«Каменный цветок» вырос из «Малахитовой шкатулки» в руках Прокофьева

banner_konovalov_kam_stvetok_by_razina

Балет на музыку Сергея Прокофьева «Каменный цветок» из числа легендарных. Он много чего ознаменовал. В том числе он, наряду с балетом «Барышня и хулиган» на музыку Дмитрия Шостаковича, обозначил отход отечественного балета от «театра пластической драмы» (драмбалета). А ещё «Каменный цветок» – последнее произведение Сергея Сергеевича Прокофьева, умершего 5 марта 1953 года. В день смерти он работал над оркестровкой новых номеров этого балета.

Написать балет на тему русских сказок Прокофьев задумал ещё в конце 30-х годов, работая над балетом «Золушка». Он искал сюжет в фольклорных произведениях Александра Сергеевича Пушкина, в пьесе «Снегурочка» Александра Николаевича Островского. Но эти вещи были обыграны другими композиторами. И Прокофьев на время отложил замысел, пока, в 40-х, в его руки не попала книга Павла Бажова «Малахитовая шкатулка».

(Бажов – известный собиратель и обработчик уральского фольклора. Большинство сказов Бажов написал, находясь в «подвешенном состоянии» после его исключения из ВКП (б) в 1937-м и последующего вслед за этим увольнения из издательства. В те месяцы его семья жила на деньги родственницы. Однако вскоре за «правотроцкистский уклон» был репрессирован первый секретарь Свердловского обкома ВКП (б) Иван Кабаков, исключивший Бажова из партии. После этого Бажова восстановили в ВКП (б) и издательстве, а в 1939 году вышла в свет «Малахитовая шкатулка».)

Работая над балетом, Прокофьев не довольствовался лишь материалом Бажова, но и сам изучал уральский фольклор. Он использовал мелодии нескольких народных песен, например, в сцене народного веселья в шестой картине и в сценах девичника Катерины. По воспоминаниям автора либретто Леонида Лавровского, сочиняя «Каменный цветок», Прокофьев находился в эмоциональном возбуждении, что не помешало композитору достаточно быстро написать произведение. Он начал писать балет в сентябре 1948 года, а уже в конце 1949-го закончил клавир. Балет одобрила администрация Большого театра, однако работа над постановкой началась лишь через четыре года. За это время Прокофьев переписал некоторые номера из балета заново. Первые репетиции в Большом театре состоялись 1 марта 1953 года. Через пять дней композитора не стало… А премьера «Каменного цветка» прошла через год после смерти его создателя. И это был спектакль, поставленный в московском Большом театре балетмейстером Леонидом Лавровским.

Вскоре над «Каменным цветком» в Ленинграде начал работать молодой балетмейстер Юрий Григорович. И этот его балет стал, по словам балетоведа Ольги Макаровой, одной из легенд Кировского (Мариинского) театра. «У Юрия Григоровича это была первая крупная постановка в театре, да ещё и на русскую тему, на музыку любимого Прокофьева, – сообщает Макарова. – А кроме того, именно в этой работе сложился творческий тандем с художником Симоном Вирсаладзе, на долгие годы определивший их взаимный успех. Первым исполнителям, совсем молодым и известным тогда лишь в балетных кругах Ирине Колпаковой, Алле Осипенко, Александру Грибову и Анатолию Гридину, “Каменный цветок” сделал имена. Они впервые стали создателями ролей – не интерпретаторами давно существующих текстов, а сочинителями образов. Придуманные персонажи раскрыли их индивидуальности, об артистах заговорили. Да и в контексте истории русского балета “Каменный цветок” оказался лучом света – шагом прочь из нетанцевальности драмбалета». Работая над постановкой, балетмейстер Григорович и художник Вирсаладзе ездили за впечатлениями на Урал.

Премьера балета «Каменный цветок» в хореографии Юрия Григоровича состоялась 22 апреля 1957 года. С 1957 по 1991 год на сцене Кировского театра его исполнили 191 раз. Вплоть до начала 1990-х произведение вдохновляло всё новых и новых исполнителей.

Спектакль был возобновлён в 2016-м (премьера возобновления – 6 декабря 2016 года). Вот лишь несколько отзывов зрителей: «В балете нет привычных нам одеяний: пачек или Шопенок. На сцене – мир русской сказки с девичьими сарафанами, с красным сапожками, с косоворотками. Выглядит очень непривычно и ярко. Колорит национального фольклора уводит зрителя в завораживающий мир сказаний, где добро неизменно восторжествует»; «Настоящая классика! Вечная и всегда современная! Яркий и красивый балет. Вот иногда в такой дождливый февральский вечер, когда и лишний раз выходить никуда не хочется, приходишь в театр, а театр творит чудеса: он тебя полностью реанимирует, ты восполняешь недостаток солнца и красок, выходишь из театра будто обновлённым»; «И если в музыке “народных” сцен я постоянно узнавала своё, родное, то в мелодиях Змеиной горки и темах Хозяйки медной горы было что-то потустороннее и сверхъестественное. И хореография полностью это отражала – такие светлые, земные сцены народных гуляний, бытовые сценки, с налётом простодушия и ироничности. И совершенно нереальный, как будто, геометрический или космический рисунок танца самоцветов. Замечательный балет!»

Собственные впечатления от балета «Каменный цветок» можно получить, придя в Мариинский театр (старая сцена) 7 февраля (19:00) и 8 февраля 2025 (13:00 и 19:00).

Подготовил Дмитрий Жвания

Для оформления использовано фото с сайта Мариинского театра

Вам будет интересно