Дуэт акробатов на роликах Александры и Игоря Петровых из Донецка ярко выступил на Втором международном цирковом фестивале «Без границ», который прошёл в сентябре в Петербурге. Этот фестиваль уже сравнивают со знаменитым конкурсом в Монте-Карло. В Питер съехались артисты из 16 стран, в том числе из «враждебных» Италии, Испании, Японии, Германии, Болгарии, Австралии. Всего на фестивале было представлено 22 номера. Дончане мало того, что не затерялись среди других, но и вышли в гала-концерт. Их объявляли под бурные аплодисменты: «Александра и Игорь Петровы. ДНР. Россия». Но мало кто из зрителей догадывался, через что именно пришлось пройти этим артистам.
Игорь год воевал, а Александра каждый день молилась, чтобы он вернулся живым. И её молитвы действительно не раз спасали его. Раньше этот дуэт не вылезал из зарубежных турне (в том числе гастролировали по Америке с филиалом цирка «Дю солей»), проводил дома в Донецке максимум месяц. Но по возвращении Игоря с фронта цирк для них закончился, превратился в несбыточную мечту. Игорь работал водителем, Александра официанткой. Они больше года не репетировали. И вдруг получили приглашение на фестиваль — за месяц до его начала. Чтобы выступить в Петербурге, Петровым пришлось совершить цирковой подвиг. Им это не впервой.
Магия цирка
Их приход в цирк тоже был маленьким подвигом. Это случилось в 2012 году, когда Игорю и Александре было уже за двадцать. Они тогда только познакомились и решили соединить свои судьбы. К цирку отношения вообще не имели. Александра была дирижёром хора, а Игорь занимался ремонтом кабельных сетей. Но им попалось на глаза объявление в интернете. Руководитель акробатов на роликах Валерий Тимохин набирал артистов с улицы! И хоть они даже толком кататься на роликах не умели, всё равно решили рискнуть. И в самом начале совместной жизни круто её изменили.
«Нас вводили в ускоренном темпе, — рассказывает Александра. — И ещё руководитель был специфический — дядька старой советской школы, мастер своего дела. Валерий Тимохин много ребят выпустил и сам в 52 года выступал с нами — мог дать фору любому. Но мог легко и послать, оскорбить. Не раз бывало, что уже отработав, когда опускался занавес, артисты, не снимая роликов, разбегались и прятались кто куда — лишь бы с ним не пересекаться, не слышать его разносов после выступлений».
Но было и то, что заставляло держаться за цирк. Бывшему боксёру Игорю Петрову сразу пришлась по душе цирковая атмосфера, пропитанная адреналином. Ребят подкупило, что в цирке всё по-честному. Здесь люди реально зарабатывают своим трудом. Жить за чужой счёт в цирке как-то не принято, да и невозможно. А ещё цирковая жизнь — это интересная жизнь.
По наблюдениям Игоря, у каждого циркача обязательно найдётся история, которая завораживает, у каждого в жизни произошло какое-то чудо.
Они сдали экзамен в Киевском национальном цирке и стали ездить на гастроли — сперва по Украине, потом заграницу. Но когда началось обострение на Донбассе, их большой коллектив распался. Петровы решили придумать свой номер. Рождался он в муках.
Артисты «второго сорта»
«Мы на тот момент были в Харькове. Отношение к нам, дончанам, уже было не очень хорошее, — вспоминает Игорь. — Мы попросились репетировать в новом цирке, нам сказали «нет». В старом цирке манеж тоже не дали. Но спасибо, хоть разрешили проводить репетиции в фойе. Единственный, кто от нас не отвернулся, — Юрий Николаевич Котов, режиссёр-постановщик, сам акробат. Он нам очень помог с постановкой и с трюковой частью. Да и просто поддержал в трудный момент».
В первый раз на зрителя они отработали под новый год в ночном клубе маленького городка Чугуева. Репетировали в деревне у бабушки прямо на улице. И после этого улетели в Египет. Так начался их личный аттракцион.
