Как пришла «Смерть филателиста»

Smrt_Fil_1
Фильм-детектив Георгия Калатозишвили «Смерть филателиста» снят на киностудии «Грузия-фильм» в 1969 году

Дебютный фильм-детектив Георгия Калатозишвили «Смерть филателиста» о краже филателистического раритета, поставленный на киностудии «Грузия-фильм» в 1969 году, был представлен вниманию зрителей в рамках большой программы кинопоказов Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой «Наш нуар».

О режиссёре

Георгий Калатозишвили, как и режиссёр фильма «Случай из следственной практики» Леонид Агранович, происходит из кинематографической династии, будучи сыном великого Михаила Калатозова, который снял такие шедевры раннего советского кино, как «Соль Сванетии» (1930 г.) или «Гвоздь в сапоге» (1932 г.). Позднее он выступил автором фильмов «Валерий Чкалов» (1941 г.) и «Летят журавли» (1957 г.), за который был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, став единственным советским кинорежиссёром, получившим эту награду. Сын Георгия Калатозишвили, Михаил, тоже был режиссёром.

«Смерть филателиста» — первый и, наверное, лучший фильм Георгия Калатозишвили. После него он снял ещё восемь картин, к четырём из которых сам написал сценарии. На его счету также восемь операторских работ и одна актёрская роль в кино («Голос», 1982 г.).

Он снял два фильма про гражданскую войну. Очень достойная работа «Сибирский дед» (1974 г.) про знаменитого анархиста Нестора Каландаришвили, которого в 1917 году освободили из сибирской ссылки большевики. Он помогла им устанавливать Советскую власть в Сибири, но в 1922 году его убили якутские повстанцы. Фильм «Шальная пуля» (1980 г.) рассказывает про другого героя гражданской войны грузинского происхождения – Василия Киквидзе, создателя отрядов Красной гвардии, оборонявших Царицын.

Георгий Калатозишвили снял также фильм-экранизацию повести Михаила Колесникова «Право выбора» про молодых учёных — «Кафе “Изотоп”» (1977 г.). Экранизировал он и Льва Толстого: «Кавказский пленник» (1976 г.) и «Кавказская повесть» (1978 г.).

А сразу после «Смерти филателиста» он поставил ещё один детективный фильм «Я, следователь…» (1971 г.) с Вахтангом Кикабидзе, также известным как Буба Кикабидзе, в главной роли. Видимо, съёмочной группе очень хотелось поездить по всему Советскому Союзу, поэтому действие картины переносилось из Грузии на рижское взморье, оттуда в Ленинград… Для раскрытия цепи преступлений главному герою фильма следователю Микеладзе приходится побывать в нескольких городах большой страны — Таллине, Ленинграде, Москве, Риге, Юрмале — и даже спуститься по верёвочной лестнице с борта вертолёта на эстонское судно, идущее в открытом море.

О съёмочной группе и актёрах

Автором сценария к фильму «Смерть филателиста» совместно с Георгием Калатозишвили выступили Леван Алексидзе и Анзор Салуквадзе. Режиссёр писал сценарии и ещё для трёх своих фильмов: «Кавказский пленник» (совместно с Георгием Бадридзе), «Кавказская повесть» и «Шальная пуля» (оба в соавторстве с писателем и сценаристом Артуром Макаровым).

В главной роли сотрудника уголовного розыска Георгия Вачнадзе — актёр Рамаз Чхиквадзе, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и Ордена Ленина. Снимался в кино с 1954 года. Первая его роль — в комедийном фильме «Стрекоза» по пьесе Мариам (Марики) Бараташвили «Маринэ». В театре он играл и короля Лира, и Ричарда III в одноимённых трагедии и исторической пьесе Уильяма Шекспира, и Мэкки-Ножа в пьесе «Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта.

Одна из самых ярких его ролей — роль Луки в «Саженцах» (1972 г.) Резо Чхеидзе. Он играл в двух частях трилогии Тенгиза Абуладзе — «Мольба» (1967 г.) и «Древо желаний» (1977 г.), а также у гениального грузинского режиссёра Александра Рехвиашвили в картинах «Грузинская хроника XIX века» (1979 г.) и «Путь домой» (1981 г.). Он исполнил одну из главных ролей в фильме «Ашик-Кериб» (1988 г.), посвящённом памяти Андрея Тарковского и названном исследователями в качестве одного из образцов поэтического кинематографа.

