«Кречет» — первый военный дирижабль России

krechet-dirizhabl

110 лет назад, 30 июля 1909 года, в России был построен первый военный дирижабль «Кречет», полностью (за исключением двигателя) изготовленный на российских предприятиях из отечественных материалов и по проекту русских инженеров-конструкторов.

70-метровый дирижабль «Кречет» мог подниматься на высоту до 1,5 тысячи метров и развивать скорость до 43 километров в час. Находиться в воздухе он мог на протяжении 10 часов.

Начало эпохи дирижаблестроения

Изобретателем дирижабля считается французский математик, дивизионный генерал республиканских войск во время Великой Французской революции Жан Батист Мари Шарль Мёнье, задавшийся целью усовершенствовать детище братьев Монгольфье – воздушный шар, наполненный нагретым воздухом.

Хотя высоту полёта воздушного шара можно было регулировать, сбрасывая мешки с балластом, управлять им было невозможно, и он летел по воле ветра. Мёнье разработал проект летательного аппарата в форме эллипсоида, состоящего из двух оболочек – внешней и внутренней, наполненной гелием. Между ними должен был располагаться баллонет – газонепроницаемый отсек, в который закачивается воздух. Регулировка объёма воздуха в нём позволяла набирать, либо снижать высоту полёта. Под оболочкой размещалась гондола с людьми и грузами. Управление же должно было осуществляться посредством трёх вращающихся пропеллеров. Но здесь возникала проблема: по замыслу Мёнье, вращать пропеллеры должны были вручную люди — как минимум, 80 человек. Это было самым слабым местом проекта.

Поэтому неудивительно, что он так и не был осуществлён вплоть до изобретения парового двигателя, способного заменить ручной труд. Именно такой двигатель был использован при строительстве дирижабля французского изобретателя Анри Жиффара, который взял за основу проект Мёнье, адаптировав его с учётом современных научно-технических достижений.

Аппарат Жиффара, представлявший собой сигарообразный аэростат, имел длину 44 метра и объём 12 метров, вмещавший 2,5 тысячи кубометров газа, и был снабжён паровым двигателем мощностью три лошадиных силы, воздушным винтом и рулём. В сентябре 1852 года изобретатель поднялся на нём с парижского ипподрома на высоту 1800 метров, выполнив в воздухе несколько поворотов с помощью руля. Это был первый в истории человечества полёт на дирижабле.

Впоследствии Жиффар разработал ещё несколько проектов дирижаблей. Самым впечатляющим был проект строительства гигантского шестисотметрового летательного аппарата, объёмом 22 тысячи (!) кубометров, способном развивать скорость до 72 километров в час. Но в силу целого ряда причин он так и не был построен.

Следующим толчком к дальнейшему развитию дирижаблестроения стало изобретение электрического двигателя. И здесь первенство принадлежало французам: в 1884 году изобретатели Шарль Ренар и Артур Кребс, на построенном ими 52-метровом дирижабле (объём — 1900 кубометров) «Франция», снабжённом электродвигателем мощностью 8,5 лошадиных сил, преодолели 8 километров за 23 минуты.

Но подлинную революцию произвело создание двигателя внутреннего сгорания. Используя его на своём дирижабле, знаменитый французский воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон 19 октября 1901 года облетел Эйфелеву башню на скорости 20 километров в час.

С этого момента дирижаблестроение переживает бурный рост и становится одним из приоритетных направлений для ведущих мировых держав, чьи правительства считают перспективным военное использование новых летательных аппаратов. Наибольших успехов в этом деле достигает Германия, где граф Фердинанд Цеппелин изобретает все новые модели дирижаблей, ставя их производство буквально на поток. К началу Первой мировой войны построенные на его предприятиях дирижабли (объёмом до 27 тысяч кубометров) могли подниматься на высоту до трёх тысяч километров (в течение войны их «потолок» увеличится до восьми тысяч километров.) и преодолевать расстояние до четырёх тысяч километров на скорости 80-90 километров в час.

Российские дирижабли. «Кречет»

Власти Российской империи поначалу осторожно отнеслись к необычной новинке, не желая ассигновывать значительные средства на постройку аппаратов, перспективы которых были пока не ясны. Лишь в 1908 году на территории Учебного воздухоплавательного парка в окрестностях Санкт-Петербурга, располагавшегося рядом с нынешней железнодорожной платформой «Воздухоплавательный парк», приступили к строительству первого российского дирижабля.  Примечательно, что его проект был разработан русским специалистом – штабс-капитаном Афанасием Шабским, а строился он, за исключением двигателя, из отечественных материалов.

10 сентября 1908 года дирижабль, названный «Учебный», совершил свой первый полёт. Как следует из его названия, предназначался этот небольшой летательный аппарат (длина — 40 метров, объём — 1200 кубометров, максимальная скорость – 21 км/ч, «потолок» — 800 метров, вместимость – три человека) для обучения команд воздухоплавателей. То есть это был своего рода воздушный тренажёр, на котором можно было освоить азы управления полётом. Первыми аэронавтами, прошедшими обучение на нём, стали члены команды уже конструируемого в то время первого российского военного дирижабля «Кречет».

Активным пропагандистом развития отечественного дирижаблестроения был начальник Главного инженерного управления Русской императорской армии Александр Вернанден. Он с интересом следил за развитием этого направления во Франции и беспокоился по поводу успехов графа Цеппелина, который в 1906 году стал получать финансовые ассигнования от военного ведомства на разработку новых дирижаблей.

