Кого «укатали» крутые горки Екатерины Великой

Gorka1

На днях в Ораниенбауме после реставрации открыт для посетителей павильон Катальной горки. Сам уникальный аттракцион российских императоров давно не существует, но подобный запатентован гражданином США. Почему так получилось?

Этот элегантный павильон – всё что осталось от уникального аттракциона Екатерины Великой

Павильон Катальной горки в Ораниенбауме, который реставрировался с 2019 года, а с учётом предварительных исследований — 13 лет, стал 33-м музейным объектом Петергофского дворцово-паркового заповедника, открытым для посетителей.

В официальном пресс-релизе особо подчёркивается, что это «единственный в России памятник подобных увеселительных комплексов XVIII века». На открытии объекта, куда прибыли высокопоставленные чиновники Министерства культуры РФ, было заявлено: «у таких сооружений не было архитектурных прообразов: строительство Катальной горки по заказу Екатерины II было новаторским проектом и вызовом для зодчих» того времени. Это не совсем так.

Кстати

Традиция зимнего и масленичного катания с ледяных горок существует в России века и века. Такие «забавы» — внушительные по высоте старта (примерно 25 метров), углу наклона (в 50 градусов) и длине спуска — сооружались в Петербурге ещё при Петре I. Другое дело — летние катальные горки. По ним любители острых ощущений «летали» в тележках-вагонетках, снабжённых рядом колёсиков. Они «скользили» по специально оборудованным пазам (углублениям) в поверхности настила, как по рельсам.

Первый такой аттракцион был построен в Царском Селе для императрицы Елизаветы Петровны вскоре после её восшествия на российский престол — в 40-е годы XVIII века. Впоследствии он не раз перестраивался и переделывался.

Так выглядела Катальная горка, построенная в Царском Селе

В более-менее окончательном варианте сооружение представляло собой двухэтажный павильон с куполом, построенный по проекту Бартоломео Франческо Растрелли. От здания, в котором находилась «зала и два покоя», было оборудовано два спуска и четыре лестницы.

В аттракционе было задействовано восемь двух- и одноместных колясок (у каждой — «по четыре шкива железных и с боков четыре деревянных», то есть фрикционных колёс с размещённым по внешней окружности ободом, канавкой или зубцами). Длина горы составляла 135 сажень (284,85 метра), ширина — 6 сажень (4, 27 метра).

На этом чертеже видно, как были устроены коляски для катания и как безопасно они были “встроены” в пазы горки

Кстати

Техническая сторона Катальной горки, связанная с расчётами конструкций, допустимых уклонов и тележек-вагонеток, была разработана замечательным русским учёным и инженером Андреем Константиновичем Нартовым  (1693-1756). В частности, ему принадлежит авторство ряда станков знаменитой токарни Петра Великого, которой изобретатель и заведовал. Он создал механизм для подъёма из отливной ямы Царь-колокола в Москве, оригинальный артиллерийский оптический прицел, 44-ствольную мортирную батарею и др.

Академик Андрей Нартов был “специалистом широкого профиля”

В 1763 году уже Екатерина II повелела сделать от павильона третий деревянный скат в сторону большого пруда и через него — «с двумя горбами арками». Есть предположение, что это был не тележный, а санный, то есть зимний спуск. Преобразованные катальные горы прослужили всего 13 лет: в 1776-м было приказано «достальные при селе царском состоящие две цыркулярные деревянные горы до основания сломать и, очистя место, старое строение куда подлежит отвесть прочь».

Впоследствии на месте катальных горок в Екатерининском парке Царского Села пролегает Рамповая аллея и построено несколько сооружений — в том числе пандус Висячих садов при Агатовых комнатах и Гранитная терраса.