Играл Рамаз Чхиквадзе и у Георгия Шенгелая в «Мелодиях Верийского квартала» (1973 г.), и у Александра Сокурова в «Скорбном бесчувствии» (1983 – 1986 гг.) по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Название последней кинокартины представляет собой дословный перевод средневекового медицинского диагноза Anaesthesia dolorosa: «Название этого фильма взято из области медицины. Как режиссёр я делал фильм о скорбном бесчувствии — болезни, которой болеет только человек. <…> О том, как трудно различить и почувствовать ту грань, за которой люди перестают болеть человеческими болезнями и заболевают как звери. Неизлечимо», — рассказывал режиссёр фильма Александр Сокуров.

Почти что эпизодическая роль следователя Беридзе досталась Вахтангу Сулаквелидзе. Его фильмография довольно небольшая, и известен он в основном благодаря короткометражной комедии Ираклия Квирикадзе «Кувшин» (1970 г.), где он играет Абессалома — мастера на все руки, который залез внутрь огромного кувшина, чтобы починить его изнутри, и стал его пленником, не сумев выбраться обратно через узкое горлышко.

Ещё одного молодого следователя, Кереселидзе, коллегу Вачнадзе, который ведёт то же дело, играет Рамаз Гиоргобиани. В главных ролях его можно увидеть в таких картинах, как «Ожерелье для моей любимой» (1971 г.) Тенгиза Абуладзе, «Песня под облаками» (1976 г.) и «Голубые горы, или Неправдоподобная история» (1984 г.) Эльдара Шенгелая по мотивам рассказа Резо Чейшвили. Первая его роль состоялась в 1966 году в фильме «Листопад» — дебютной полнометражной работе Отара Иоселиани после двух короткометражных: «Акварель» (1957 г.) и «Апрель» (1961 г.).

Практически ничего не известно о судьбе актёра Автандила Курдиани, исполнившего одну из главных ролей — Луки, сына убитого филателиста Раждена Касрадзе (Григол Ткабладзе). А вот роль его знакомой Анны, с которой у героя, судя по всему, намечались романтические отношения, сыграла Русудан Кикнадзе. Она умерла в 2022 году и последние 34 года жила в США. На момент съёмок «Смерти филателиста» актриса уже была отчасти знакома с Рамазом Чхиквадзе по картине «Мольба» (1967 г.), а с Рамазом Гиоргобиани она снималась в «Листопаде» (1966 г.), который стал дебютной ролью и для неё тоже после короткометражки «Однажды» (1962 г.). В психологической драме «Покаяние» (1984 г.) Тенгиза Абуладзе она играла Фемиду.

Роли ещё двух молодых людей, Лаши Хундадзе и Гайоза «Чёрного», исполнили Отар Кипиани и Тенгиз Натадзе, а полуглухой женщины, матери «Чёрного» — Сесилия (Сесиль) Такаишвили. «Главного злодея», невольного убийцу и похитителя раритетных марок Отара Перадзе, воплотил на экране Гиви Тохадзе. А роль сторожа Ладо Шаматавы, которого опрашивает следователь в самом начале фильма, исполнил Ипполит Хвичиа. Помимо того, что актёр шесть раз играл в кино своего тёзку, он также предстал в роли Кукуша в фильме Георгия Данелии «Мимино» (1977 г.), снявшись там вместе с Бубой Кикабидзе.

Актёр, который предстал в роли представителя «золотой молодёжи» Самсона Хеладзе, — Теймураз (в титрах Темо) Чихладзе. В его фильмографии всего-навсего одна роль в фильме Георгия Калатозишвили «Смерть филателиста». А спустя 14 лет после съёмок детектива, где он выступил всего лишь соучастником вымышленного преступления, Теймураз Чихладзе станет главным идейным вдохновителем третьего в истории Советского Союза террористического акта на борту самолёта.

