В реестр выявленных объектов культурного наследия включены (чуть ли не оптом) четыре постройки. Это деревянный вокзал станции Горская, особняк на проспекте Тореза, Приморский рынок и дом-мастерская скульптора Аникушина. То есть два здания дореволюционного, и два — советского периода.
Соответствующие распоряжения главы комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры опубликованы на днях. Официально объекты именуются так: «Железнодорожный вокзал платформы Горская» (посёлок Лисий Нос, участок железной дороги «Авиационная улица — Горский ручей», литера Б), «Особняк Н.Н. Кайгородова» (проспект Мориса Тореза, 29), «Приморский рынок» (Малый проспект Петроградской стороны, 54-56) и «Дом-мастерская М.К. Аникушина» (Вяземский переулок, 8).
Объект №1. Вокзал платформы Горская
Платформа появилась одновременно с пуском участка Раздельная-Сестрорецк Приморской Санкт-Петербург-Сестрорецкой железной дороги в 1894 году. Сначала она называлась Лисий Нос, а спустя год её переименовали в Горскую. Проект этой транспортной ветки был утверждён двумя годами ранее. Первым было запущено Озерковское направление (от Новой Деревни до Озерков).
«В ноябре 1894 года начала функционировать Сестрорецкая ветка, которая соединила Санкт‑Петербург с курортной местностью Сестрорецка и дала импульс к активному развитию дачного строительства на берегу Финского залива», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Судя по всему, одновременно с «запуском» платформы при ней и был построен деревянный вокзал. Автор проекта неизвестен, стиль здания эксперты остерегаются однозначно определить. Хотя построенных в такой манере деревянных зданий на этой бывшей территории Финляндии было (и ещё остаётся) немало. Есть они и в других районах нынешней Ленинградской области (например, в городе Волхове и прилегающих поселениях). Строились они, скорее всего, финскими и прибалтийскими (эстонскими) мастерами и стиль этих деревянных зданий можно условно обозначить как «деревянный северный модерн».
В небольшом одноэтажном здании вокзала, которое теперь является одной из последних сохранившихся исторических построек Горской, располагались зал ожидания, кассы, служебные помещения. Впоследствии со стороны перрона был пристроен тамбур. Отопление станционного строения производилось с помощью двух печей.
Здание полноценно эксплуатировалось в первоначальном качестве как минимум до 1952 года, когда эта железнодорожная ветка была электрифицирована и через Горскую стали курсировать пригородные электрички. Тогда же платформу реконструировали. Тем не менее, билетная касса в здании старого вокзала функционировала вплоть до 1990-х.
Позднее в этом строении располагался магазин, ещё позднее здание «законсервировали», теперь оно стоит заброшенное, но пока его подлинные конструкции и некоторые элементы оформления сохранились, констатирует КГИОП.
Объект №2. Особняк Н.Н. Кайгородова
Про двухэтажное кирпичное здание площадью 837,3 квадратных метра, расположенное на проспекте Мориса Тореза, 29 (когда-то — Старо-Парголовский проспект, 37), известно крайне мало. Судя по информации открытых источников. Неизвестен автор проекта дома и даже точное время постройки («конец XIX века»).
«Несмотря на реконструкцию района в 1960-х годах, это здание, сооружённое в конце XIX века, уцелело до наших дней, сохранив свой дореволюционный облик. С 1990-х годов в здании находится отделение ГАИ (сегодня — специализированный батальон ГИБДД)», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Помимо того обстоятельства, что в этом районе дореволюционных построек практически не осталось, за зданием «числится» мемориальный аспект. С 1905 по 1917 год здесь жил со своей семьёй Нестор Кайгородов.
Нестор Никифорович Кайгородов (1840-1916), генерал-лейтенант, брат Дмитрия Никифоровича Кайгородова (1846-1924) — специалиста в области лесной технологии, орнитологии, педагога и популяризатора естествознания, «отца» русской фенологии (наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца). Учёный жил неподалёку (Институтский проспект, 21, литера Б, памятник регионального значения «Дом профессора Д.Н. Кайгородова со службами и зелёными насаждениями, XIX — начало XX века». Ещё один их брат Михаил (1853-1918) — генерал от инфантерии, иркутский губернатор, комендант Гродненской крепости.
Четыре брата Кайгородовы окончили Полоцкий кадетский корпус, где их отец Никифор Иванович был преподавателем математики, затем — военные училища. Старший Нестор впоследствии стал выпускником Михайловской артиллерийской академии в Санкт-Петербурге, служил помощником начальника Охтенского порохового завода, командовал батареями в Кронштадте, в том числе форта «Константин». Затем был комендантом Выборгской и Свеаборгской крепостей. В последней «пошёл на поводу» митинговавших в 1905-м солдат, за что был отправлен в отставку. Вот после этого он и поселился в доме, который теперь признан памятником регионального значения.
Объект №3. Приморский рынок
Открытое торжище с деревянными ларьками и павильонами существовало на этом месте ещё во второй половине XIX века. Правда, с ним соседствовали и частные дома («с мансардой и бельведером»). По фамилии купца, который арендовал здесь много-много торговых точек, рынок называли Дерябкинским, и это название в обиходе сохранилось поныне. «Стихийный» базар просуществовал тут до 1950-х.