В Ораниенбауме грандиозная катальная горка построена в 1762-1774 годах, то есть уже в царствование Екатерины II, по проекту Антонио Ринальди (1709-1794). Впрочем, по некоторым данным, работы начались ещё в 1750-е, когда никто и не предполагал, что Ангальт-Цербстская принцесса станет великой российской императрицей. Бывшая «померанцевая» мыза свергнутого «полудержавного властелина» Александра Даниловича Меншикова была тогда лишь летней резиденцией «малого двора» — наследника престола Петра Фёдоровича (будущего Петра III) и его супруги Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II).

О первоначальных масштабах сооружения даёт представление макет

Но всё-таки, скорее всего, проект катальной горки и его осуществление относятся уже ко времени царствования «Семирамиды Севера», когда в Верхнем парке Ораниенбаума создаётся для новоявленной царицы Собственная дача, предназначенная для летнего времяпрепровождения и общения в довольно узком кругу особо приближённых к государыне придворных. Например, построенный тем же Ринальди Китайский дворец по масштабам весьма скромен, по сравнению с другими резиденциями Екатерины Великой.

Итак, Катальная горка в Ораниенбауме первоначально представляла собой внушительный по размерам комплекс, состоявший из павильона (сохранился), скатов и крытых галерей-колоннад, общей протяжённостью в 532 метра. Площадка, с которой, стартовали тележки-вагонетки, располагалась на высоте 20 метров. О масштабе сооружения теперь можно судить только по макету, который демонстрируется в только что открытом после реставрации музее.

Кстати

Катальная горка в Ораниенбауме имела один прямой и три волнообразных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счёт силы инерции. Были оборудованы три колеи: центральная — предназначенная собственно для катания, и две боковые — для транспортировки «пассажиров» к павильону и последующего подъёма тележек «в исходное положение».

Как и в Царском Селе, здесь использовались тележки-вагонетки в виде «триумфальных колесниц, гондол и осёдланных зверей» конструкции Андрея Нартова. Уникальный ансамбль аттракциона был предметом гордости Екатерины II. Сюда привозили именитых гостей императрицы и устраивали парадные обеды «по особому случаю».

Например, в июле 1774 года в Ораниенбауме проходило заседание Совета при Высочайшем дворе, и по этому случаю в Круглом зале павильона Катальной горки был накрыт стол для ближайших сотрудников императрицы и послов иностранных государств, а в июне 1777-го здесь состоялся торжественный ужин в честь короля Швеции Густава III.

В Круглом зале сохранился уникальный пол из искусственного мрамора

Парадные интерьеры павильона (Круглый зал, Штукатурный и Фарфоровый кабинеты, лестница и вестибюль) в целом сохранили подлинную отделку 60-70-х годов XVIII века. Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны не был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, поэтому его дворцы и парковые постройки (в том числе и павильон Катальной горки) пострадали в основном от артиллерийских обстрелов.

Впервые после войны отреставрированный павильон открылся для посетителей в 1959 году. Интерьеры, оформленные с участием итальянских художников Серафино Бароцци и Стефано Торелли, штукатурных дел мастера Гаэтано Спинелли и скульптора Альберто Джани, считаются уникальными в нашей стране и одними из лучших в мире из выполненных в стиле позднего рококо (когда ему уже «наступал на пятки» входивший в моду классицизм).

Кстати

В Круглом зале и Штукатурном кабинете сохранились полы из искусственного мрамора — единственные из подобных сохранившиеся в России с XVIII века. Их утраты оцениваются примерно в 10 процентов. Теперь на них сделано специальное покрытие и они астично отделены от мест прохода посетителей музея оградами, что позволит сохранить эти полы максимально долго.

Интерьеры павильона Катальной горки считаются одними из лучших в мире среди выполненных в стиле рококо

Самым уникальным интерьером павильона Катальной горки считается Фарфоровый кабинет, где размещены уникальные порцелленовые аллегории, выполненные в 1772-1774 годах в Германии на знаменитой Майсенской мануфактуре специально для этого помещения по моделям скульптора Иоганна Иоахима Кендлера (1706-1775).

Теперь сюда вернулась и композиция «Боевой слон II», некоторые фрагменты которой сохранилась в музее, а часть (фигура слона) была украдена после революционных событий 1917 года. Недавно его удалось обнаружить и выкупить на антикварном аукционе, отреставрировать и вернуть на историческое место.