Вымышленное преступление в кино

Фильм «Смерть филателиста» снят в русле «новой волны». Среди его отличительных особенностей можно выделить кольцевую композицию, особую значимость музыки в некоторых фрагментах (композитор Константин Певзнер), яркость и обаятельность героев, а также то, как показан процесс расследования.

Композиция

Кольцевая композиция – приём, казалось бы, давно заезженный и банальный, которым уже никого не удивишь. Однако он продолжает активно использоваться даже в совсем свежих и современных картинах молодых режиссёров, отличающихся, как правило, стремлением к креативу. Например, в не так давно вышедшем на экраны мюзикле «Пророк. История Александра Пушкина» Феликса Умарова. И, несмотря на частоту использования, такое построение фильма всё ещё привлекает зрителей и вызывает у них бурные эмоции. Как оказалось, многие (особенно молодые люди) шли смотреть мюзикл уже после премьеры, послушав мнение знакомых, именно затем, чтобы своими глазами увидеть его кольцевую композицию. Специально приходили в кинотеатры пораньше, терпеливо смотрели рекламу, боясь пропустить самое начало.

Зрители отмечают, что наблюдение на экране такого знакомого и в какой-то степени очевидного приёма, по сравнению с теми, которые порой способен различить лишь опытный взор кинематографиста или чрезвычайно насмотренного человека, вызывает у них невольную улыбку. Кроме того, кольцевая композиция даёт чёткое представление о том, что фильм подходит к концу, и отлично запоминается в качестве отличительной черты картины.

Музыка

Музыка являются важной составной частью любого фильма, хотя на неё обращают внимание гораздо реже, чем на композицию, и зачастую почти не замечают, когда она идёт как бы фоном во время сюжетных действий или диалогов, на которых и концентрируется зритель. Если после просмотра картины в тот же день вне контекста дать человеку послушать композицию, сопровождавшую какой-либо короткий, но значимый эпизод оттуда, то он едва ли сопоставит её с просмотренным фильмом и вспомнит, что слышал совсем недавно. Однако если показать этот же фильм снова, убрав из него всю фоновую музыку, зритель моментально заметит недостающую и жизненно важную для любой картины деталь.

В фильме «Смерть филателиста» работа композитора особенно видна. Во многом благодаря неторопливому темпу развития действия и своего рода «немым» сценам, когда герои довольно долго не говорят, либо их реплики заглушены музыкой. Это и молчаливые, напряжённые, гнетущие сцены допросов подозреваемых, и красивые флешбэки встреч и прогулок влюблённых, сопровождаемые запоминающейся романтичной музыкой, которая придаёт им соответствующую атмосферу.

Герои

Обычно второстепенные герои фильмов, а тем более эпизодические роли, запоминаются не так хорошо, как главные. Но это не про фильм «Смерть филателиста», где практически каждый герой по-своему интересен и обаятелен, наделён какой-то своей изюминкой или меткой фразой, даже если это его единственная реплика за весь фильм.

В самом начале зритель знакомится с двумя следователями, ведущими дело убитого филателиста, и забавным сторожем по имени Ладо и фамилии Шаматава, который все временные промежутки измеряет круглыми датами. На вопросы «Сколько Вам лет?» и «Как давно Вы работаете сторожем?» отвечает: «Пять лет назад мне шестьдесят исполнилось» и «Два года назад десять лет исполнилось». Больше этот герой в кадре не появится, но определённо запомнится зрителям надолго.

Пожилая мать одного из молодых людей — слабослышащая. Когда Самсон Хеладзе прибегает к ней в поисках Гайоза «Чёрного», она переспрашивает каждую его фразу, что придаёт некой комичности ситуации. Чуть позже зрителю предстанет картина, где Самсон и Гайоз обсуждают план ограбления кассы проектного института, находясь с женщиной в одной комнате, пока она бросает на своего сына и его гостя подозрительно хмурые взгляды.

Поразительный и самый компетентный филателист, к которому следователь Вачнадзе приносит альбомы с марками убитого Раждена Касрадзе, буквально знает их содержимое наизусть: «Я думаю, что Вы в мире не найдёте марки, которые бы я не знал». Спустя три часа молчания, во время которого терпеливый Вачнадзе ждёт вердикта специалиста, филателист выдаёт немаловажную информацию о пропавших из одного альбома чрезвычайно редких и дорогих марках.

