Как советские лётчики проложили кратчайший путь из Москвы в Америку

Для перелёта выбрали модернизированный дальний бомбардировщик ДБ-3 «Москва», с которого сняли вооружение и установили дополнительные топливные баки
80 лет назад, 28 апреля 1939 года, советский летчик Владимир Коккинаки и штурман Михаил Гордиенко совершили беспосадочный перелёт протяженностью восемь тысяч километров из Москвы до канадского острова Мискоу

80 лет назад, 28 апреля 1939 года, советский летчик Владимир Коккинаки и штурман Михаил Гордиенко совершили беспосадочный перелёт протяженностью восемь тысяч километров из Москвы до канадского острова Мискоу, проложив маршрут, которым до сих пор следуют самолёты, выполняющие регулярные рейсы из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

Время рекордов

1930-е годы в СССР стали временем установки рекордов. «Стахановское движение», зародившееся в 1935 году, вскоре охватило все отрасли народного хозяйства, превратившись в своего рода культ, призванный продемонстрировать преимущества социалистической экономики.

Но наибольшей популярностью пользовались свершения советских авиаторов. Перелёты из Москвы на Дальний Восток, полёты вдоль арктического побережья СССР, установка мировых рекордов по дальности и продолжительности полёта — все эти достижения наших «пионеров неба» широко освещались советской печатью, а они удостаивались самых высоких правительственных наград.

18-20 июня 1937 года был предпринят беспримерный беспосадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс. Пилоты Валерий Чкалов и Георгий Байдуков, а также штурман Александр Беляков преодолели за 63 часа 8504 километра на самолёте АНТ-25, и, полностью израсходовав весь запас топлива, приземлились на аэродроме в Портленде.

Спустя всего месяц лётчик Михаил Громов, следуя тем же путём, долетел из Москвы до калифорнийского городка Сан-Джасинто за 62 часа 17 минут, установив два мировых рекорда – по дальности полёта по прямой (10148 км) и ломаной (11500 км) линиям.

Несмотря на сенсацию, которую произвели эти перелёты в мире, это всё же были рекорды ради рекордов. Сложные метеоусловия, обледенение корпуса самолёта, кислородное голодание – всё это делало невозможным осуществление регулярных авиаперевозок по этому заполярному маршруту.

Новый план

Проанализировав ситуацию, Главное управление гражданского воздушного флота при Совмине СССР предложило опробовать новый маршрут, который, начинаясь в Москве, проходил бы по большой дуге над скандинавскими странами, Исландией, южной Гренландией, восточной Канадой и заканчивался в Нью-Йорке.

Новый маршрут, , начинаясь в Москве, проходил по большой дуге над скандинавскими странами, Исландией, южной Гренландией, восточной Канадой и должен был закончиться в Нью-Йорке

Для этой цели выбрали модернизированный дальний бомбардировщик ДБ-3 «Москва», с которого сняли вооружение и установили дополнительные топливные баки. В итоге, самолёт мог без посадки пролететь до 8000 километров.

Пилотировать воздушным судном должен был известный советский пилот Владимир Коккинаки, прославившийся в 1936 году, когда он впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжёлом бомбардировщике ЦКБ-30, а спустя два года, на самолёте той же модели, осуществил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (Спасск-Дальний) протяжённостью 7580 километров, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После полёта на Дальний Восток он доказывал: «Я лично считаю более целесообразным проложить трассу между Москвой и Нью-Йорком через Скандинавию, Исландию, Гренландию и Атлантику. Как известно, все попытки организовать регулярное воздушное сообщение на самолётах между Европой и Америкой до сих пор терпели неудачу. История авиации знает много случаев перелётов из Америки в Европу, но в обратном направлении почти все полёты были неудачны. Этому мешают постоянные, очень сильные ветры, дующие с запада на восток. Тем не менее я считаю вполне осуществимым в настоящее время беспосадочный перелёт через Атлантический океан с востока на запад, в Северную Америку, притом не из Западной Европы, а из Советского Союза — из Москвы». И вот Коккинаки получил шанс реализовать свой план.

Перелёт

Рано утром 28 апреля 1939 года с подмосковного аэродрома «Щёлково» взлетел ДБ-3 под управлением Владимир Коккинаки и штурмана Михаила Гордиенко. Набрав высоту более 5,5 тысячи метров, самолёт без проблем пролетел над Финляндией, Швецией, Норвегией и Исландией, но на подлёте к Гренландии путь ему преградил мощный циклон. Пришлось подняться до 7000 метров, а затем – до 9000. Поскольку кабина не была загерметизирована, пилоту и штурману пришлось надеть кислородные маски. Видимость была нулевая, и Коккинаки с Гордиенко вели самолёт «вслепую», по радиокомпасу. При подлёте к Северной Америке, выяснилось, что все восточное побережье Канады и США находится во власти обширного циклона, и аэропорт в Нью-Йорке приостановил работу.

Для перелёта выбрали модернизированный дальний бомбардировщик ДБ-3 «Москва», с которого сняли вооружение и установили дополнительные топливные баки

Коккинаки принимает смелое решение – убрав шасси, он сажает ДБ-3 на «брюхо», приземлившись на болотистом канадском островке Мискоу в заливе Святого Лаврентия. Несмотря на то, что до Нью-Йорка долететь не получилось, цель была достигнута. Было доказано, что выбранный маршрут, с поправкой на погодные условия, является наиболее оптимальным и коротким для авиасообщения между СССР и Северной Америкой. Расстояние в восемь тысяч километров удалось преодолеть всего за 22 часа 56 минут, что являлось невероятным рекордом для того времени.

На Родину лётчики возвращались пароходом через Атлантику, а затем поездом «Париж-Москва». После пересечения советской границы на всех станциях по пути в столицу их встречали восторженные толпы соотечественников. Герои прибыли Белорусский вокзал, а затем торжественный кортеж проследовал по улице Горького до Манежной площади, а после — к Кремлю, где авиаторов ждал высокий приём. По пути следования кортежа его приветствовали тысячи москвичей и гостей города. Многие забирались на крыши домов, чтобы разглядеть лётчиков-героев. Советское правительство наградило Коккинаки и Гордиенко орденом Ленина и медалью «За отвагу».

***

Дальнейшее развитие авиационной техники сделало возможным безопасное осуществление полётов по маршруту, которым впервые пролетели советские лётчики. С 1959 года проложенная ими трасса стала использоваться для регулярных беспосадочных перелётов между Москвой и Нью-Йорком.

Коккинаки, убрав шасси, посадил ДБ-3 на «брюхо», приземлившись на болотистом канадском островке Мискоу в заливе Святого Лаврентия

А в 1965 году Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) наградил Владимира Коккинаки своей высшей наградой – бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первооткрывателя этой воздушной трансатлантической трассы. Он стал единственным отечественным лётчиком, удостоенным этой высокой награды.

Игорь ЧЕРЕВКО

Вам будет интересно