125 лет назад, 14 августа 1894 года, на набережной Обводного канала, неподалеку от Варшавского вокзала, была заложена церковь Воскресения Христова. Вскоре она станет очагом антиалкогольной пропаганды и просвещения широких народных масс, а в наше время её здание представляет собой одно из самых узнаваемых религиозных объектов Петербурга.
На рабочей окраине
В конце XIX века район Варшавского и Балтийского вокзалов был рабочей окраиной Петербурга. Окраиной бедной и неблагополучной. Проживавшие здесь пролетарии предавались пьянству в многочисленных дешёвых кабаках, что часто заканчивалось драками и поножовщиной, а их семьи жили в беспросветной нищете. Поэтому основанное в российской столице в 1880-х годах Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, обратилось к городским властям с просьбой выделить земельный участок под строительство здесь православного храма. Участок был предоставлен, и 14 августа 1894 года рядом с Варшавским вокзалом состоялась закладка церкви Воскресения Христова, которую освятили в декабре того же года «в память бракосочетания Их Величеств» — женитьбы императора Николая II на принцессе Виктории Алисе Елене Луизе Беатрисе Гессен-Дармштадтской (в крещении — Александре Фёдоровне), состоявшейся месяцем ранее.
Столь короткий промежуток между закладкой и освящением храма объясняется просто. На самом деле, его не строили, а просто перенесли существовавшую на Никольской улице (ныне улица Марата) деревянную церковь на набережную Обводного канала.
Мы не знаем, насколько успешно шло духовное окормление в этом храме в первые годы его существования. Однако вскоре произошло событие, которое кардинально изменило жизнь обитателей рабочей окраины и значение самой церкви. В октябре 1897 года вторым священником в ней назначается 24-летний Александр Рождественский.
Апологет трезвости
Александр Рождественский родился 11 ноября 1872 года в Орехово-Зуево в семье протоиерея. С ранних лет он наблюдал нищету и пьянство рабочих, живших в этом фабричном посёлке. Очевидно, уже тогда он пришёл к выводу, что корень большинства проблем трудового люда в пристрастии к алкоголю и решил посвятить свою дальнейшую жизнь борьбе с этим злом.
В 1893 году он поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, а после её окончания оказывается в церкви Воскресения Христова, где 30 августа 1898 года при его попечении основывается Александро-Невское Общество трезвости.
Филиалы Александро-Невского общества трезвости открывались не только в разных районах Петербурга и его окрестностях, но и в других городах Российской империи.
Совместно с председателем Общества религиозно-нравственного просвещения протоиереем Философом Орнатским отец Александр разворачивает активную антиалкогольную пропаганду. Частью богослужений в церкви становятся утренняя и вечерняя проповеди трезвости. Также с лекциями в отдельных помещениях храма выступают известные петербургские врачи, рассказывавшие о последствиях злоупотребления алкоголем. Среди жителей округи распространяются антиалкогольные брошюры. Все это за короткий срок сделало церковь одним из наиболее популярных мест в округе, куда стекалось множество людей.
Росло и число тех, кто в надежде побороть своё пагубное пристрастие к зелёному змию вступал в Общество трезвости. Для этого в ходе специального богослужения следовало дать торжественный зарок от употребления спиртного. Каждый «новообращённый» уплачивал членский взнос в размере 10 копеек в месяц (некоторые освобождались от него ввиду крайней бедности), который, вкупе с продажей религиозно-просветительской литературы, составлял основу финансирования Общества.
При церкви были открыты одноклассная школа для детей рабочих и служащих Варшавской железной дороги и воскресная взрослая школа, где, в частности, преподавался специальный курс трезвости.
А для трудоустройства безработных членов Общества трезвости было даже создано специальное Бюро, искавшее для них работу.
Но наиболее впечатляющим и эффективным средством антиалкогольной пропаганды стало проведение Крестных ходов трезвости, возглавляемых отцом Александром Рождественским, в которых участвовали десятки тысяч людей, в основном рабочие и ремесленники.
Для вступления в Общество трезвости в ходе специального богослужения следовало дать торжественный зарок от употребления спиртного. Каждый «новообращённый» уплачивал членский взнос в размере 10 копеек в месяц (некоторые освобождались от него ввиду крайней бедности).
Как правило, их участники собирались возле церкви Воскресения Христова, а затем направлялись по Петергофскому шоссе в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь в Стрельне.
По дороге к ним примыкали тысячи верующих, многие из которых специально приезжали из Красного Села, Ораниенбаума, Павловска.
Вот как описывал один из таких Крестных ходов репортер «Петербургской газеты»:
«Они прекрасно знали, что путь предстоит не близкий, двадцать верст, но шли с такой горячностью, так было у них много непритворной любви к этому подвигу, что оставалось только благоговеть… В пустыни ждали паломников, приготовили навесы, бочки с квасом, но количество пришедших превзошло ожидания. Все поезда были переполнены. Многие прибыли с вечера и ночевали в поле. Целый лес хоругвей высился над живой рекой народа, заполнившей всю ширь дороги, блестя бронзой и золотом вышивок и крестов, пестрея всеми цветами материй; впереди двигались предносимые фонари, четырнадцать запрестольных крестов, шестьдесят четыре хоругви и длинный ряд высоких и малых образов и икон растянулся на версту. Все крестные ходы шли со своими певчими и образовали гигантские хоры, не умолкавшие всю дорогу, что подкрепляло богомольцев на двадцативерстном пути».