Опасные гастроли
Их номер — это кручение. Игорь кружится на роликах вокруг своей оси, и держит Александру, которая выполняет акробатические упражнения и тоже крутится на специальном приспособлении. Так у них и в жизни — постоянно попадают в экстремальные ситуации. Жизнь заставляет быстро крутиться.
«Мы всегда то на самолет опаздываем, то на поезд в последний момент запрыгиваем , — улыбается Игорь. — Когда нам в Израиле предложили контракт, спросили: “У вас есть пьедестал (круглое возвышение на котором Петровы и кружатся во время исполнения номера)? Вы работали на нём?” Мы, не моргнув глазом, ответили: «Да, конечно». Хотя сами на тот момент не работали. Но всё равно полетели в Израиль, а там деваться уже было некуда. Три дня репетировали на пьедестале и в итоге отработали нормально».
Они взяли для своего дуэта название «Air». И творческая карьера , действительно, пошла на взлёт. Выступали в разных цирках, на больших круизных судах. Во время гастролей с одним из составов цирка «Дю солей» они видели свои лица в газетах, на бортах рейсовых автобусов… Но потом началась турбулентность и в итоге Петровым пришлось совершить вынужденную посадку.
Становилось все сложнее выезжать на гастроли. На дорогах Донбасса появились блокпосты, требовались всё новые справки. Пятичасовой путь до харьковского аэропорта, откуда они улетали на гастроли, растягивался почти на сутки. Потом пришла пандемия коронавируса и гастроли стали в принципе невозможны. По её завершении Петровы начали опять выезжать: Крым, Египет, Франция. В феврале 2022-го они снова должны были отправиться на гастроли, но их развернули на границе — началась СВО. Вместо гастролей Игорь отправился на фронт.
Сила молитв
Он побывал в очень горячих местах. Например, под Авдеевкой.
«За восемь лет противник окопался там очень сильно, — говорит Игорь. — Там и раньше под заводом был подземный эвакуационный путь аж до Донецка, чтобы люди в случае аварии могли по нему спастись. А сейчас проложена уже не одна дорога. По ним приезжает техника, отстреливается и выезжает назад на поверхность в безопасном месте».
Александра молилась за мужа каждый день, и он чувствовал её молитвы. У Игоря на фронте было несколько случаев, когда он мог погибнуть, но чудом спасался. Их подразделение как по лезвию ножа выходило без потерь из опасных ситуаций. Однажды его доставили в госпиталь с температурой под 40. А вскоре по позиции, с которой его вывезли, враг нанёс удар.
Из их циркового состава мобилизовали примерно половину мужчин. Некоторые не вернулись. А часть знакомых артистов разъехались кто куда.
«Мы реже стали общаться, — признаётся Игорь. — Они сидят за границей, но даже не говорят где: боятся со мной контактировать — ведь я воевал. Боятся, что из-за нашего общения их депортируют или это ещё как-нибудь им навредит. Я лично так не смог бы — бросить семью и стоять в стороне, когда идёт война вот такая».
Жизнь в Донецке — тот ещё аттракцион
Донецкий цирк больше не работает — из-за обстрелов власти стараются не допускать скоплений людей. Петровым до сих пор продолжают поступать предложения выступить на гастролях. Но Игорю даже не интересно выяснять, в какие страны ему теперь можно ехать, а в какие нет.
Петровы сегодня полноправные жители фронтового города, который мало похож на прежний Донецк. До недавнего времени воду давали раз в три дня, теперь, после того, как протянули канал с Дона, — через день. Но вода не обработана — из-за этого выходят из строя трубы и бойлеры. Рынки закрываются уже в час дня: успел купить — хорошо. Рынок рядом с их домом разбомбили и его больше нет. Многие магазины на замке — хозяева не рискуют их открывать, потому что в любой момент может прилететь снаряд. Выручают интернет-магазины, но они ненадёжны — часто не доставляют заказанный товар. В результате далеко не всё, что нужно, удаётся купить.
