Китайская игрушка Екатерины II обновлена

Oranien1

В Ораниенбауме завершились реставрационные работы в последнем зале парадной анфилады Китайского дворца — Большом кабинете. Здесь, играя в карты и на бильярде, Екатерина II «вершила великие дела».

Так Серафино Бароцци изобразил на падуге Большого кабинета «китайского императора»

Большой китайский кабинет (Китайская галерея, Бильярдная) является одним из самых эффектных интерьеров дворца в стиле «шинуазри», стены которого украшают наборные деревянные панно, иллюстрирующие сценки из жизни обитателей Поднебесной империи на фоне тамошних пейзажей.

Эти мозаичные композиции из разных пород дерева в технике маркетри с инкрустацией пластинками моржовой кости выполнены вовсе не китайцами, а русскими мастерами во главе с Иосифом Шталмеером по эскизам, скорее всего, Серафино Бароцци, кисти которого принадлежит роспись падуг этого зала. В центре потолка расположен плафон «Союз Европы и Азии» работы итальянского художника Якопо Гуарана.

Стены кабинета украшают наборные деревянные панно, выполненные в технике маркетри

Кстати

Более 100 позолотчиков, художников, паркетчиков и реставраторов произведений, выполненных из дерева, работали над приведением в порядок этого интерьера шесть лет.

Сейчас зал впервые подвергся комплексной реставрации за весь период, минувший после Великой Отечественной войны (в 1946-м только почистили плафон, а в 1970-е этой работы «испугались» и даже не провели полноценное исследование этого интерьера Китайского дворца).

Отметим, что Ораниенбаум является единственным дворцово-парковым ансамблем петербургских пригородов, который не был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками и, соответственно, не подвергся такому «капитальному» разгрому, как Петергоф, Царское Село, Павловск и Гатчина.

Поскольку Китайский дворец изначально был предназначен для летнего проживания и зимой не отапливался, прежде чем начать реставрационные работы в Большом кабинете на протяжении двух лет в здании был специально создан консервационный температурный режим (не ниже плюс 14 градусов по Цельсию).

Напомним, что дворец является частью «Собственной дачи» императрицы Екатерины II, то есть сюда в гости приглашались лишь избранные лица. Здание построено в 1762-1768 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди одноэтажным (лишь в середине XIX он был надстроен второй этаж, застеклена галерея, подведённая под появившийся тогда же балкон и соединившая с южной стороны два ризалита, с востока и запада появились небольшие помещения — антикамеры).

Летний Китайский дворец лишь недавно получил современную систему отопления

Кстати

Эта резиденция в Ораниенбауме, подобно Монплезиру Петра I в Петергофе, поначалу именовалась «Голландским домиком», и лишь в 1774 году в официальных документах поименована как «Китайский дворец». И это вполне естественно, поскольку едва ли не большинство интерьеров здесь декорировано в стилистике Поднебесной империи и с использованием подлинных произведений её искусства.

Надо сказать, что мода на «китайщину» стойко продержалась в Европе и России весь XVIII век. В Эрмитаже, например, сейчас открыта выставка «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке», где зрителям демонстрируют предметы из этой страны, полученные первым российским императором Петром I в дар или же купленные по его распоряжению.

В уже упомянутом Монплезире есть комната, оформленная в этой стилистике. Позднее «китайские» интерьеры появились и в Большом Петергофском дворце. В парках Царского Села немало «китайских» павильонов, был в Екатерининском дворце и Китайский зал, пока ещё не восстановленный.

При реставрации Большого кабинета Китайского дворца, помимо прочего, важной задачей было скрыть все современные инфраструктурные сети и сделать «техническое подполье» так, чтобы никто не замечал современную систему отопления.

«То есть, целью было максимально консервативно подходить к интерьерам, при этом создать максимальные условия для того, чтобы обеспечить температурно-влажностный режим, который позволит дворцу существовать на протяжении длительного времени», — отмечают специалисты.

Так выглядит после реставрации Большой кабинет. Ещё не все предметы обстановки вернулись на свои места

Приведён в порядок и паркетный пол Большого кабинета, выполненный из ценных пород дерева по рисунку Ринальди в 1773 году группой русских столяров. Его узор сочетает восточные орнаменты и элементы, свойственные европейскому рококо.

Кстати

Вернулся в Большой китайский кабинет и бильярд, приобретённый великим князем Петром Фёдоровичем (будущим императором Петром III) в 1748 году. Стол выполнен в Англии в мастерской Кларка и был установлен в этом зале уже в царствование Екатерины II.

Реставрация Китайского дворца осуществляется при финансовой поддержке «Газпрома». В 2004-2009 годах восстановлены фасады здания и выполнены работы по его гидроизоляции, затем началась реставрация интерьеров. В этом году посетители могут увидеть уже 13 приведённых в порядок залов из 17, в том числе всю парадную анфиладу. Окончание всех реставрационных работ в Китайском дворце Ораниенбаума запланировано на 2024 год.

Напомним, что недавно в Царскосельском музее-заповеднике представили VR-версию Янтарной комнаты Екатерининского дворца, то есть точную интерактивную копию уникального интерьера. Разработчиком выступила московская компания Stereoforma, которая занималась этим делом в течение года. Отмечается, что «уникальность проекта заключается в сложности сохранения рисунка янтаря с учётом отражающих свойств камня». Профинансировало работу тоже ПАО «Газпром».

При поддержке Министерства культуры РФ в составе выставки «Пётр I. Начало янтарного пути» шлемы виртуальной реальности, оснащённые контентом проекта, уже отправились в Калининград, Воронеж, Псков и другие города России.

Игорь Теплов

Вам будет интересно