Кузьминский мост: из прошлого в будущее

Kuzminsky_railway_bridge

Cреди событий 2020 года, который мы, наверняка, проводим без сожаления, были два связанных между собой восьмидесятилетних юбилея:  окончание советско-финской, или Зимней, войны и …сдача в эксплуатацию Кузьминского моста — второй железнодорожной переправы через Неву. Первой, напомним, был Финляндский мост, открыт в 1913 году.

Однопутный Кузьминский мост — разводной, вертикально-подъёмного типа — находится в 26 километрах от Ладожского вокзала. Считается стратегическим объектом

У читателя, естественно, возникает вопрос: какая связь между войной, которую поэт Александр Твардовский справедливо назвал незнаменитой (кстати, недавно, 30 ноября была очередная годовщина со дня её начала) и строительством важной железнодорожной переправы? Дело в том, что после завершения Зимней войны Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский) железнодорожный узел подвергся серьёзной реконструкции. Как утверждает кандидат исторических наук Сергей Критский, именно тогда этот узел «во многом сформировался в том виде, в котором существует и сегодня». Одним из элементов реконструкции было строительство Кузьминского моста.

 … Зима 1939/1940  годов. В эти месяцы Ленинград — фактически прифронтовой город. Затемнение, висящие в воздухе аэростаты, холод в квартирах, хронический дефицит всех продовольственных и непродовольственных товаров.

Одна из главных причин этого — возникший с первых дней советско-финской войны транспортный коллапс. В Ленинграде не было больших запасов продовольствия. Город зависел от поставок, которые осуществлялись, главным образом, по железной дороге. Но уже в начале декабря 1939 года поток воинских грузов, поступавших в адрес Ленинградского военного округа, резко возрос. Железные дороги не справлялись с увеличенной нагрузкой, возникла угроза их полного паралича.

По оценкам специалистов, если в мирное время в Ленинградском узле ежесуточно находилось семь тысяч вагонов, то уже в первые дни Зимней войны их здесь скопилось 15 000.

Трудности с доставкой военных грузов возникали ещё и потому, что железные дороги Карельского перешейка были соединены с остальной сетью всего одним переходом Глухоозерская — Дача Долгорукова, через Финляндский мост. Его пропускная способность составляла 36 пар поездов, что было явно недостаточно в условиях военного времени. Составы, в том числе поезда с ранеными, двигались с черепашьей скоростью. В первые недели войны раненых и обмороженных принимал госпиталь, который находился на левом берегу Невы, в Александро-Невской Лавре. В долгом пути красноармейцы умирали из-за того, что им не была оказана медицинская помощь.

После окончания войны с Финляндией Советское правительство приняло ряд важных решений. Среди них — организация так называемых специальных номерных строительств, направленных на модернизацию Ленинградского железнодорожного узла. Одно из них — «Строительство № 103»: железная дорога Заневский Пост – Горы. При реализации это проекта и был построен Кузьминский мост. Кстати, дорогу и мост планировали соорудить еще в 1916 году: тогда помещала Первая мировая война.

Кузьминский мост построили очень быстро: всего за полтора месяца. Переправа была сдана в эксплуатацию летом 1940 года. Однако просуществовала она недолго. Осенью 1941 года во время отступления советские войска взорвали мост. Он был восстановлен уже после завершения Великой Отечественной войны, в 1945 году.

Однопутный Кузьминский мост — разводной, вертикально-подъёмного типа — находится в 26 километрах от Ладожского вокзала. Считается стратегическим объектом. Через эту переправу проходит ряд пассажирских поездов и практически все электрички с Ладожского вокзала.

Между тем время идёт вперёд. В петербургской агломерации остро стоит транспортный вопрос. По мнению экспертов, чтобы его разрешить, нужно в частности приспособить для потребности агломерации железнодорожные пути. И вот в апреле этого года правление ОАО «РЖД» одобрило «Концепцию по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле». Концепция, которую поддержали губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Александр Беглов и Александр Дрозденко, должна быть реализована до 2030 года.

Концепция предусматривает развитие пригородных и внутригородских перевозок пассажиров по железной дороге. Один из её пунктов — вывод грузового транзитного движения за пределы Санкт-Петербурга, для чего планируется построить два грузовых обхода: Северо-Восточный (Орехово – Павлово-на-Неве, двухпутный) протяжённостью 85 километров и Юго-Западный (Владимирская – Бронка, однопутный) протяжённостью 74 километра. Предполагается также воздвигнуть ещё один однопутный железнодорожный мост через Неву.  

— Он будет находиться рядом с ныне существующим Кузьминским мостом, вблизи станции Павлово-на Неве, — объясняет заместитель главного инженера ПАО «Ленгипротранс» —проектного института, который участвовал и продолжает участвовать в разработке концепции, Сергей Иванов. — Таким образом, мостовой переход превратится из однопутного в двухпутный.

По мнению специалистов, возведение третьего моста через Неву позволит увеличить скорость движения грузовых составов к находящимся в северной части Финского залива морским портам, а также к границе с Финляндией.

Давид Генкин

Вам будет интересно