Чтобы не отстать от потенциального противника, в феврале 1907 года Вернанден распорядился создать специальную комиссию «для производства предварительных опытов и исследований принадлежностей и материалов для постройки управляемого аэростата, а также для составления, по результатам опытов, окончательного проекта такого аэростата». Комиссию возглавил председатель Воздухоплавательного комитета Главного инженерного управления генерал-лейтенант Нил Кирпичёв, пригласивший в неё таких специалистов, как профессора Николаевского инженерного училища инженер-полковника Евгения Фёдорова, начальника Учебного воздухоплавательного парка генерал-майора Александра Кованько, командира 3-го Восточносибирского полевого воздухоплавательного батальона во время русско-японской войны инженер-подполковника Василия Найдёнова и целый ряд других одаренных новаторов воздухоплавания.

С таким составом работа пошла быстро, и уже весной 1908 года проект был готов. Хотя за основу была взята конструкция французского дирижабля «Лебоди», русские инженеры внесли значительные коррективы, благодаря чему спроектированный ими летательный аппарат отличали большая компактность и лучшее управление.

Заказы на постройку дирижабля разместили на нескольких предприятиях, причём исключительно российских. Так, оболочка аэростата изготавливалась на петербургском заводе «Треугольник», гондола и платформа – на московском автомобилестроительном заводе «Дукс», винты – на петербургском заводе купца Ивана Семёнова.

А вот с производством двигателя возникли проблемы. Взявшийся было за их изготовление петербургский завод Лесснера с задачей не справился – на испытаниях выпущенные им моторы отказали спустя два часа работы. Пришлось командировать нескольких членов комиссии во Францию, где они приобрели два двигателя «Панар-Левассор» мощностью 85 лошадиных сил каждый. Однако вскоре выяснилось, что они слишком тяжёлые, из-за чего понадобилось переделать оболочку, увеличив её объём в полтора раза – до шести тысяч кубометров.

Всё это отняло немало времени, но, наконец, 30 июля 1909 года первый российский военный дирижабль был построен. Поначалу названный «Комиссионный» в честь членов комиссии, занимавшейся его проектированием и строительством, он затем был переименован в «Кречет».

70-метровый дирижабль мог подниматься на высоту до 1,5 тысячи метров и развивать скорость до 43 километров в час. Находиться в воздухе он мог на протяжении 10 часов. Гондола «Кречета», вмещающая восемь аэронавтов, была оборудована бомбомётами. Также на ней было установлено два датских пулемёта системы «Мадсен». Для того времени это был современный летательный аппарат с мощным вооружением.

Испытания дирижабля заняли ещё год, после чего он перелетел в Ригу, где вошёл в состав 9-й воздухоплавательной роты, которую с началом войны перебросили в белорусскую Лиду.

На войне

Увы, о дальнейшей судьбе «Кречета» документальных свидетельств не сохранилось.  В военных сводках времен Первой мировой войны он не упоминается. Впрочем, это не удивительно. Ведь к началу войны в русском Генштабе пришли к выводу о перспективности и приоритете самолётов над дирижаблями, парк которых в Российской империи составлял на тот момент 14 единиц. Во-первых, постройка самолётов обходилась дешевле, и изготавливались они быстро. Во-вторых, были менее уязвимы от огня с земли и с других самолётов. Наполненный газом дирижабль быстро превращался в пылающий факел при попадании в него пуль, а самолёт был более живуч. К тому же к началу войны в России уже имелись бомбардировщики «Илья Муромец», сконструированные изобретателем Игорем Сикорским, количество которых увеличилось с четырёх в 1914 году до 60-ти в 1917-м. Эти самолёты стали одними из лучших в своём классе за время Первой мировой войны. Достаточно сказать, что за всю войну вражеской авиацией был сбит всего один «Илья Муромец», и ещё два сбиты зенитками. При этом русские бомбардировщики не только разбомбили сотни объектов противника, но и уничтожили 12 немецких и австрийских истребителей.

Выполнять разведку также было проще, используя самолёты. Поэтому и в этом качестве дирижабли проигрывали. Неслучайно немцы, бывшие поначалу сторонниками активного применения дирижаблей и вдохновленные их первыми успехами (так, 14 августа 1914 года немецкий дирижабль подверг бомбардировке Антверпен, в результате чего было полностью разрушено 60 зданий, и ещё 900 получили повреждения), впоследствии резко сократили их использование (со 123 налётов в 1916 году до 18 в 1918 году).

Тем не менее, русские дирижабли внесли свою лепту в войну в воздухе на Восточном фронте. Так, дирижабли «Беркут» и «Кондор», базировавшиеся на Брест-Литовске и оборудованные радиотелеграфными станциями, регулярно передавали в штаб ценные сведения о передвижениях немецких и австрийских войск и успешно бомбили железнодорожные узлы и склады боеприпасов противника.

А Дирижабль «Астра» в 1915 году совершил налёт на город Лык и уничтожил железнодорожную станцию и стоявшие на ней воинские эшелоны.

Отметим, что все российские дирижабли (за исключением приобретённых за границей), создавались на основе проекта «Кречета», который доказал свою практичность и эффективность как в мирное, так и в военное время. И несмотря на то, что в военном отношении дирижабли быстро проиграли конкуренцию аэропланам, это не может умалить того факта, что Россия в начале XX века могла создавать дирижабли, не уступающие, а по ряду параметров и превосходящие зарубежные аналоги. Что и было с успехом продемонстрировано на примере «Кречета».

Игорь ЧЕРЕВКО

Вам будет интересно