Остатки дореволюционных построек были здесь снесены после Великой Отечественной войны, а в 1953-1956 годах на этом участке по проекту архитекторов Лазаря Хидекеля и Олега Голынкина в стилистике сталинского ампира было построено внушительных размеров здание рынка с помещениями для гостиницы и предприятий общепита.
Лазарь Маркович Хидекель (1904-1986) родился в Витебске в семье то ли каменщика, то ли архитектора. В 1918-м в 14 лет молодой человек был принят (в виде исключения по возрасту) в Витебское народное художественное училище (ВНХУ), где его учителями были Мстислав Добужинский, Марк Шагал, Казимир Малевич и Эль Лисицкий. В 1922-м переехал в Петроград и поступил в Институт гражданских инженеров на архитектурное отделение. Одновременно с учёбой был главным помощником Малевича в создании проектов объёмного супрематизма.
Несколько десятилетий он преподавал в ЛИКС-ЛИСИ (ныне — Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), участвовал в работах по планировке новых районов Ленинграда. По его проектам построено несколько зданий школ и вузов, представлял зодчий свои разработки на конкурсы по сооружению Пантеона в Москве и музея Циолковского в Калуге, но всё это было уже далеко от конструктивизма и супрематизма. Среди самых известных его работ в Ленинграде — здание трёхзального кинотеатра «Москва» на Старо-Петергофском проспекте.
Олег Борисович Голынкин (1919-2014), архитектор и художник, тоже родом из Витебска. В 1939-м уже в Ленинграде окончил школу с отличием и поступил в Академию художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина). Вскоре был мобилизован на советско-финскую войну, а далее участвовал в Великой Отечественной. Воевал на Ленинградском фронте, два года командовал зенитной батареей на Невском пятачке. Награждён орденами и медалями.
Академию художеств окончил с отличием в 1951 году и поступил на работу в ЛенНИИпроект, где стал руководителем группы и главным архитектором проекта. Среди известных его построек в Ленинграде — Мальцевский (Некрасовский) и Московский рынки, дом быта «Кристалл» на улице Седова, Автотранспортный техникум на Бухарестской улице, ведомственные и таксомоторные паркинги в несколько этажей.
Что касается Приморского рынка:
«Комплекс выполнен в торжественном и монументальном стиле послевоенной сталинской неоклассики. Здание состоит из трёх павильонов, связанных между собой колоннадой из двадцати двух рустованных колонн. Каждый из павильонов увенчан треугольным фронтоном с модульонами, под ним — полуциркульная входная ниша с кессонированной аркой. Рустованные фасады рынка декорированы лепными композициями из бычьих голов, увитых гирляндами. Заполнения входных проёмов сохранили первоначальные литые ажурные решетки с изображениями животных, рыб и звёзд. Интерьеры павильонов также решены в неоклассической стилистике», — высокопарно говорится в информационном сообщении КГИОП.
Объект №4. Дом-мастерская М.К. Аникушина
В связи с победой проекта памятника Владимиру Ульянову (Ленину), который предстояло осуществить к 100-летию со дня рождения «вождя мирового пролетариата», скульптору Михаилу Аникушину власти предложили в качестве мастерской одну из старых оранжерей на территории Вяземского сада, что на Аптекарском острове.
Но выяснилось, что помещение категорически мало для работы над восьмиметровой статуей. В результате здание было полностью перестроено по проекту, разработанному под руководством Филиппа Гепнера.
Михаил Константинович Аникушин (1917-1997), скульптор-монументалист, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, автор замечательного памятника Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Несомненно, что именно он был главным вдохновителем, организатором и исполнителем монумента, Героическим защитникам Ленинграда, сооружённого на Средней Рогатке.
Филипп Аронович Гепнер (1917-2000), архитектор и педагог, участник Великой Отечественной войны, демобилизован в декабре 1941-го после ранения, полученного при защите Гатчины, впоследствии эвакуирован из блокадного Ленинграда. После войны окончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Участвовал в проектировании планировки и застройки Красногвардейской площади, Дворца культуры Металлического завода, нескольких жилых домов и монументов в Ленинграде (например, памятника маршалу Георгию Жукову в Московском Парке Победы).
«Главной задачей при проектировании здания было создание мастерской для крупноформатных моделей памятников. Проект создавался с учётом профессиональных пожеланий скульптора. Здесь были созданы сотни произведений разных масштабов и жанров — памятник В.И. Ленину на Московском проспекте, монумент «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, памятник А.П. Чехову в Москве и др.», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
С 2005 года мастерская Аникушина является филиалом петербургского Музея городской скульптуры, с 2013-го доступна для посетителей. Здесь демонстрируются авторские модели памятников, скульптурные эскизы к ним и станковые работы. В этом доме работала и супруга Аникушина — ваятель Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003). Среди её работ — памятники изобретателю радио А.С. Попову, поэту В.В. Маяковскому (в вестибюле станции метро), архитектору В.П. Стасову и др.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта КГИОП и справочных ресурсов Интернета