Два района Ленобласти, расположенные на её «диком Западе», фигурируют в «пьесе» экономического развития региона, как Счастливцев и Несчастливцев. Виновата в этом, прежде всего, география, но не только она.
Всё перепуталось
Значительная часть Сланцевского района прежде входила в состав района Гдовского, который сейчас является частью Псковской области, но в разное время входил в Санкт-Петербургскую губернию и Ленинградскую область. Этим во многом обусловлена транспортная инфраструктура этого муниципалитета, ориентированная и на Псков (164 километра), откуда поток грузов давно иссяк, и на Кингисепп (54 километра) с выходом на Северную столицу России (187 километров), а теперь и на порт в Усть-Луге (103 километра).
Район не пересекает ни одна федеральная трасса, а региональные автомобильные дороги связывают Сланцы с Гдовом, Кингисеппом, хуже — с Лугой. А граничит эта самая западная территория Ленобласти, помимо Псковщины и Эстонии, связана как раз с Кингисеппским, Лужским и Волосовским районами 47-го региона России. Общая протяжённость автомобильных дорог в районе составляет 1875 километров.
То есть практически никаких транзитных грузов автомобильным транспортом через Сланцы не следует, здесь перемещается в основном только продукция местных предприятий.
Та же история с железнодорожным сообщением. На сегодня Сланцы — тупиковая станция. Поезда отсюда через Веймарн следуют в Петербург и Усть-Лугу. Дорога на Гдов заброшена и, по свидетельству очевидцев, от неё почти ничего не осталось.
Кстати
В связи с переводом оборота белорусских грузов из портов стран Балтии в Усть-Лугу магистраль от Пскова через Гдов и Сланцы потенциально может быть востребована, но пока такой проект не обсуждается даже теоретически.
Транспортные коммуникации Кингисеппского района делают его логистическим центром всей южной части Ленинградской области. Во-первых, по его территории проходит маршрут федеральной автодороги А180 «Нарва» (Санкт-Петербург — граница с Эстонией, 112 километров), с объездом райцентра (три километра) и шириной проезжей части восемь метров. Кроме того, насчитывается около 40 региональных трасс, связывающих Кингисепп с Псковом, Гатчиной, Волосово и, естественно, с портом в Усть-Луге.
Железнодорожное сообщение района с окружающим миром все последние годы благодаря развитию порта только развивается. Достаточно упомянуть продолжающуюся реконструкцию маршрута Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород, связывающего Усть-Лугу и с северными, и с центральными регионами России.
Кстати
Площадь застройки Усть-Лужского железнодорожного узла составляет 930 гектаров, из них 270 занимает сортировочная станция Лужская — одна из крупнейших в стране. Общая протяжённость путей — 316 километров. Здесь построена уникальная горка, рассчитанная на переработку 5000 гружёных вагонов в сутки, уложено 44 пути, есть возможность параллельного роспуска двух составов.
Сланцевый газ никому не нужен?
Возникновение города Сланцы и изначальная основа экономики этого района Ленобласти непосредственно связаны с открытием в 1916 году Гдовского месторождения этого горючего сырья для энергетики и химии. Оно представляет собой лёгкую слоистую осадочную породу, образованную органическими отложениями древних морей. Правда, первые опыты по использованию сланцев как топлива относятся в России ещё к 30-м годам XIX века.
Кстати
Газовые фонари на петербургских улицах во второй половине позапрошлого века и газовые плиты на ленинградских кухнях вплоть до 60-х годов ХХ века питались вовсе не природным, а искусственным газом, который вырабатывался при переработке каменного угля или же сланцев. Газгольдеры крупнейшего газового завода в Петербурге до сих пор сохранились на набережной Обводного канала.
По инициативе «царствовавшего» тогда в Ленинграде Сергея Кирова (Кострикова) 9 апреля 1930 года близ деревни Большие Поля была заложена первая опытно-эксплуатационная шахта.
В 1934-м стройка была объявлена комсомольской и в том же году шахта имени Кирова, которого скоро убьют в Смольном, вступила в строй. Тогда были заложены ещё две шахты, построены тепловая электростанция, завод по производству сланцезольного кирпича, растёт и посёлок, получивший название Сланцы.
