Конфликт пешеходов и самокатчиков предлагают решить кардинальным образом

aSjY_IsubIqUF6eM8R4voEYMaDC-tGCA8tzFHwEm2KKr7VVoJKHffTo4rLeN7ZXZt6beKJfavSM-FkplnZ4ObYxi

Весеннее тепло вернуло на улицы Петербурга велосипеды и самокаты, а вместе с ними ожила острая дискуссия по поводу того, где этим средствам передвижения разрешено ездить. Велоинфраструктура в городе хромает на обе ноги, а электросамокаты вообще до сих пор не имеют понятного статуса. Между тем количество инцидентов с участием электросамокатов и велосипедов растёт. Появился даже специальный чат-бот для жалоб на лихачей.

Где должны ездить электросамокаты — по дорогам, тротуарам, велодорожкам? Вопрос до сих пор открытый

В отсутствие чёткого понимания, что собой представляет электросамокат, и куда его определить среди участников дорожного движения, появляются альтернативные механизмы воздействия на водителей этого вида транспорта. Так в Петербурге в мае запустили специальный Telegram -бот «Самокаты в СПб», который призван бороться с шумахерами. С помощью этого ресурса можно отправить жалобы на опасную езду самокатчика, а также парковку в неположенных местах

Сообщить о нарушителях можно и по телефону горячей линии: +7 (812) 240-75-85, однако для этого необходимо будет уточнить адрес и время происшествия. В случае, если все условия были соблюдены, информацию перенаправят конкретному оператору кикшеринга, который сможет оштрафовать нарушителя. Возможно, такое решение повлияет на любителей скорости в Петербурге, из-за которых в весеннем сезоне на больничной койке оказались и дети, и пожилые люди.

Пока Петербург генерирует такие решения, в Совете Федерации придумали ввести права для владельцев мощных самокатов.

«Необходимо для владельцев определенных категорий электросамокатов и других так называемых средств индивидуальной мобильности ввести обязанность получать допуск к управлению ими. Для этого необходимо сдать хотя бы минимум основ управления и экзамен на знание ПДД», — предложил сенатор Александр Башкин.

То есть, в основе идеи — разделение средств индивидуальной мобильности на, условно, говоря, маломощные «игрушки» и настоящий транспорт. «30-килограммовая железка на максимальной скорости может нанести значительный урон», — резонно отмечает сенатор. Но разве 10-тикилограммовая с водителем «на борту» не грозит уроном при столкновении? Также он повторил не новую мысль об обязательной ответственности для нарушителей правил дорожного движения.

До этого комитет Совета Федерации по обороне и безопасности выступил за введение полисов ОСАГО для электросамокатов. Сенаторы обратили внимание на количество аварий с самокатами и урон, который получают их водители, пешеходы и сами транспортные средства. по данным МВД, в 2021 году было зарегистрировано 672 ДТП с участием электросамокатов и подобных устройств, что почти на 68% выше показателей предыдущего года. В результате этих ДТП погибли 20 человек, при этом рост числа погибших составил 185%. Ранения получили 704 человека, в числе которых 133 ребенка до 16 лет.

По поводу всего вышеперечисленного обычные горожане высказывают своё мнение: «Самокаты и велосипеды должны ездить не по тротуарам, а по выделенной полосе на дороге, тогда и не будет никаких прецедентов и суеты». Вопрос в том, можно ли, например, в центре Петербурга создать повсеместно выделенные полосы? В конце апреля, например, стало точно известно, что велодорожки не будут прописывать в Генплане Петербурга, якобы это ограничит возможности их расширения — ведь всё будет намертво зафиксировано на бумаге. А ведь хотя был шанс закрепить под них какой-то процент свободного пространства.

Но даже если город опутает сеть выделенных велодорожек, вопрос — кого туда пускать, всех подряд, совершеннолетних водителей, водителей с правами или без прав? Что касается велосипедов, то их положение на дороге прописано правилами, а вот история с самокатами — хотя они давно не новинка в Петербурге — терра инкогнита.

Скорость прокатным самокатам порезали, места парковки определили, а вот статус участника движения не определили

В общении с «Родиной на Неве» председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры городского парламента Алексей Цивилёв посетовал, что разного рода инициативы не решают главного вопроса — определения статуса владельцев самокатов как участников движения. И именно этот вопрос является краеугольным камнем. До этого говорить о цивилизованном подходе к самокатному движению не приходится.

