Как Зимний дворец «перепахали» под Эрмитаж

Erm_Zim13

В Эрмитаже открылась выставка, приуроченная к 100-летию передачи ему гигантского здания Зимнего дворца. Это попытка, как теперь говорят, позитивного рассказа о переделке императорской резиденции под музейные нужды. На самом деле, всё не так уж однозначно.

«Красовавшийся» на фасаде Зимнего дворца орден Ленина
и «музейная» урна для мусора встретились в одном зале

Экспозиция, развёрнутая в залах 34-37 (первый этаж Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства), называется «Архитектор А.В. Сивков. Реконструкция зданий Эрмитажа. 1920-1950-е годы» и повествует об истории формирования музейного комплекса и его развитии. Представлено более 300 уникальных фотографий, документов, чертежей, рисунков, архитектурных деталей и предметов технического оборудования, около 200 из которых демонстрируется впервые.

«Выставка крайне актуальна. Она о том, как музеефицировать дворцы — вопрос далеко не однозначный, вызывающий и по сей день множество споров. И ещё она о том, как преданность Эрмитажу может принести не только радости, но и беды», — заявил директор главного музея страны Михаил Пиотровский.

Правда, непонятно, на какие беды он намекнул. То ли на осуждение главного архитектора Эрмитажа Александра Сивкова в 1952-м за «злостное нарушение финансовой отчётности» на 12 лет лагерей (освобождён, реабилитирован и восстановлен в прежней должности после смерти Сталина). То ли на существенные потери, которые случились в Зимнем дворце из-за его преобразования в музейное пространство «массовой проходимости».  

В связи с выставкой Эрмитаж сообщает, что в результате переделок, проведённых Сивковым в 1920-1950-е, создано 257 новых выставочных залов в Зимнем дворце, а общая площадь помещений, входящих в музейный комплекс в 1917-1957 годы увеличилась в 4,8 раза.

Главный эрмитажный архитектор Сивков на фото рубежа 1930-1940 годов

Александр Владимирович Сивков (1890-1968), художник-декоратор и архитектор. Родился в Ростове-на-Дону семье бухгалтера и крестьянки. В 1907 году окончил Петровское реальное училище, после прохождения дополнительного курса получил право на поступление в вуз и отправился в Санкт-Петербург. В 1909-1917 годах учился по специальности художника-архитектора в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (мастерская Александра Померанцева — в частности, автора проекта Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве, ставших в советское время Государственным универсальным магазином — ГУМом). В 1917-1922-м работал как декоратор, потом занимался реставрацией памятников архитектуры, в том числе дворца Петра I в Летнем саду. В качестве архитектора «отметился» в Ленинграде середины 1930-х постройкой жилого дома Главсевморпути на улице Восстания, 53 и перестройкой под размещение фабрики игрушек здания храма во имя Иверской иконы Божией Матери (был сооружён по проекту замечательного зодчего Николая Никонова) на Московском проспекте, 25. Оба здания, мягко говоря, не являются памятниками архитектуры.

Сивков — ученик реального училища

С 1925-го по 1952-й и с 1955-го по 1959-й занимал должность главного архитектора Государственного Эрмитажа. В немногочисленных биографических справках об Александре Сивкове, имеющихся в открытом доступе, такой информации нет, но по совпадению дат и событий можно предположить, что он был тесно связан дружескими узами с академиком Иосифом Абгаровичем Орбели (1887-1961).

Последний в 1924 году стал помощником директора Эрмитажа (до этого несколько лет был здесь хранителем отделения мусульманского средневековья). В 1942-1944 годах Сивков был командирован в Ереван в Академию наук Армении, «где выполнил исследование об основных закономерностях архитектурных памятников Урарту и Древней Армении». Там же в это время находился Орбели, который в 1943-м избран действительным членом, а затем и первым президентом Академии Наук Армянской ССР.

Построенный по проекту Сивкова дом Главсевморпути на улице Восстания

В 1951-м Орбели был уволен с должности директора Эрмитажа (якобы за поддержку наследия своего учителя академика Николая Марра после публикации статьи Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в которой прежде официально почитаемый и уже 15 лет как почивший учёный был подвергнут критике за «идеализм»), а вскоре и Сивков «попал под раздачу» за это самое «злостное нарушение финансовой отчётности», о котором упомянуто чуть выше.

Скончался Сивков в мае 1968 года, похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга, на могиле Эрмитажем установлен памятник с изображением атланта, который «держит небо на каменных руках».

Среди достижений «эпохи Сивкова» в Эрмитаже кураторы нынешней выставки отмечают следующие:

Во-первых, в 1940 году по его проекту Кухонный коридор и два яруса прилегающих к нему антресольных помещений был очищен от всяческих перегородок и некапитальных перекрытий и вновь превратился в светлую 100-метровой длины галерею Растрелли. Сейчас здесь расположены магазины, зоны отдыха и предприятия общепита, обслуживающие посетителей музея.

С головы какого орла слетела в 1917-м эта корона?

Во-вторых, в 1956 году Сивков разработал проект нового музейного гардероба на 4000 мест, расположенного в подвале вдоль северного фасада Зимнего дворца (то есть со стороны набережной Невы). Ранее гардероб на 3000 номерков располагался прямо в Иорданской галерее, непосредственно возле парадной лестницы. «Однако здесь встречались потоки посетителей, что доставляло определённые неудобства».

В результате полы первого этажа были приподняты на 1,3 метра, разборка сводчатых перекрытий позволила довести высоту потолка новых помещений до отметки в 4 метра. Сооружали новый эрмитажный гардероб специалисты Ленметростроя, поэтому после открытия (1958) за объектом закрепилось прозвище «Метро» (тем более, что он действительно похож на подземный перронный зал первых станций ленинградской подземки, оформленных в духе сталинского ампира).

