Принципиальная разница: Москва регулярно отчитывается об открытии новых станций метро, а Смольный об очередном закрытии. На этот раз по причине реконструкции. За последнее десятилетие Москва построила больше 100 новых станций, Петербург — только 10. Что не так с нашей подземкой и администрацией, и где искать выход из этого тоннеля.
В настоящий момент в Петербурге закрыты 3 станции метро: “Чернышевская”, “Ладожская” и “Пионерская”. До 2030 года обещают закрыть ещё 14. А планы до 2045 года вообще выглядят просто фантастическими.
Одной из самых обсуждаемых новостей в Северной столице стали публичные слушания Генплана города. Там много интересного. В том числе про метрополитен. За следующие 10 лет губернатор Александр Беглов обещает построить 20 новых станций подземки и прямую линию до Пулково. Учитывая сколько раз Смольный менял такие планы и разводил руками, сохраните ссылочку, чтобы было потом с чем сравнивать https://spbmetromap.ru/
Перспективный план развития метро Санкт-Петербурга разработан аж до победного 2045 года. Если бы нарисовали в проекте космодром, никто бы не удивился. Но пока кроме новых линий нарисовали только новое электродепо. Чтобы эти линии обрели осязаемые параметры, напомним, что такие проекты стоят сотни миллиардов рублей.
Тема про миллиарды в связке с метро для Петербурга вообще неловкая. Не выветрилась ещё из памяти история про то, как “Метрострой” стал “Метростроем Северной столицы” (МСС). Помнит Петербург митинги и протесты рабочих, которым месяцами не платили зарплаты. Помнит и многомиллиардные счета, предъявленные в рамках дела о банкротстве и мошенничестве во имя отца и сына Александровых.
Николай Александров (младший) на скамье подсудимых оказался в 2019 году. В рамках расследования в городе было арестовано 15 объектов недвижимости на 2 миллиарда рублей, принадлежащих семье. Надо отдать должное следователям ФСБ, они сделали всё, что от них зависело. Даже (небывалое дело) повесили на входные двери оповещения о том, что объект арестован в рамках уголовного дела. Оповещения были с печатью, подписью и именем следователя. Обычно секретные службы изо всех сил стараются своих не засвечивать. Но эта история оказалась особенной. Потому что Смольный со своей стороны делал всё, чтобы подробности этого дела оставались неизвестными или сильно запутанными.
Объясняется такое нежелание чиновников очень просто: Смольный был не только единственным заказчиком “Метростроя”, но и акционером. Половина акций предприятия была под управлением администрации и её структур. Разве можно представить, что миллиарды годами уходят в неизвестном направлении без ведома главного акционера? Это просто нереально.
Чтобы продолжать обслуживать и строить петербургский метрополитен, а заодно спасти, что ещё можно (включая репутации чиновников) банк ВТБ выкупил кредиторские задолженности. Он теперь основной кредитор в деле о банкротстве. ВТБ и Смольный создали новое юрлицо — МСС, которому и перешло всё наследие “Метростроя” вместе с подрядами и рабочими.
Как МСС будет реализовывать “космические” планы, красиво нарисованные в новом Генплане города, остаётся загадкой. Общая сумма требований кредиторов в деле о банкротстве “Метростроя” составляет больше 10 миллиардов рублей. Согласно оценке “Северо-Западного бюро экспертизы” у должника есть имущество и земли на сумму 8 миллиардов. Где взять ещё как минимум 2 миллиарда — не понятно. Может имеет смысл поискать кого-то кроме Николая Александрова для роли подследственного? Вдруг там тоже у кого-то окажется ликвидное имущество.
Дело о банкротстве длится уже 4 года и конца ему пока не видно. То есть МСС нужно не только реализовывать имущество, гасить долги, но и строить новые станции метро. В такой ситуации крайне сложно верить в то, что озвученные планы сбудутся.