Все знают, что будут делать в четверг — смотреть новую серию криминальной драмы «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Сериал про казанские криминальные группировки конца 80-х смотрят в России и вна Украине (русский язык знаете, что ли?). Запоем смотрят писатели с поэтами, хвалят сценаристы, молодёжные паблики мастерят видосы, запрещённое на прошлой неделе движение делает романтическо-эротические мемы, шестиклашки заучивают по верхам — слэнг.
Только либеральные журналисты — щуплые ботаны-метросексуалы в брючках в обтягон — порицают всё. Осуждают беседы героев о брате, который должен вернуться, «и уж тут-то начнётся». Боятся. А вна Украине сделали листовки со слэнгом из сериала, призывают захистити дитину від російської пропаганди. А ещё сериал возмутил главу Татарстана Рустама Минниханова.
История про 14-летнего Андрея, который учится в музыкальной школе и живёт с мамой и пятилетней сестрой. Семья живёт так бедно, что Андрей дома занимается музыкой, играя на нарисованных клавишах фортепиано. Мальчишка регулярно сталкивается с давлением уличных подростков. Случай сводит его с озорным 14-летним Маратом, и он решает переступить черту — вступить в уличную банду.
Дружба пианиста Андрея и мотающегося Марата завязывается, как мальчишеские шалости — легко, стремительно и весело. Будто в советском приключенческом фильме для детей. Только шалости скоро превращаются в административку: хулиганство. А потом и в уголовку: воровство, разбой. Так на улице стоят за своих. Это кодекс чести улицы, понимание справедливости, устное право.
Обаятельные и характерные подростки нравятся зрителям, ровно за это телезрители влюбились в клёвых героев гангстерской саги «Бригада» 20 лет назад. Кстати, пианист Андрей из «Слова пацана» мне напомнил скрипачку Олю, затем жену авторитета Белого и фактически «Белого в юбке», многолетнее многочасовое посвящение жизни музыке закаляет характер. В Сети под сериалом «Бригада» зрители пишут, что пересматривают его ежегодно. Вот только взлетевшие в нём актеры от ролей открещиваются. Год назад я просила друга-ивентщика, который делал концерт актёра Дюжева, попросить автограф «от Космоса» — прославившей его роли рэкетира. Так он отказался.
Зрители пишут, что ждут семи утра каждого четверга, когда выкладывают новую серию. Другие обвиняют «сериал в мире животных». Молодёжь у нас творческая, объясняется смайликами: «четверг раньше — какашки, блевашки и череп, четверг сейчас — перебинтованное сердце».
Молодёжь нашла в сериале так называемую пасхалку — секрет, выглядящий в контексте произведения неправдоподобно (такие штуки появились в 1978 году в компьютерных играх и разлетелись по разным жанрам). В середине третьей серии на школьной доске написано задание урока:
24 ФЕВРАЛЯ Классная работа Изложение «Герой нашего времени»
Сериал пропагандистский. У главного героя Андрея день рождения 22 апреля — «как у Ленина». Районный лидер Вова-Адидас в ушанке с краснозвездной кокардой спрашивает младшего брата, нацепившего кепку-сеточку с надписью USA: «Ты чё, америкосом стал? Ты знаешь, что эти твари “Стингеры” “духам” поставляли? На хрен сними». Вова-Адидас ходит в родимой голубой тельняшке, а антиамериканская риторика ниточкой прошивает сериал.
Сериал пошёл в народный фольклор, как дилогия «Брат». Думаю, остроглазые зрители найдут и другие пасхалки. Наверняка будут и шевроны «Победа будет за нами! Слово пацана».
Сериал вышел очень вовремя. Почти два года идёт СВО, тыл держится физически и морально, но «выпасть» из реальности хочется безумно, хотя бы на 50 минут одной серии. Сериал летит, затягивает в омут времени, водопад музыки, романтику первой любви и трясину криминала.
Это цепляет молодёжь, на которую создатели не рассчитывали. У модных музыкантов слышен характерный саунд евродиско, в моде стиль 90-х с турецкими свитерами “Boys team”, на даче ещё в ходу советские эмалированные кастрюльки — это было совсем недавно. Не столетняя перхоть. Слышь, как жили наши родители! Деньги есть? Попрыгай! Звякает че-то, выворачивай! Нефиг было гнать…
Казанская молодёжь обособилась ещё в застойных 70-х. Когда в Ленинграде шпана довольствовалась традицией драк на салютах, в Казани всё было поделено на улицы, шли «войны за асфальт». Информация дошла наверх и в 1988 году «Литературная газета» с профилями Пушкина и пролетарского Горького в названии, обладавшая большой свободой, опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности, где впервые прозвучал термин «казанский феномен». Жизнь в Казани подразумевала, что каждому десятилетнему мальчишке рано или поздно придётся оказаться в молодёжной банде. (Статью «Экстремальная модель» написал известный журналист Юрий Щекочихин. В ней он привёл данные статистики, которые ужасают сами по себе: за 1986-1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек. В итоге шесть молодых людей погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения. – прим. ред.).