«На настоящий момент ни поправки Минтранса, ни поправки Общественной палаты не приняты, соответственно, говорить о развитии нельзя. При этом и в Москве, и в Петербурге, и в других больших субъектах, где движение самокатов развито, эта проблема становится всё острее. Поэтому я считаю, что в этом году должны быть приняты изменения, которые обезопасят пешеходов и других участников дорожного движения. Мы видим много федеральных инициатив, касающихся и страхования владельцев самокатов, и разделения их на категории, но пока мы только модерируем те условия, которые есть», — высказался собеседник издания.

Чат-бот, с его точки зрения, хороший ход, но он меняет ситуацию в корне. Нужны законодательные изменения: «Необходимо в первую очередь водителей самокатов определить как участников дорожного движения. Потому что сейчас электросамокаты не являются ничем, и вырезаны из правового поля. К ним невозможно применить меры контроля, чтобы обеспечить безопасность, чтобы люди просто не погибали на дорогах».

Историк, главный редактор «Родины на Неве» Дмитрий Жвания видит решение вопроса иначе, чем законотворцы и чиновники. Он предлагает, полностью отдать дороги городского центра велосипедистам, самокатчикам и даже гужевому транспорту, а частные автомобили из исторической вытеснить напрочь. Тротуары станут безопасной зоной для пешеходов.

«В последние годы по тротуарам Петербурга ходить небезопасно: того и гляди наедет велосипедист или самокатчик. Ныне, идя по пешеходной части, лучше резко не отклоняться от выбранного маршрута, надо идти прямо — из пункта А в пункт Б, как человечки из учебника, иначе можно угодить под колёса велосипеда. Причём, вовсе не обязательно управляемого «дрищеватым хипстерком» — велосипеды популярны и среди людей с избыточной массой тела. Но даже если на скорости 20 километров в час в тебя въедет девушка с бараньим весом, мало не покажется тоже: ушиб, а то перелом обеспечен.

К автохамам добавились велохамы и самокатохамы. Так, год назад на Невском проспекте команда «самокатчиков» избила моего хорошего знакомого Валерия Айрапетяна, врача и писателя, за сделанное замечание — они опасно лавировали между пешеходами. Подонки сломали Валерию три ребра.

Если раньше на самокатах или велосипедах передвигались модники, те, кого принято называть хипстерами, то в пандемию армия велосипедистов пополнилась развозчиками пищи, и теперь по тротуарам ходить надо осторожно не только с мая по октябрь, но и зимой, круглогодично. До недавнего времени критиковать велосипедистов было моветоном в «приличной среде». Передвижение на велосипеде подавалось как знак приверженности европейским ценностям, как признак «продвинутости», современности. Сегодня же многие «приличные люди» успели побывать в роли жертв вело- и самокатонаездов. И даже они ропщут.

Я понимаю: в России на велосипедах, а тем более на самокатах, ездить по проезжей части страшно, учитывая состояние дорог, а главное — умов водителей машин. Но это не причина гонять на велосипедах по тротуарам, а стимул для борьбы за превращение Петербурга в современный город Северной Европы. В Стокгольме, Копенгагене, Амстердаме погода ненамного лучше петербургской, мостов через реки и каналы в них тоже достаточно, но тем не менее в них созданы все условия для велосипедного движения. Никто никого не давит. Нынешнее же состояние велосети в Петербурге удручающее. Мы живём в такой стране, где чтобы чего-нибудь добиться, власть нужно теребить. Иначе — жди у моря погоды.

Я вообще сторонник вытеснения автотранспорта из центра Петербурга. Тот же Невский проспект надо отдать велосипедистам и трамваям (напомню, что на Невском проспекте трамваи ходили до 1951 года). Современный трамвай — бесшумный транспорт, очень вместительный, экологичный. Меня поразило, как тихо ездят трамваи в Реймсе, Клермон-Ферране. Следует закрыть для автотранспорта набережные петербургских рек и каналов. Те, чьи окна выходят на набережные рек, особенно, на Фонтанке, устают очищать своё жильё от копоти. Учитывая, что в связи с санкциями качество нашего автотранспорта упадёт, то копоти будет больше, а значит, и здоровье жителей центра Петербурга ухудшится.

Санкции подвигают нас на новые транспортные решения. Приоритет следует отдавать разным видам общественного транспорта, прежде всего экологически чистого. А личным транспортом должен быть велосипед или самокат. Понятно, что не все люди по состоянию здоровья способны передвигаться на велосипеде или самокате. Значит, надо ввести велотакси. Да и в конце концов почему бы не вернуть старый и добрый гужевой транспорт? Можно ездить на тройках с бубенцами. И не только на тройках, и не обязательно с бубенцами. И лучше иногда чувствовать запах навоза, нежели дышать выхлопными газами».

Юлия Медведева

Вам будет интересно