Не менее запоминающимися стали и другие опытные филателисты, с которыми консультируется следователь Кереселидзе. В то время как один из них заболтал следователя, показал первую в мире марку с изображением королевы Виктории, сделанную в 1840 году в Англии, и со знанием дела поведал удивительные исторические факты, другой просто-напросто захлопнул перед его лицом дверь, когда Кереселидзе сказал, что собирает информацию для фильма о филателии, категорично заявив, что «Ни в каком кино марки не нуждаются».

Расследование

Интересен также приём, отображающий сам ход расследования, когда буквально по кусочкам постепенно собирается вся картина преступления, который впоследствии стал пользоваться особой популярностью при съёмке криминальных и детективных фильмов и сериалов. Следователь, как водится, опрашивает подозреваемых и свидетелей. Каждый начинает отвечать на вопросы и рассказывать то, что ему известно, а зритель от его лица видит этот рассказ — небольшой эпизод, который может быть как напрямую связан с преступлением, так и не иметь к нему никакого отношения. Но полная картина, само собой, предстаёт пред нами только в конце, когда обнаружен главный злодей, задействовавший в качестве соучастников представителей «золотой молодёжи», чтобы замести следы и запутать следствие.

Начинается всё с того, что в милицию поступает сигнал об ограблении кассы в одном из проектных институтов. В ходе следствия выясняется, что все сотрудники были на собрании, за исключением кассира Раждена Касрадзе, отпросившегося домой из-за плохого самочувствия. Приехавшая к нему на квартиру следственная группа обнаруживает труп Касрадзе. Эксперты приходят к общему мнению — явное самоубийство. В комнате Луки, сына покойного, была найдена крупная сумма денег, и его задержали по подозрению в преступлении. Следователь Вачнадзе, вопреки кажущейся простоте дела, стал наводить справки о личности подозреваемого. Вскоре милиция вышла на уголовника «Чёрного» и Самсона Хеладзе, бывшего друга Луки. Они заявили, что ключи и план института им были переданы Лукой, но не лично, а в конверте.

Кассир Касрадзе был страстным филателистом, из его коллекции пропала очень редкая и дорогая серия марок, но никто из задержанных не признавался в похищении. Следователь находит человека, последним разговаривавшего с покойным. Им оказался заместитель директора института Отар Перадзе. Бывший адвокат, помогавший Луке после инцидента с Самсоном. Он задумал комбинацию с ограблением и последующим очернением Луки, чтобы заставить Раждена продать марки для спасения сына. На эту редкую серию у него был покупатель, спекулянт антиквариатом из Германии, Франц Шток. Кассир, сопоставив факты, понял, что им манипулируют, и стал угрожать вызвать милицию. У него был наградной пистолет, и в борьбе с Отаром он случайно выстрелил себе в сердце. Перадзе подбросил деньги в секретер, забрал марки и поехал на встречу со Штоком в Одессу. На теплоходе его ждал Вачнадзе. Он обвинил Отара Перадзе в совершённом преступлении, сообщил ему о гибели Штока в автокатастрофе и выяснил, что марки были отосланы заказным письмом на одесский почтамт.

Страшная трагедия в реальности

Один из актёров фильма, Теймураз Чихладзе, сыграв в кино лишь единожды в жизни, впоследствии стал священником Грузинской православной церкви: ушёл в Джихетский монастырь, где принял постриг с именем Теодор.

18 ноября 1983 года произошёл террористический акт, в ходе которого бандой в составе семи человек был захвачен пассажирский авиалайнер Ту-134А авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград). На следующий день террористы были нейтрализованы группой специального назначения КГБ СССР. Как установило следствие, идейным вдохновителем угона самолёта был грузинский священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал посещавшим его церковь прихожанам из числа группы грузинской «золотой молодёжи» идею побега на Запад с оружием в руках.

Полина Григорьева

9 апреля Михаил Трофименков и Марина Кронидова представят фильм «Инспектор уголовного розыска» (режиссёр Суламифь Цыбульник, 1971).

Вам будет интересно