Нам нравятся герои «Слова пацана» — и это проблема. Реальность совсем другая. В сериале показали кадры документального фильма «А у вас во дворе?» и архивные фотографии группировок. Снят сериал по книге Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Это сборник воспоминаний выживших в «войнах за асфальт», который вышел в 2020-м. Тогда же я её прочитала в интернете, и мне запомнилось ощущение безысходности и мозаика фактов.
Каждый мальчишка с 10 лет должен был примкнуть к группировке, это была битва детей за выживание. В сериале показали одного румяного десятилетку, нас щадят.
Из личного опыта скажу, что когда-то пообщалась с девушкой из Татарстана лет двадцати. Она долго не знала отца, потом мать с ним помирилась и познакомила дочь, только он о себе ничего не рассказывает. Я догадалась, а кто-то узнает из сериала, о чём молчат их родители.
Переход от 80-х к 90-м я помню. Ходила на дискачи райцентра, училась в женской путяге в общем здании с мужской, смотрела кино. Молодёжь качала права и примыкала к какой-то субкультуре. Царила презрительность к нормам и превосходство низов как свобода выбора — этакая усмешка социального дна. Не все были «на дне», но большинство жили скромно, и усмешка была настроением. На архивных фотографиях казанских группировок у всех характерное выражение лица — ухмылки блатного мира. Эта тень есть и на фото обычных ленинградских пэтэушниц-швей.
В сериале мне не хватает татарского колорита, хотя зрители пишут, что «так было во всех пролетарских городах Союза». Так да не так.
Из книги запомнилось, что все ходили в ватниках — от беспросветной бедности и носили мужицкие широкие штаны. Униформа относит казанских мотальщиков к субкультурам низших слоев общества капиталистической Европы. В Универе это была моя, культуролога моды, любимая тема. Ярко отметились британцы: послевоенные тедди-бойз, скинхеды 60-х, панки 70-х.
Либералам не надо ля-ля, это не проблема позднего СССР, а общемировая экономическая закономерность. Она не заканчивается и не исчезает, время идёт, меняется экономическая ситуация, субкультуры сменяют одна другую.
Чтобы подчеркнуть масштаб драмы, мастера использовали большую палитру. Сериал снят с любовью к деталям, батальные сцены (подростков) зрелищны, романтические линии аж у трёх главных героев (стоит поучиться, с каким уважением шпана ухаживает), комизм — от юмора до сарказма.
Чего стоит донос Андрея знакомому менту про «время сборов, имена старших, всё что знаешь —очень выручишь Андрюш». «Я ведь поначалу поверил, читаю: Рембо, Рокки, Кобра, Терминатор, Хищник, Кикбоксер, Киборг, Коммандос, Конан, Робокоп». Или песня «Богатырская сила» группы «Цветы» Стаса Намина, под которую пацаны пляшут на дискаче.
«Казанский феномен» — фактурная тема для сценаристов, работающих на поле отечественной истории. Интересовались многие, а успели продюсеры во главе с Фёдором Бондарчуком и режиссёром Жорой Крыжовниковым. И не прогадали. Продюсеры знают цену своему детищу, уже прозвучало «это будет поколенческое кино» и «это лучший сериал десятилетия, как минимум». Такими заявлениями не бросаются.
Создатели сериала рассчитывали на аудиторию за сорок, но и с ней обошлись деликатно. В кадре нет свойственных времени и месту наркотиков, а упоминаются они мега-мягкими словами с резко негативным отношением: «…черняшкой гасишься через день, на нас пацаны с других районов смотрят, думают, что это наша улица такая угашенная». Отдельное спасибо от увлекшейся сериалом школоты.
Сериал полон символов чуть меньше, чем «Груз 200» Балабанова. Ничто не случайно, как Вова-Адидас. Советские власти в 1978 году приобрели лицензию на производство кроссовок компании Adidas из капиталистической ФРГ. Затем фирма Adidas получила право именоваться официальным поставщиком Олимпиады-80 в обмен на поставку униформы для персонала на сумму 2,5 миллиона долларов. Это было первое масштабное спортивное состязание в Красной империи за железным занавесом. Кроссовки Adidas были в экипировке сборных СССР. Adidas — не просто обувь, это статус, погоны. В 80-х моду на Adidas подхватили рэкетиры из спортсменов и люди, имеющие выход на дефицит. До сих пор «Адик» в России — культовая марка.
Или имя Вова популярно для тех лет, но главное, что сегодня это имя во всех мировых СМИ стало символом власти и противостояния.
Конечно, погонялово 14-летнего Миши-Ералаш по названию детского юмористического тележурнала. Поздний «Ералаш» обвиняли в сатире на детские пороки. С трагедии Миши-Ералаша начинается чёрная полоса группировки универсамовских — это символ заката СССР.
