). Современные технологии позволили специалистам максимально близко к оригиналу воспроизвести цвет облицовки стен Опочивальни и Синего кабинета.

Серебряный кабинет Екатерина II использовала для «работы с документами» и приёма докладов своих сотрудников. Известно, что именно здесь императрица подписала указ об аресте Александра Радищева и сожжении его книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Основная роль в убранстве этой комнаты было отведено камину и обрамлению зеркала над ним, украшенного картинами Джованни Батиста Дель Эра в технике энкаустики, в простенках были размещены пилястры с росписью.

Рафаэлевская комната (небольшая и проходная с одним окном в парк) была украшена росписями итальянского живописца и рисовальщика Джованни Вальпато с картонов Рафаэля. Это как бы предтеча создания в Эрмитаже копии ватиканских лоджий великого художника.

Китайский зал на фото 1917 года

Китайский зал — самый большой по площади среди личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле. Все стены этого помещения были покрыты китайскими лаковыми панно из ширм XVIII века. Во время Великой Отечественной войны все они были полностью утрачены.

117 панно разного размера, из которых более двадцати — это четырёхметровые по высоте композиции, располагавшиеся в простенках между окнами, будут созданы китайскими мастерами в традиционной технике с использованием китайского природного лака, минеральных красок, золотой и серебряной фольги.

«Пробное» панно, выполненное для Китайского зала мастерами КНР

По предоставленным из Царского Села аналогам (сохранившиеся панно XVIII века из Китайского театра) компания «Синьсинши» уже пробно изготовила два панно. Одно — в технике «куанцай», то есть из полихромного резного (коромандельского по европейской классификации) лака, а второе — в технике «мяоцзинь», то есть из чёрного лака с золотой росписью. Китайские мастера готовы выполнить всю работу по изготовлению панно для Зубовского флигеля за 900 дней.

Точные сроки завершения реставрационных работ в комнатах Екатерины II не называются. Кроме того, после воссоздания оформления этих помещений ещё предстоит меблировка этих интерьеров, насыщение их историческими предметами, которые сохранились во время Великой Отечественной войны в эвакуации, и выполненными заново аналогами.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта и паблика во «ВКонтакте» ГМЗ «Царское Село», а также справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно