То, что трудовая миграция в Россию порождает в нашей стране много проблем, ни для кого не секрет. Их много. И от них страдают и принимающая сторона (то есть мы — граждане России), так и те, кто приезжает к нам на заработки.
В России растёт число преступлений, причём тяжких, совершённых мигрантами, в крупных российских городах мигрантов столько, что некоторые их кварталы превращаются в этнические анклавы, где приезжие устанавливают свои правила. Мигранты создают напряжение не столько на рынке труда, где они занимают вполне определённые ниши, сколько в самом российском обществе. С другой стороны, трудовые мигранты — в массе своей дешёвая и бесправная рабочая сила; многие из них живут в условиях, хуже, чем скотских.
Неконтролируемый рост числа мигрантов угрожает национальной безопасности России. И нельзя утверждать, что государство не пытается навести порядок в миграционной сфере. Пытается. Но всё как-то не наведёт. Тем более, что в верхних эшелонах российской власти есть лоббисты завоза мигрантов. Они тесно связаны с застройщиками, которые привыкли пользоваться рабочей силой из Средней Азии — им это выгодно. В итоге в российские городах и вокруг них вырастают кварталы «человейников». Качество жизни в них так себе, зато объёмы жилья, введенного в эксплуатацию, всё время растут, что хорошо для докладов на самый верх.
Россия подписала соглашения об организованном наборе трудовых мигрантов сперва с Узбекистаном, а потом с Таджикистаном. Но эти соглашения так и не заработали. Одной из сил, которые торпедировали эти соглашения, были посредники на рынке миграции. Поставляя иностранных рабочих российским работодателям, они извлекают гигантские барыши и не хотят их лишаться. «Чтобы мигранты приезжали, нужна определённая инфраструктура — земляки, которые его встретят, понятный процесс получения документов, налаженное взаимодействие с миграционными службами и правоохранительными органами и т. д.», — объясняет очевидное проректор Финансового университета правительства Александр Сафонов. Посредники занимаются в том числе и тем, о чём говорит эксперт.
Тем временем мигранты продолжают приезжать в Россию на заработки. Так, по данным ФСБ, только в первом квартале 2023 года приток трудовых мигрантов в Россию вырос на 1,6 раза — въехало 1,3 миллиона человек. В большинстве своём это граждане Узбекистана — около 631 тысячи человек. И по всей видимости, эта тенденция продолжится. По данным президента Союза «Международный альянс “Трудовая миграция”», председателя Комиссии по вопросам трудовой миграции Совета Торгово-промышленной палаты России Николая Курдюмова, трудовых мигрантов привлекает 16 процентов работодателей России. И в основном это — малый и средний бизнес.
Торгово-промышленная палата России — одна структур, которая пытается найти решение проблемы трудовой миграции. Так, предприниматели, объединённые в ТПП, были среди тех, кто включился в реализацию соглашения об организованном наборе иностранной рабочей силы с Узбекистаном. И поэтому они не понаслышке знают, что, а главное — кто, мешает тому, чтобы это соглашение полноценно заработало.
Наверное, исходя из принципа Никколо Макиавелли «Не можешь победить толпу, возглавь её», эксперты ТПП разработали проект по созданию легальной сети посредников на рынке трудовой миграции. Для этого они предлагают использовать федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (№315 — ФЗ). «СРО как некоммерческая организация могла бы объединить участников процессов организованной трудовой миграции в целях формирования и отработки в рамках правового поля инструментов и механизмов целевого привлечения востребованных иностранных трудовых ресурсов», — заявляют авторы проекта. По их мнению, деятельность СРО будет способствовать «увеличению масштабов и качества процессов организованного привлечения» трудовых мигрантов в Россию, а в государствах-донорах трудовой миграции (в т. н. странах исхода) — «формированию целевого подбора и подготовки кандидатов по запросам работодателей, включая тестирование профессиональной пригодности». А если эти условия будут выполнятся, то, справедливо заявляют авторы инициативы, вырастит и производительность труда на российских предприятиях, где работают трудовые мигранты.
24 июля этот проект был презентован в Торгово-промышленной палате Ленинградской области, которая, отметим, очень активна в обсуждении проблем трудовой миграции. В этой палате даже создан Комитет по миграции, поддержке занятости и производительности труда. Возглавляет его Валерий Шинкаренко. Собственно этот комитет и презентовал новый проект, призванный упорядочить ситуацию на российском рынке трудовой миграции. На презентации собрались ведущие операторы этого рынка в северной столице России. Публично своего мнения о проекте они не высказали — взяли время на размышление.
А вот чиновники, которые тоже присутствовали на представлении идеи СРО «участников процессов подбора и привлечения востребованных иностранных работников», идею в общем и целом поддержали. Так, по мнению заместителя председателя Комитета по труду и занятости населения правительства Ленинградской области Дмитрия Никифорова, проект по созданию СРО актуален именно сейчас, когда в Государственной думе обсуждается законопроект, который «полностью изменит механизм привлечения иностранной рабочей силы». Законопроект этот, по словам Никифорова, подразумевает создание реестровой модели, «в которой есть работодатель и мигрант, но нет посредников, операторов рынка труда», а это значит, что эти операторы вновь будут если не в тени, то в серой зоне. Представленная же идея же СРО призвана легализовать операторов миграционного рынка, убрать с этого рынка нелегальных посредников.
А как их убрать, если они и без СРО чувствуют себя неплохо?
Один из авторов идеи Николай Курдюмов считает, что либо все операторы рынка трудовой миграции должны войти в СРО, либо государство должно предоставлять привилегии участникам СРО — это будет мотивировать других операторов включаться в СРО. Курдюмов убеждён, что создание операторской сети в интересах как мигрантов, так и работодателей: СРО сопровождает мигрантов, помогая оформлять необходимые документы, подыскивая им работодателей, а в случае, если мигрант решит покинуть предприятие, СРО находит нового работника вместо него.
Идею СРО, конечно, ещё следует обсуждать. Но уже на данном этапе её поддерживают депутаты Государственной думы Анастасия Удальцова (руководитель рабочей группы по нормативно-правовому регулированию социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев) и Алексей Журавлёв (первый заместитель председателя Комитета по обороне).
Идея хороша хотя бы тем, что она учитывает реалии рынка, которые сложились почти за два десятилетия. Отменить их росчерком пера не удастся. Но менять их нужно, пусть и шаг за шагом, мало-помалу. Будем надеяться, что создание описанного выше СРО станет одним таким шагом.
Дмитрий Жвания