На днях в Ораниенбауме после реставрации открыт для посетителей павильон Катальной горки. Сам уникальный аттракцион российских императоров давно не существует, но подобный запатентован гражданином США. Почему так получилось?
Павильон Катальной горки в Ораниенбауме, который реставрировался с 2019 года, а с учётом предварительных исследований — 13 лет, стал 33-м музейным объектом Петергофского дворцово-паркового заповедника, открытым для посетителей.
В официальном пресс-релизе особо подчёркивается, что это «единственный в России памятник подобных увеселительных комплексов XVIII века». На открытии объекта, куда прибыли высокопоставленные чиновники Министерства культуры РФ, было заявлено: «у таких сооружений не было архитектурных прообразов: строительство Катальной горки по заказу Екатерины II было новаторским проектом и вызовом для зодчих» того времени. Это не совсем так.
Кстати
Традиция зимнего и масленичного катания с ледяных горок существует в России века и века. Такие «забавы» — внушительные по высоте старта (примерно 25 метров), углу наклона (в 50 градусов) и длине спуска — сооружались в Петербурге ещё при Петре I. Другое дело — летние катальные горки. По ним любители острых ощущений «летали» в тележках-вагонетках, снабжённых рядом колёсиков. Они «скользили» по специально оборудованным пазам (углублениям) в поверхности настила, как по рельсам.
Первый такой аттракцион был построен в Царском Селе для императрицы Елизаветы Петровны вскоре после её восшествия на российский престол — в 40-е годы XVIII века. Впоследствии он не раз перестраивался и переделывался.
В более-менее окончательном варианте сооружение представляло собой двухэтажный павильон с куполом, построенный по проекту Бартоломео Франческо Растрелли. От здания, в котором находилась «зала и два покоя», было оборудовано два спуска и четыре лестницы.
В аттракционе было задействовано восемь двух- и одноместных колясок (у каждой — «по четыре шкива железных и с боков четыре деревянных», то есть фрикционных колёс с размещённым по внешней окружности ободом, канавкой или зубцами). Длина горы составляла 135 сажень (284,85 метра), ширина — 6 сажень (4, 27 метра).
Кстати
Техническая сторона Катальной горки, связанная с расчётами конструкций, допустимых уклонов и тележек-вагонеток, была разработана замечательным русским учёным и инженером Андреем Константиновичем Нартовым (1693-1756). В частности, ему принадлежит авторство ряда станков знаменитой токарни Петра Великого, которой изобретатель и заведовал. Он создал механизм для подъёма из отливной ямы Царь-колокола в Москве, оригинальный артиллерийский оптический прицел, 44-ствольную мортирную батарею и др.
В 1763 году уже Екатерина II повелела сделать от павильона третий деревянный скат в сторону большого пруда и через него — «с двумя горбами арками». Есть предположение, что это был не тележный, а санный, то есть зимний спуск. Преобразованные катальные горы прослужили всего 13 лет: в 1776-м было приказано «достальные при селе царском состоящие две цыркулярные деревянные горы до основания сломать и, очистя место, старое строение куда подлежит отвесть прочь».
Впоследствии на месте катальных горок в Екатерининском парке Царского Села пролегает Рамповая аллея и построено несколько сооружений — в том числе пандус Висячих садов при Агатовых комнатах и Гранитная терраса.
В Ораниенбауме грандиозная катальная горка построена в 1762-1774 годах, то есть уже в царствование Екатерины II, по проекту Антонио Ринальди (1709-1794). Впрочем, по некоторым данным, работы начались ещё в 1750-е, когда никто и не предполагал, что Ангальт-Цербстская принцесса станет великой российской императрицей. Бывшая «померанцевая» мыза свергнутого «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова была тогда лишь летней резиденцией «малого двора» — наследника престола Петра Фёдоровича (будущего Петра III) и его супруги Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II).
Но всё-таки, скорее всего, проект катальной горки и его осуществление относятся уже ко времени царствования «Семирамиды Севера», когда в Верхнем парке Ораниенбаума создаётся для новоявленной царицы Собственная дача, предназначенная для летнего времяпрепровождения и общения в довольно узком кругу особо приближённых к государыне придворных. Например, построенный тем же Ринальди Китайский дворец по масштабам весьма скромен, по сравнению с другими резиденциями Екатерины Великой.
Итак, Катальная горка в Ораниенбауме первоначально представляла собой внушительный по размерам комплекс, состоявший из павильона (сохранился), скатов и крытых галерей-колоннад, общей протяжённостью в 532 метра. Площадка, с которой, стартовали тележки-вагонетки, располагалась на высоте 20 метров. О масштабе сооружения теперь можно судить только по макету, который демонстрируется в только что открытом после реставрации музее.
Кстати
Катальная горка в Ораниенбауме имела один прямой и три волнообразных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счёт силы инерции. Были оборудованы три колеи: центральная — предназначенная собственно для катания, и две боковые — для транспортировки «пассажиров» к павильону и последующего подъёма тележек «в исходное положение».
Как и в Царском Селе, здесь использовались тележки-вагонетки в виде «триумфальных колесниц, гондол и осёдланных зверей» конструкции Андрея Нартова. Уникальный ансамбль аттракциона был предметом гордости Екатерины II. Сюда привозили именитых гостей императрицы и устраивали парадные обеды «по особому случаю».