В 1939 году вступила в строй самая мощная по тем временам шахта №2, в 1940-м — первая очередь сланцеперерабатывающего завода «Стройбитум», тогда же заработала железная линия отсюда до Ленинграда.
Во время Великой Отечественной войны район был оккупирован гитлеровцами. Его предприятия и сам город были почти полностью уничтожены. В 40-е годы всё восстановлено. Но по мере развития добычи нефти и природного газа «сланцевая экономика» сдавала обороты и уже в 80-е годы ХХ века была неконкурентоспособной, что и определило печальную судьбу шахт и перерабатывающих предприятий.
Кстати
США стали крупнейшим в мире производителем нефти благодаря разработке сланцевых месторождений. Но такие участки быстро истощаются, то есть нужно постоянно бурить новые скважины. По итогам «сланцевой десятилетки» за океаном стало понятно, что этот бизнес далёк от рентабельности, особенно на фоне низких цен на нефть. За десять лет 40 ведущих компаний отрасли потратили почти на 200 миллиардов долларов больше, чем заработали.
Короче говоря, на сегодня в городе действует только одно предприятие, ориентированное на переработку местных горючих ископаемых. Это — ООО «Сланцы», ведущее свою историю с 1952 года, когда была запущена первая очередь Газосланцевого завода, который почти 20 лет снабжал Ленинград искусственным газом. Сейчас предприятие производит и продаёт, помимо электро- и теплоэнергии, сланцевое масло и полимерные смолы.
По цементному полу в резиновых тапочках
Несмотря на весь горнорудный и газовый пафос, во времена СССР Сланцы прославились на всю страну резиновыми шлёпанцами («вьетнамками») на подошве которых значилось название города. Поэтому эти тапки для пляжа, бани и бассейна так и стали называть по всей Руси великой — «сланцы».
Производил их местный завод «Полимер», который, судя по базам данных, существует поныне, выпускает, помимо прочего, шумо- и вибропоглощающие резиновые детали для железнодорожного полотна и утилизирует автомобильные покрышки. Правда, сайт предприятия недоступен, но в интернет-магазинах можно найти знаменитые тапки, якобы произведённые именно в Сланцах, по цене 500 рублей за пару.
А если серьёзно, то основными промышленными предприятиями района на сегодня являются заводы по производству цемента, которые, в том числе, используют «в работе» и накопившиеся за несколько десятилетий функционирования сланцевых шахт их отвалы сопутствующих пород. Терриконов хватит ещё надолго.
Основанный в начале 60-х годов ХХ века цементный завод в Сланцах (ОАО «ЦеСла») производительностью около 800 тысяч тонн в год входит в состав группы компаний HeidelbergCement (Германия). Предполагается запуск на предприятии второй производственной линии, что позволит увеличить мощность завода до 1,2 миллиона тонн. Свыше 90 процентов продукции реализуется в Петербурге и Ленобласти.
В Выскатке, которая непосредственно примыкает к Сланцам, расположено ещё одно крупное цементное производство. Запущенное в 2010 году предприятие мощностью 2,6 миллиона тонн в год, которое теперь называется ООО «Петербургцемент», входит в «Евроцемент групп» (международный холдинг, лидер производства строительных материалов в России, состоит в топ-5 крупнейших частных мировых цементных компаний, объединяет 19 профильных заводов). Производственная мощность предприятий холдинга — более 60 миллионов тонн цемента и более 11 миллионов кубометров бетона.
Существенным вкладом в агропромышленное производство Ленобласти Сланцевский район похвастаться не может. Здесь расположены три более-менее крупных предприятия, занимающиеся молочным животноводством, и зарегистрировано 34 фермерских хозяйства. Сильно привлекательным для дачников и туристов район тоже назвать сложно.
Кстати
Близ деревни Загривье на берегу Наровы расположен погост Ольгин Крест — один из древнейших на Северо-Западе России. По преданию, святая княгиня прибыла сюда в 947 году из Пскова на охоту, но едва не погибла, когда её лодка перевернулась на речных порогах. В честь своего спасения она установила крест, который позже находился в храме Николая Чудотворца, построенном здесь во второй половине XV века. В 1944 году здание было взорвано отступающими немецкими войсками. Сейчас на этом месте установлен поклонный крест.