Время действия подсказано конкретно, но не появлением огнестрела на улице. Песня «Седая ночь» впервые прозвучала в 1988 году. Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988. Фильм «Асса» появился в прокате 16 сентября 1988. Приказ МВД СССР «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» вышел 15 ноября 1988 (о создании УБОП Андрею говорит мент). Спецгруппа в ТАССР создана в этом же месяце — оперативно.
Либералам не нравится в сериале всё: тема и влияние на умы. Вы хотите свободу и демократию — смотрите коммерческое «Слово пацана», а не снятые по заказу Гостелерадио СССР фильмы «Тимур и его команда», «Кортик» и «Неуловимые мстители». Пионеры 80-х и сейчас живут по-тимуровски, и помогают фронту с песнями, выученными в детстве.
На ладонь ладонь положи и скажи: «Дружба, нам свети, словно компас в пути. Если рядом друг — и беда не беда. В самый трудный час дружба выручит нас».
Мы растеряли структурные вещи за тридцать лет, но не себя.</pre
В школе родителям говорят: это не советская школа, мы не отвечаем за воспитание ваших детей, даём только образование. Разрушилась система советского спорта, когда все школьники бесплатно занимались спортом. В этом и была проблема Казани 80-х, город стремительно прирос рабочими районами, а инфраструктуру создать не успели.
Новый поворот: в Иркутске 3 декабря подростки убили 15-летнего школьника, есть версия, что по сериалу «Слово пацана». Пресса и соцсети пестрят заголовками-обвинениями. Но в полиции сообщают, что парни сериал не смотрели. По сети гуляют и другие фейки, что сериал стал причиной серьёзных драк в Казани и Дагестане. Тема стала хайповой до неприличия. Хочется сказать: коллеги, остановитесь.
Уличная жизнь кипит по всей стране и без сериала. Россию заполонили «иностранные специалисты с детьми». В Петербурге постоянные инциденты: молодые азербайджанцы держат в страхе русских. В спальниках школы выбирают по этническому принципу, первоклашки не говорят на русском языке. В провинции лютуют. Южане раньше взрослеют и это чужая культура, с ней нет сладу. Молодёжные паблики орут, родители бьют тревогу, Дума думает.
В Европе проблемы с мигрантами из бывших колоний и всех, кто добрался до цивилизованного мира. В каком государстве их нет, ткните пальцем? Париж горит, залитые солнцем лужайки Милана усыпаны беженцами, Скандинавия полна мусульманами, а Берлин конкретно турками. Богоспасаемые южноамериканцы контролируют бесперебойный наркотрафик в благословенную Америку. Те и сами неплохо справляются с опиоидной-марихуановой фармой и метадонщиками, слоняющимися призраками. Каждому своё.
Сериал перевалил за экватор, сыплются вопросы, будет ли продолжение. В 15 серий «Бригады» уложили с 1989 по 2000 годы.
В сериале «Слово пацана» зима 1989 года и вернувшийся с Афгана Вова-Адидас анонсировал: «Пацаны, вы поймите, здесь сейчас сильно очень всё поменяется. Слышали, что Горбачёв говорил? Через год здесь Америка настанет. Может, даже лучше. А вы всё асфальт делите. Кому он на хрен сдался-то?.. Крутиться как-то, крутиться, варианты искать. Только не с синими этими, они гнилые. А новые какие-то варианты. Зарабатывать надо».
Впереди 1991-й, все 90-е и вся Россия — есть где развернуться опытным казанским пацанам. Режиссёр и сценарист Жора Крыжовников ответил так: «Мой соавтор Андрей Золотарёв очень хочет… Говорит, что у “Крестного отца” три части».
Со своей сложной историей мы уже разбираемся, с воспитанием молодёжи — заставляет время, а с завтрашним днём справляемся каждый день.
Это либералы боятся «брата, который должен вернуться». А для громадного волонтёрского движения Петербурга и России наши братья сейчас на фронте. Братья не по крови, а по духу и мы не боимся их возвращения, а очень ждём.
Все отмечают саундтрек. Заглавная тревожная песня «Пыяла» в переводе с татарского означает «Стекло» — «розочка» из разбитой бутылки в руке подростка. Когда в столицах понтово слушали русский рок, в провинции неслась попса. Бесконечно звучат слова «Где ты мой новый герой?» группы «Мираж», а важные сцены сопровождают хиты «Ласкового мая». Кто не в курсах, песни спеты детдомовцами-ровесниками героев — это социально близкие люди, такие же неприкаянные.
У любимых хитов нынешних сорокалетних появился невероятный новый смысл. «Седая ночь» идёт через весь фильм. И банда «универсамовских» идёт в ночь под «Седую ночь».
И снова седая ночь, и только ей доверяю я. Знаешь, седая ночь, ты все мои тайны.
Кстати, снова в моих наушниках.
Постскриптум.
Осталось три серии, и мы будем скучать без пацанов. Все бросятся пересматривать отечественную криминальную киноклассику. Мои рекомендации — в следующей статье.