Например, в июле 1774 года в Ораниенбауме проходило заседание Совета при Высочайшем дворе, и по этому случаю в Круглом зале павильона Катальной горки был накрыт стол для ближайших сотрудников императрицы и послов иностранных государств, а в июне 1777-го здесь состоялся торжественный ужин в честь короля Швеции Густава III.
Парадные интерьеры павильона (Круглый зал, Штукатурный и Фарфоровый кабинеты, лестница и вестибюль) в целом сохранили подлинную отделку 60-70-х годов XVIII века. Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны не был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, поэтому его дворцы и парковые постройки (в том числе и павильон Катальной горки) пострадали в основном от артиллерийских обстрелов.
Впервые после войны отреставрированный павильон открылся для посетителей в 1959 году. Интерьеры, оформленные с участием итальянских художников Серафино Бароцци и Стефано Торелли, штукатурных дел мастера Гаэтано Спинелли и скульптора Альберто Джани, считаются уникальными в нашей стране и одними из лучших в мире из выполненных в стиле позднего рококо (когда ему уже «наступал на пятки» входивший в моду классицизм).
Кстати
В Круглом зале и Штукатурном кабинете сохранились полы из искусственного мрамора — единственные из подобных сохранившиеся в России с XVIII века. Их утраты оцениваются примерно в 10 процентов. Теперь на них сделано специальное покрытие и они астично отделены от мест прохода посетителей музея оградами, что позволит сохранить эти полы максимально долго.
Самым уникальным интерьером павильона Катальной горки считается Фарфоровый кабинет, где размещены уникальные порцелленовые аллегории, выполненные в 1772-1774 годах в Германии на знаменитой Майсенской мануфактуре специально для этого помещения по моделям скульптора Иоганна Иоахима Кендлера (1706-1775).
Теперь сюда вернулась и композиция «Боевой слон II», некоторые фрагменты которой сохранилась в музее, а часть (фигура слона) была украдена после революционных событий 1917 года. Недавно его удалось обнаружить и выкупить на антикварном аукционе, отреставрировать и вернуть на историческое место.
Важным предварительным этапом только что завершившихся работ в павильоне Катальной горки стало выяснение первоначальной расцветки фасадов и интерьеров здания. Подлинная колеровка XVIII века была обнаружена на парадной лестнице, в Штукатурном и Фарфоровом кабинетах. В Круглом зале выполнена консервация сохранившейся живописной отделки потолка. Температурно-влажностный режим прежде неотапливаемого здания теперь тоже можно контролировать, что крайне важно в условиях капризного петербургского климата для сохранения памятника и его уникальных интерьеров.
Кстати
Как сообщает официальный пресс-релиз, «впервые в истории павильона посетители увидят экспозицию “кухонь” первого этажа, цокольный этаж с полностью раскрытой исторической кладкой XVIII века, где представлены макет катальной горы и колясочка, воссозданная по чертежам Антонио Ринальди».
А как же сам аттракцион Екатерины Великой? Он функционировал вплоть до начала XIX века, когда из-за отсутствия должного содержания стал небезопасен (конструкции были выполнены в основном из дерева). В 1813 году произошло обрушение колоннад (около 700 колонн и более 100 пилонов) с прогулочными галереями по периметру трассы. Окончательно царская «затея», кроме построенного из кирпича павильона, была демонтирована в конце 1850-х.
Поскольку Екатерина II активно демонстрировала свой аттракцион иностранным гостям, зарисовки, чертежи и модели сооружения не были секретом для Европы, но о попытках воспроизвести в том или ином виде царскую «забаву» за границей неизвестно до 1812 года. Практически одновременно с началом нашествия войск Наполеона на Россию в Париже были открыты «Русские горки», по конструкции очень и очень напоминавшие уже не работавшие в это время ораниенбаумские.
Аттракцион «Американские горки» в более-менее современном виде был разработан и запатентован Джоном Тейлором под названием «Наклонная железная дорога». Первый был построен в Кони-Айленде (Нью-Йорк, Бруклин) в 1884 году. Впоследствии конструкция многократно совершенствовалась (в частности, ЛаМаркусом Эдной Томпсоном, патенты на три десятка инноваций и сооружение нескольких десятков таких горок только в США).
Кстати
К началу ХХ века аттракцион получил широкое распространение по всему миру. Впрочем, во многих европейских странах он и сейчас называется «Русские горки». В России же, забывшей о таких забавах Екатерины II, укрепилось наименование «Американские горки».
В дореволюционном Петербурге они были смонтированы и некоторое время функционировали аж на Марсовом поле. Действовал «американский» аттракцион и в Демидовском саду на Офицерской (ныне улица Декабристов).
Но самое масштабное из подобных сооружений было создано на участке между Народным домом императора Николая II, Зоопарком и Кронверкской протокой (трасса длиной 1200 метров). В начале 1930-х здесь случился пожар, но аттракцион восстановили, усовершенствовали и увеличили в размерах советские инженеры. Он проработал вплоть до Великой Отечественной войны, во время которой конструкции значительно пострадали от бомбёжек, а выполненное из горючих материалов оформление почти полностью сгорело. После 1945 года возрождать эти горки не стали.
Зато в послевоенное время «Американские горки» появились в Приморском парке Победы. По легенде, это был трофейный аттракцион, доставленный в Ленинград из Германии. Он проработал где-то до середины 1980-х — многие горожане, которым за 50, прекрасно помнят впечатления от проката по этой трассе. Есть подобные забавы и в сегодняшнем Петербурге, но о них говорить не будем — это уже реклама.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта ГМЗ «Петергоф»