Ямщика прибил «сапожник»
В отличие от советского города Сланцы, Кингисепп имеет древнюю историю. Со ссылкой на новгородские летописи датой основания здесь крепости и поселения при ней считается 1384 год. Хотя есть основания для более ранней датировки.
Много версий и по поводу старинного названия этого места — Ям или Яма. По одной из них имеется в виду почтовая станция, а таковые были созданы в эпоху татаро-монгольского нашествия по всей территории России (тюрк. jam, тат. jam). Отсюда и слово «ямщик». Но вполне возможно, что речь идёт именно о «яме» в значении «ров», поскольку земляные укрепления явно здесь существовали значительно раньше, чем была построена в XIV веке каменная крепость.
Тем не менее, крупной почтовой станцией уездный город, ставший при Петре I именоваться Ямбургом, несомненно, был на протяжении XVIII-XIX веков. Что касается экономики, то здесь в разное время существовали стекольные и суконные мануфактуры, но в основном поселение использовалось как военный гарнизон.
Кстати
В 1849 году из 2100 жителей 1317 (почти 63 процента) составляли солдаты. В начале XX века Ямбург считался одним из беднейших городов Санкт-Петербургской губернии.
В советское время, а именно в 1922 году, Ямбург был переименован в честь незадолго до этого казнённого в Таллине большевика и чекиста Виктора Кингисеппа, который был направлен в независимую Эстонию вести там коммунистическую пропаганду и не только. Фамилия революционера и нынешнее название города переводятся с эстонского как «сапожник», причём ударение приходится на первый слог.
В годы Великой Отечественной войны город и район были оккупированы нацистскими войсками и существенно пострадали. И так-то не слишком развитая здесь экономика была практически полностью уничтожена.
Лишь в начале 60-х годов ХХ века с запуском горно-обогатительного комбината «Фосфорит» Кингисепп обрёл, наконец, градообразующее предприятие.
Сейчас ООО «Промышленная группа “Фосфорит”» — один из ведущих производителей удобрений, кормовых фосфатов, фосфоритной муки, серной и фосфорной кислот. Его доля в производстве фосфорных удобрений в России превышает десять процентов. Предприятие разрабатывает собственное месторождение фосфоритов, балансовые запасы сырья составляют здесь более 300 миллионов тонн.
В состав предприятия входят рудник мощностью 6,2 миллиона тонн руды в год и обогатительная фабрика мощностью 150 тысяч тонн фосфоритной муки в год. Около 80 процентов продукции экспортируется в страны Европы и Латинской Америки.
Кстати
«Фосфорит» входит в состав АО «Минерально-химическая компания “ЕвроХим”» (EuroChem Group AG), — основные производственные активы которой расположены в России, Казахстане, Бельгии и Литве, а штаб-квартира — в Швейцарии.
В июне 2019 года в Кингисеппе открыт новый завод «ЕвроХима» по производству аммиака. Общий объём инвестиций в проект составил один миллиард долларов США, производительность предприятия — один миллион тонн продукции в год, 80 процентов которой предназначена на экспорт. Ежегодные налоговые поступления в бюджеты разных уровней — три миллиарда рублей.
Заявлено, что новое производство основано на замкнутом цикле водооборота, что позволяет обойтись без стоков и использовать более 75 процентов сточных вод завода «Фосфорит», что снижает негативное воздействие на реку Лугу и Финский залив.
В конце 2020-го ВЭБ.РФ одобрил участие корпорации в финансировании строительства к 2023 году завода «ЕвроХима» по производству аммиака и карбамида в Кингисеппе. Мощность предприятия составит 1,1 миллиона тонн аммиака и 1,4 миллиона тонн карбамида в год. Проект обеспечит прирост неэнергетического экспорта России на 0,6 миллиарда долларов США в год и налоговых поступлений до 3 миллиарда рублей ежегодно. Планируется создать 354 новых рабочих места.
В нашу гавань заходили корабли
«Родина на Неве» недавно опубликовала ряд материалов о морских портах, расположенных в Ленинградской области. В том числе и об Усть-Луге. Повторяться «по полной программе» не будем, просто напомним некоторые факты.