Важным предварительным этапом только что завершившихся работ в павильоне Катальной горки стало выяснение первоначальной расцветки фасадов и интерьеров здания. Подлинная колеровка XVIII века была обнаружена на парадной лестнице, в Штукатурном и Фарфоровом кабинетах. В Круглом зале выполнена консервация сохранившейся живописной отделки потолка. Температурно-влажностный режим прежде неотапливаемого здания теперь тоже можно контролировать, что крайне важно в условиях капризного петербургского климата для сохранения памятника и его уникальных интерьеров.

Посетители впервые могут увидеть кухню на первом этаже павильона

Кстати

Как сообщает официальный пресс-релиз, «впервые в истории павильона посетители увидят экспозицию “кухонь” первого этажа, цокольный этаж с полностью раскрытой исторической кладкой XVIII века, где представлены макет катальной горы и колясочка, воссозданная по чертежам Антонио Ринальди».

А как же сам аттракцион Екатерины Великой? Он функционировал вплоть до начала XIX века, когда из-за отсутствия должного содержания стал небезопасен (конструкции были выполнены в основном из дерева). В 1813 году произошло обрушение колоннад (около 700 колонн и более 100 пилонов) с прогулочными галереями по периметру трассы. Окончательно царская «затея», кроме построенного из кирпича павильона, была демонтирована в конце 1850-х.

Поскольку Екатерина II активно демонстрировала свой аттракцион иностранным гостям, зарисовки, чертежи и модели сооружения не были секретом для Европы, но о попытках воспроизвести в том или ином виде царскую «забаву» за границей неизвестно до 1812 года. Практически одновременно с началом нашествия войск Наполеона на Россию в Париже были открыты «Русские горки», по конструкции очень и очень напоминавшие уже не работавшие в это время ораниенбаумские.

На месте трассы катальной горки теперь пролегает широкая аллея

Аттракцион «Американские горки» в более-менее современном виде был разработан и запатентован Джоном Тейлором под названием «Наклонная железная дорога». Первый был построен в Кони-Айленде (Нью-Йорк, Бруклин) в 1884 году. Впоследствии конструкция многократно совершенствовалась (в частности, ЛаМаркусом Эдной Томпсоном, патенты на три десятка инноваций и сооружение нескольких десятков таких горок только в США).

Кстати

К началу ХХ века аттракцион получил широкое распространение по всему миру. Впрочем, во многих европейских странах он и сейчас называется «Русские горки». В России же, забывшей о таких забавах Екатерины II, укрепилось наименование «Американские горки».

В дореволюционном Петербурге они были смонтированы и некоторое время функционировали аж на Марсовом поле. Действовал «американский» аттракцион и в Демидовском саду на Офицерской (ныне улица Декабристов).

“Американские горки” возле Народного дома и Зоопарка (фото 1930-х)

Но самое масштабное из подобных сооружений было создано на участке между Народным домом императора Николая II, Зоопарком и Кронверкской протокой (трасса длиной 1200 метров). В начале 1930-х здесь случился пожар, но аттракцион восстановили, усовершенствовали и увеличили в размерах советские инженеры. Он проработал вплоть до Великой Отечественной войны, во время которой конструкции значительно пострадали от бомбёжек, а выполненное из горючих материалов оформление почти полностью сгорело. После 1945 года возрождать эти горки не стали.

“Американские горки” в Приморском парке Победы (фото 1970-х)

Зато в послевоенное время «Американские горки» появились в Приморском парке Победы. По легенде, это был трофейный аттракцион, доставленный в Ленинград из Германии. Он проработал где-то до середины 1980-х — многие горожане, которым за 50, прекрасно помнят впечатления от проката по этой трассе. Есть подобные забавы и в сегодняшнем Петербурге, но о них говорить не будем — это уже реклама.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта ГМЗ «Петергоф»

Поделиться ссылкой: