«Круглая» скульптура для России от Петра Великого

skul3

В Арапской столовой Зимнего дворца открылась очередная выставка, посвящённая 350-летию со дня рождения Петра Великого. На этот раз демонстрируется скульптура, приобретённая императором для своей страны, где статуи до него были под запретом.

На церемонии открытия выставки «Скульптура из коллекций Петра Великого» в Арапской столовой Зимнего дворца

На выставке демонстрируется 19 скульптур, приобретённых в царствование Петра I. Большинство из них находится в коллекции Эрмитажа, но далеко не все постоянно или регулярно можно увидеть в экспозиции главного музея России.

Например, впервые с XVIII века на этой выставке вместе «встретились» шесть статуй античных богов, выполненных итальянским скульптором Антонио Тарсиа (1662-1739) по заказу Петра I для его супруги — императрицы Екатерины Алексеевны. «Аполлон», «Венера», «Юнона» и «Юпитер» — эрмитажные, а «Диана» и «Марс» какими-то неведомыми путями-дорогами распределения художественных ценностей в советское время оказались в Серпуховском историко-художественном музее, откуда и доставлены на временную выставку в императорский Зимний дворец.

Юпитер работы Антонио Тарсиа

«Эта выставка — как бы вокруг “Венеры Таврической”, гордости Эрмитажа. Внедрение в русскую культуру трёхмерных скульптур из Европы было подлинной революцией, сделавшей нас, кроме всего прочего, наследниками античной художественной традиции», ‒ цитирует пресс-служба Эрмитажа директора музея Михаила Пиотровского, который на открытии экспозиции в Арапской столовой на этот раз отсутствовал.

Тут следует пояснить, что древнегреческая мраморная статуя Афродиты (II век до нашей эры) была приобретена Петром I в 1719 году. Её выставили в Летнем саду в специальной галерее под охраной часового. Позднее (с конца XVIII века) статуя несколько десятилетий пребывала в Таврическом дворце, из-за чего и именуется «Венера Таврическая» (поступила в Эрмитаж в 1850 году, экспонируется в Зале Диониса на первом этаже Нового Эрмитажа, инвентарный номер ГР-3054).

Венера Таврическая

При этом до конца ХVII столетия в России вообще не было «круглой» (обозреваемой со всех сторон) и даже рельефной скульптуры. Из-за запрета православной церкви. Уникальные образцы такого творчества (деревянного) русских мастеров уже в ХХ веке были собраны музейщиками (в основном, в храмах Севера России), отреставрированы и ныне экспонируются в главных музеях страны.

При Петре Великом ситуация изменилась. Первый российский император собрал примерно 250 скульптурных произведений искусства (много даже для основных королевских дворов Европы). До наших дней разрозненно по музеям страны сохранилось примерно две трети этой коллекции.

Четыре рельефа, приобретённые для Петра I Юрием Кологривовым

Первые статуи и бюсты были доставлены (в основном, из Италии) в петербургский Летний сад в 1707-м, а через три года их здесь было уже около 30. Покупались работы современных скульпторов, ваятелей предыдущего поколения — XVII века, по возможности — более ранние, в том числе и античные (всё та же Венера Таврическая).

Приобретением статуй в Европе занимались по поручению Петра I его доверенные лица. Самым видным из них был бывший денщик царя Юрий Кологривов (1685/1690-1754), который (помимо Венеры Таврической) в 1718-1719 годах в Риме, Генуе, Милане, Ливорно и Неаполе купил более сотни скульптурных работ, в том числе и представленные на нынешней эрмитажной выставке.

Кстати

Приобретённая Кологривовым и экспонируемая сейчас в Арапской столовой Зимнего дворца статуя «Пастух, несущий куриц и ягнёнка» (древнеримская копия с греческого оригинала III века до нашей эры) считается первой античной скульптурой, оказавшейся в России.

Статуя «Пастух, несущий куриц и ягнёнка» из коллекции Государственного Эрмитажа

Кроме того, из покупок Кологривова на выставке можно увидеть  бюсты «Мавра» и «Мавританки» (цветной мрамор), а также копию «Спящего гермафродита» (древнеримская работа на основе греческого оригинала середины II века до нашей эры) и четыре рельефа («Музицирующие ангелы», «Три ребёнка с гроздью винограда» и др.).

Другим активным художественным агентом Петра I был граф Савва Рагузинский-Владиславич (1669-1738), который в 1716-1726 годах в Италии приобрёл для первого российского императора множество скульптурных работ. Из их числа на нынешней выставке в Эрмитаже представлены статуя «Святой Терезы» (римский скульптор конца XVII века), «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Дзордзони (обычно находится в Петропавловском соборе возле надгробия Петра Великого) и мраморная группа «Борьба лапифов с кентавром» Франческо Бертоса.

Также на выставке можно увидеть две парные статуи работы Бартоломеуса Эггерса (Нидерланды) «Азия» и «Африка», которые, судя по всему, были подарены Петру I в 1717 году прусским королём Фридрихом Вильгельмом I.

Экспозицию скульптуры в Арапской столовой дополняют рисунки, присланные царю Владиславичем-Рагузинским (ныне хранятся в Библиотеке Российской академии наук) с изображениями статуй, доставленных в Петербург в 1717 году. В этом альбоме есть и изображения представленных на выставке статуй. Например, «Адониса» и «Дианы» работы Джузеппе Торетто.

Напомним, что первая экспозиция в Арапской столовой, посвящённая 350-летию со дня рождения Петра Великого (проводятся в этом году каждые три месяца), называлась «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке». Были представлены изделия из фарфора и шёлка, ювелирные украшения и заводные механические игрушки начала XVIII века, полученные первым российским императором в дар или же купленные по его распоряжению.

На второй выставке «Дары Петру Великому» экспонировались различные подношения царю от иностранных монархов и сподвижников. Одним из самых интересных экспонатов, представленных тогда, была подзорная труба (бисног), изготовленная французским мастером Туссеном Весди. Предполагается, что Пётр I получил её в подарок в 1717 году, когда, будучи с визитом в Париже, посетил там, в том числе, и королевскую обсерваторию.

Арапская столовая в середине XIX века (акварель работы Константина Ухтомского)

Арапская столовая в Зимнем дворце в том виде, который сохранился поныне, была оформлена в числе других покоев, предназначенных для великого князя Александра Павловича (будущего Александра I), в 1793 году по проекту Ивана Старова (1745-1808). После грандиозного пожара в императорской резиденции, случившегося в 1837-м, интерьер восстановлен, но «приукрашен» Александром Брюлловым (1798-1877). Своим названием столовая обязана чернокожим слугам — арапам, которые здесь «дежурили при дверях».

Кстати

Парадный костюм придворных арапов состоял из 16 предметов (алые суконные шаровары, белый жилет, две куртки — нижняя из зелёного сукна и верхняя из пунцового бархата, зелёные же атласный кушак и суконные ноговицы, красные или жёлтые сафьяновые туфли, белые чулки и перчатки, бархатная феска с кистью, кисейный шарф и шерстяная шаль длиной более трёх метров). Такое «обмундирование» в начале ХХ века обходилось более чем в 500 рублей (добротный мужской костюм в Петербурге тогда же стоил 6-10 рублей).

Зал расположен между Малахитовой гостиной и Ротондой, с которой начинается эрмитажная экспозиция «Галерея Петра Великого».

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официального сайта Государственного Эрмитажа

Вам будет интересно