Расположенный в устье реки Луги порт занимает территорию в 1182 гектара с акваторией в 68 квадратных километров. Здесь насчитывается 38 причалов общей длиной более семь километров. Пропускная способность грузовых терминалов составляет 121 миллион тонн в год. У причалов могут швартоваться суда длиной в 320 метров с осадкой до 15 метров.
Большие глубины акватории (17,5 метра) и подходный канал длиной лишь в 3,2 морские мили позволяют порту принимать суда дедвейтом до 160 тысяч тонн — единственному из российских гаваней на Балтийском море. Второй подходный канал обеспечивает круговое движение судов на акватории порта, который эксплуатируется круглый год с периодом ледокольной проводки, составляющем всего 40 дней.
В порту расположены разнопрофильные терминалы 16 компаний, сейчас строится «Ультрамар» по перевалке удобрений и железорудного сырья общей мощностью около 12 миллионов тонн в год с возможностью дальнейшего расширения до 25 миллионов тонн. «ЕвроХим» намерен в 2022-м ввести терминал на 6 миллионов тонн, а «Новотранс» строит комплекс Lugaport для перевалки 24,3 миллиона тонн навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов.
Грузооборот порта Усть-Луга за январь-декабрь 2020 года составил 102,6 миллиона тонн (-1,2 процента к показателю 2019-го, когда он вырос здесь на 5 процентов).
Кроме того, несколько недель назад президент АО «Трансмашхолдинг» (крупнейший в России производитель железнодорожного подвижного состава) Андрей Бокарев обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину, в котором предлагает редевелопмент территории Большого порта Санкт-Петербург.
Суть сводится к следующему: портовые терминалы перевести в Усть-Лугу (два десятка крупных объектов), освободившиеся площади (около 600 гектаров) на берегах Невы и Финского залива застроить жилой и офисной недвижимостью с объектами социальной инфраструктуры и культуры общей площадью 4,8 миллиона метров квадратных, цена вопроса составляет примерно 440 миллиардов рублей, проект получается рентабельный (выручка резидентов территории составит 130 миллиардов рублей в год, после реализации проекта — 1,5 триллиона рублей), реализовать его можно за счёт средств инвесторов, но с использованием механизма государственно-частного партнёрства и с участием ВЭБа, группа акционеров «Трансмашхолдинга» готова выступить оператором всего этого дела на основе создаваемой «Корпорации развития портов Северо-Западного региона» (пока даже не зарегистрирована).
Решение пока не принято, но если перенос грузооборота из Большого порта Санкт-Петербург в Усть-Лугу произойдёт, масштаб экономической деятельности в этой гавани, расположенной в Кингисеппском районе Ленобласти, будет грандиозен.
Для справки:
Площадь Сланцевского района составляет 2,2 тысячи квадратных километров, население убывает и по прошлогодним данным насчитывает 42,3 тысячи человек, в городских условиях (Сланцы) живут 76 процентов жителей.
Объем отгруженной промышленной продукции за январь-декабрь 2020 года составил 13,7 миллиарда рублей (почти 112 процентов к позапрошлому году), в расчёте на душу населения — 323,4 тысячи рублей.
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций района за январь-декабрь 2020 года — минус 1,8 миллиарда рублей, убыток организаций — 2,3 миллиарда рублей.
Объем инвестиций в основной капитал по организациям всего в январе-декабре 2020-го составил 1,3 миллиарда рублей (115 процентов к позапрошлому году), в расчёте на душу населения — 31,4 тысячи рублей.
Площадь Кингисеппского района — 2,9 тысячи квадратных километров, население сокращается, по прошлогодним данным, его численность составила 74,9 тысячи человек, свыше 73 процентов из них проживают в городах (Кингисепп и Ивангород). Начато строительство нового города на 34,5 тысячи жителей близ порта Усть-Луга.
Объем отгруженной промышленной продукции за январь-декабрь 2020-го — 285,9 миллиарда рублей, 79,3 процента к позапрошлому году, в расчёте на душу населения — 3,8 миллиона рублей.
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций района за январь-декабрь 2020 года — 50,9 миллиарда рублей.
Объем инвестиций в основной капитал по организациям всего в январе-декабре 2020 года составил 74,8 миллиарда рублей (в 3 раза больше, чем год назад), в расчёте на душу населения — 998,6 тысячи рублей.
Игорь Теплов