Ошеломительный успех трезвеннической пропаганды требовал и большего благолепия от его духовного центра — церкви Воскресения Христова. Поэтому отец Александр предпринимает большие усилия для сбора средств на строительство нового, каменного храма.
Новый храм и расцвет антиалкогольного братства
Сбор средств на новую церковь был начат в конце XIX века, после основания Александро-Невского общества трезвости, а её закладка состоялась 25 июля 1904 года. Большую финансовую помощь оказал петербургский промышленник и меценат Дмитрий Парфёнов, возглавивший комиссию по строительству храма. 25 тысяч рублей пожертвовал император Николай II, бывший активным сторонником популяризации идей трезвости, которые, как он считал, способствуют физическому и нравственному оздоровлению и сплочению российского общества.
Строившийся в так называемом псевдорусском стиле по проекту архитектора Германа Гримма при участии его коллег Андрея Гуна и Густава фон Голи храм должен был иметь три предела и вмещать до четырёх тысяч прихожан.
В июне 1905 года отец Александр Рождественский простудился, но, несмотря на высокую температуру, возглавил традиционный Крестный ход в Троице-Сергиеву пустынь, после чего окончательно слёг, и 5 июля скончался в возрасте 32-х лет…
Наконец, спустя почти два года здание храма было построено, и 11 мая 1906 года на его 60-метровую шатровую колокольню был поднят тысячепудовый колокол, названный «Отец Александр».
Дело в том, что основатель трезвеннического движение не дожил до этого момента. В июне 1905 года Александр Рождественский простудился, но, несмотря на высокую температуру, возглавил традиционный Крестный ход в Троице-Сергиеву пустынь, после чего окончательно слёг, и 5 июля скончался в возрасте 32-х лет… Современник отца Александра Рождественского протоиерей Стефан Остроумов писал о своём коллеге: «В нём не было гамлетовского колебания, он не приноравливался к наличным условиям, но переделывал их. Этого же искал он и в других».
Но дело отца Александра не умерло вместе с ним. Филиалы Александро-Невского общества трезвости открывались не только в разных районах Петербурга и его окрестностях, но и в других городах Российской империи. Поэтому в 1914 году оно было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, насчитывавшее около 140 тысяч членов.
Братство не только вело активную антиалкогольную пропаганду, издавая несколько собственных журналов, и открыв семь библиотек, но и широко занималось благотворительностью, открывая всё новые школы для детей рабочих и служащих. Имелся у него и собственный детский сад, а у школ — загородные дачи. Примечательно, что дети учились в них бесплатно.
А в 1912 году Николай II подарил братству императорскую яхту «Марево», дабы использовать её в качестве плавучей церкви и антиалкогольного музея, что и было исполнено. Плавучий храм курсировал по Финскому заливу и Ладожскому озеру и пользовался большой популярностью у рыбаков, пока в 1918 году яхта не затонула.
Протоиерей Стефан Остроумов писал об отце Александре Рождественском: «В нём не было гамлетовского колебания, он не приноравливался к наличным условиям, но переделывал их. Этого же искал он и в других».
Новый же каменный храм Воскресения Христова стал настоящим «штабом» братства трезвости, в стенах которого собирались тысячи верующих, вместе со священниками готовые пропагандировать трезвеннические идеи на благо себе и своим близким.
Но вся эта кипучая деятельность разом прервалась после революционных событий 1917 года…
Забвение и возрождение
В 1918 году большевики издали декрет о роспуске Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, а всё его имущество конфисковали. Его судьбу разделило и Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, которое бессменно возглавлял протоиерей Философ Орнатский- сподвижник отца Александра Рождественского.
Самого же Орнатского, публично обратившегося к пастве с призывом не допустить разграбления православных храмов «захватившими власть разбойниками», в августе 1918 года арестовали в Петрограде вместе с обоими сыновьями — военврачом Николаем и артиллерийским штабс-капитаном Борисом, после чего их перевезли в Кронштадт и в октябре того же года расстреляли, сбросив их тела в Финский залив.
Сегодня члены Общества трезвости собираются в храме раз в неделю для совместного водосвятного молебна и чтения акафиста пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Храм Воскресения Христова в 1923 году перешёл в ведение так называемой Обновленческой церкви, а в 1930 году был закрыт.
Впоследствии в здании разоренной церкви разместились склад, а затем технические службы трамвайного парка № 1 (имени Ивана Коняшина).
В феврале 1990 года храм был возвращён Русской Православной церкви, и в пасхальный день 15 апреля того же года в нём прошло первое богослужение. Освящён же он был только в 1995 году.
Тем не менее, полностью храм не восстановлен до сих пор. Предстоит воссоздать колокольню и внутреннее убранство.
А вот Общество трезвости, воссозданное при нём в 2011 году, продолжает традиции Александро-Невского братства, хотя до дореволюционного размаха ему далеко. Его члены собираются в храме раз в неделю для совместного водосвятного молебна и чтения акафиста пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Перед ней же приносятся зароки о воздержании от пьянства. Раз в год, в июле, члены Общества совершают Крестный ход трезвенников памяти апостола трезвости священника Александра Рождественского. Также они участвуют и во всех крестных ходах и других мероприятиях за трезвость, проводимых в Петербурге.
Прах отца Александра Рождественского покоится на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. На его могиле установлено надгробие в виде церковного колокола, увенчанного крестом. Надпись на нём гласит: «Александро-Невское Общество трезвости своему небесному укрепителю. Не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета».
Игорь ЧЕРЕВКО