По наблюдениям Петровых, большинство жителей Донецка изменились к лучшему — стали дружнее. Но всё равно остаётся прослойка людей, которые не осознали, что главное — не деньги, а жизнь, здоровье и крыша над головой. И это очень неприятно: вроде у всех она беда, но почему то кто-то выживает, а кто-то на этом живёт.
Зато в Донбассе растёт замечательное молодое поколение, уверен Игорь Петров:
«С одной стороны их жалко, ребята нормальной жизни не видели, и что дальше, тоже неизвестно. А с другой стороны — эти подростки вообще ничего не боятся. Разговариваешь с ними по телефону, слышишь канонаду, а у них «всё нормально». Могут даже сказать тебе куда летит и откуда».
К этим подросткам относится и дочь Александры и Игоря. Ей 16 лет, но она уже работает, и работодатель за неё очень держится. Причём девочка ходит на работу в один из самых опасных, обстреливаемых районов, который в Донецке называют «Изумрудом» по одноименному магазину. У дочки дефект руки, но несмотря на это она — отличный художник.
Вот такие талантливые и бесстрашные дети сейчас подрастают на Донбассе. Впрочем, то же самое можно сказать и о родителях. Приняв в конце сентября участие в международном фестивале «Без границ», Александра и Игорь Петровы совершили цирковой подвиг.
Из под обстрелов на красную дорожку фестиваля
Руководитель донецкого цирка «Космос» отправил видеозапись их выступления в жюри и дуэт пригласили выступить в Петербурге. На подготовку к таким фестивалям у артистов обычно уходит полгода. Петровым пришлось уложиться за две недели. Взяли отпуска на своих новых не цирковых работах. Репетировали как когда-то в Харькове — в фойе цирка. Вместо театрального света — лампочка дежурного освещения. Вместо цирковой музыки, которая громко бьёт со всех сторон, — маленькая переносная колонка. В Донецке не купить хорошей магнезии, а она необходима в их цирковом номере, где Игорь должен надёжно держать выполняющую акробатические упражнения жену. Магнезию приобретали уже в Петербурге, как, например, и Александре специальные колготки для выступления.
А полноценных репетиций с музыкой и светом у них был только час — уже в Питере, в Цирке на Фонтанке. Цирковой свет мигает и слепит — артистам не виден даже край маленького круглого пьедестала, на котором они крутятся на роликах во время исполнения номера. По идее, к такому свету надо какое-то время привыкать, чтобы довести движения до автоматизма и кататься «вслепую», но у Петровых на такую подготовку не было времени.
Они прибыли на фестиваль с реквизитом и костюмами на своей машине.
«Мы так соскучились по путешествиям, что не могли себе отказать в возможности самим приехать из Донецка до Петербурга», — признаётся Александра.
К счастью, на фестивале их встретили и с первых минут ими занялись люди, которые хорошо помнят 1990-е годы, когда в России тоже ничего не было. Организаторы старались сделать всё возможное, чтобы Александра и Игорь ни в чём не нуждались и комфортно работали, чтобы чувствовали: их любят, в них верят. И дончане прошли в финальную часть фестиваля, хотя на это даже не рассчитывали.
Возвращение из сказки
«Когда мы только начинали работать в цирке и нам было трудно, то не раз порывались уйти, — вспоминает Александра. — Но один человек нам всё раз и навсегда объяснил: «Ребята, если уйдёте, то больше уже не вернётесь. А если останетесь, цирк вас вознаградит так, что вы уже не сможете без него жить»».
Так и вышло. Петровы без цирка уже не могут. Они провели три волшебных сказочных дня в мирном Петербурге в атмосфере большого циркового праздника. Когда я разговаривал с ними за кулисами фестиваля, было видно, что Александра и Игорь полны новых надежд. Они поверили, что цирк вернулся в их жизнь.
Но фестивальная сказка закончилась. Петровы вернулись во фронтовой Донецк. Цирк там по-прежнему закрыт. Недавно я написал Петровым, спросил, как у них дела. Игорь ответил: «У нас всё хорошо. В данный момент цирковой работы нет. Временно работаем на фабрике…»
Владлен Чертинов
(фото и видео из личного архива артистов)