Специально для Эрмитажа была разработана эта люстра «под старину»
с лампами дневного света

В-третьих, реконструкция системы отопления Зимнего дворца, где прежде таковых было несколько, создавались они в разное время и функционировали автономно друг от друга. Под руководством Сивкова ещё в 1932 году разработан и реализован проект единой системы отопления всех зданий Эрмитажа «с подключением к городской теплоцентрали».

В-четвёртых, строительство новых проходов между зданиями Зимнего дворца и Малого Эрмитажа. На уровне второго этажа был построен «мостик» к Павильонному залу со стороны Дворцовой набережной. Затем, после освобождения от прежних и иных функций конюшен и Манежа на первом этаже Малого Эрмитажа, в 1938 году по проекту Сивкова создаётся новый переход между зданиями.

«Под Георгиевским залом находились полутёмные низкие помещения Главного буфета, пожарного караула и кладовые со сводами, начинавшимися от самого пола. В результате разборки сводов, стен и лестниц получился зал площадью около 600 квадратных метров и высотою до 8 метров», — писал Александр Сивков.

Сейчас это помещение используется для экспозиции артефактов древнеегипетской культуры. А за ним на уровне антресольного этажа и создан переход из Зимнего дворца в Новый Эрмитаж, называемый «Сивковским». Судя по некоторым источникам, стены здесь облицованы камнем из бассейна, располагавшегося в личных апартаментах Николая II. На этом фоне демонстрируются римские мраморные рельефы первых веков нашей эры…

Примерно в таком виде Зимний дворец достался Эрмитажу

В-пятых, среди достижений Сивкова эрмитажный рассказ о нынешней выставке отмечает и «перепланировку помещений Зимнего дворца», поскольку «необходимо было объединить разные по назначению комнаты в новую систему просторных залов, кабинетов и хранилищ».

Здесь несомненным достижением можно считать работы, произведённые на третьем этаже Зимнего дворца, где располагались «нумера» для более-менее «высокопоставленного» обслуживающего персонала — так называемые «фрейлинские комнаты».

«Александр Сивков разработал проект перепланировки, благодаря которой только в южном корпусе Зимнего дворца вместо 64 жилых и служебных помещений было создано 17 просторных экспозиционных залов», — говорится в аннотации Эрмитажа.

Именно здесь с 1957 года и вплоть до завершения реконструкции восточного крыла здания Главного штаба (2014) экспонировались работы импрессионистов из коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина (сейчас тут можно увидеть более 300 работ европейских художников XVII-XVIII веков).

«Фрейлинские комнаты» в процессе преобразования

Кроме того, после разборки антресолей и перегородок примыкающих служебных помещений (туалетные и ванные комнаты, гардеробные, кладовки) узкий Министерский коридор «превратился в широкую и высокую галерею, где сейчас представлены западноевропейские шпалеры XVII-XVIII веков».

А дальше в эрмитажном пресс-релизе наблюдаются «нестыковочки». Например, утверждается что «большая часть парадных залов и жилых покоев, расположенных на втором этаже Зимнего дворца, уже использовалась (для выставок и музейных экспозиций? — И.Т.) и не нуждались в реконструкции». И тут же: «Полной реконструкции подвергся оформленный в готическом стиле кабинет Николая II. До наших дней чудом сохранилась только дубовая дверь, которая представлена на выставке». Ну, вот либо-либо.

Камин в спальне Николая II перед демонтажём
Сохранившийся фрагмент этого камина, выполненного в 1847 году по проекту Андрея Штакеншнейдера

Из помещений личных покоев российских императоров их супруг и детей на сегодня в Зимнем дворце более-менее сохранили своё оформление и обстановку лишь считанные единицы: Малахитовая гостиная (находится «на границе» с парадными залами и тоже может рассматриваться в этом качестве), Малая столовая (якобы именно в ней было арестовано революционными солдатами и матросами Временное правительство, поэтому помещение сохранилось в историческом виде), Готическая библиотека Николая II, Малиновый будуар императрицы Марии Александровны и в её же апартаментах Золотая гостиная. От оформления других (многочисленных) комнат сохранились в лучшем случае лишь паркетные полы, лепные с живописными элементами потолки и «альковные» колонны в бывших спальнях.

Императорские личные покои достались Эрмитажу в 1923 году уже разграбленными, без обстановки (всё распродано или роздано высокопоставленным советским служащим по ордерам для улучшения их бытовых условий)? И мемориальные комнаты тоже (например, кабинеты императоров Николая I и Александра II, в которых они на походных кроватях закончили свой жизненный путь)? Возможно, что и так. Но есть нюанс.

Помимо тканевой обивки и деревянных панелей стен, в бывших императорских комнатах демонтировались художественно оформленные печи и камины. Судя по всему, крушили их грубо. Зачем? Чтобы освободить дополнительный простенок для картины, скульптуры или витрины с какими-то экспонатами небольшого размера? Уничтожить одно произведение искусства во имя места для экспонирования другого? Подход настоящего музейщика?

В общем, вопросов много. Эрмитажная выставка ответов на них, в основном, не даёт. Тема ещё ждёт полноценного исследования. Но пушкинское «гений и злодейство — две вещи несовместные» остаётся актуальным всегда. Несмотря на любые исторические обстоятельства…

Посетить выставку можно по входному билету в Главный музейный комплекс до 28 января 2024 года.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта Государственного Эрмитажа и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно