Как Петербург стал «троллейбусной столицей Европы»

Fillobus_10

Путь к этому званию начался 85 лет назад, когда на улицах города появились необычные тогда машины

К началу Великой Отечественной войны на невских берегах было уже пять маршрутов (общая протяженность — 36, 6 километра), которые обслуживали 133 машины

Сегодня (21 октября) отмечается 85 лет с того дня, когда в Ленинграде началось троллейбусное движение. Первый маршрут проходил от Красной площади (ныне площадь Александра Невского) до Площади Труда. На этом маршруте работали, в частности, троллейбусы марки ЯТБ-1. Один из них, постоянно находящийся в Музее электротранспорта, ГУП «Горэлектротранс» представил на V международном инновационном форуме SmartTransport, прошедшем на днях в петербургском Экспофоруме.

Появившиеся тогда на городских улицах необычные машины привлекали внимание ленинградцев. Они были комфортабельнее трамваев, к которым уже успели привыкнуть горожане. Как свидетельствуют историки, для некоторых граждан, в первую очередь, молодых, поездки на троллейбусе превращались в своего рода аттракцион: они садились в троллейбус и катались от кольца до кольца. А затем, не выходя из машины, обратно.  

Троллейбус марки ЯТБ-1

«В Ленинграде первые маршруты, наряду с машинами марки ЯТБ, обслуживались также троллейбусами серии ЛК, или — Лазарь Каганович. Однако у них был ряд конструктивных недостатков, — объяснил в беседе с корреспондентом «Родины на Неве» начальник отдела перспективного развития «Горэлектротранса» Андрей Уланов. — Например, нередко выходили из строя устройства, обеспечивающие взаимодействие штанги с контактной сетью. Но самое опасное — отсутствовали пневматические тормоза: это могло привести к беде».

Несколько лет назад, в День без автомобиля, на Конногвардейском бульваре проходила выставка ретротранспорта. Среди её гостей был и ветеран «Горэлектротранса», бывший водитель троллейбуса Борис Иосифович Лерман, который впервые сел за его руль в 1949 году.

Троллейбус серии ЛК, или — Лазарь Каганович

«В 30-40-е годы городской транспорт работал очень чётко, — рассказывал Борис Иосифович журналистам. — Но иногда аварии всё же случались. В декабре 1937 троллейбус марки ЛК-5 упал в Фонтанку. Случилось это недалеко от Цирка. Тогда погибли тринадцать человек».

Отметим, что на этом список жертв не ограничился. Время было суровое. В тот же день в троллейбусном парке прошли задержания. Следствие по делу было недолгим. В результате за проявленную халатность, повлекшую гибель людей, главный инженер и начальник парка были приговорены к расстрелу.

Злополучный троллейбус следовал по маршруту № 2 от Финляндского вокзала до проспекта имени Газа (ныне Старо-Петергофский проспект). За регулируемым автоматическим светофором на улице Пестеля машину неожиданно повело вправо, и он, «переехав панель и сбив чугунное ограждение набережной, опрокинулся через правую сторону в р. Фонтанку», говорится в акте обследования аварии.

За период с 1956 по 1991 год число маршрутов в Северной столице возросло с 14 до 50

В ходе расследования выяснилось, что причиной трагического ЧП стали конструктивные недостатки этой модели. В том числе и отсутствие пневматической тормозной системы. После этого эксплуатация троллейбусов марки ЛК в Ленинграде была прекращена.

Как видим, становление троллейбусного движения во второй половине 30-х годов в нашем городе проходило непросто. Тем не менее к началу Великой Отечественной войны на невских берегах было уже пять маршрутов (общая протяженность — 36, 6 километра), которые обслуживали 133 машины. 

В послевоенное время троллейбусы быстро стали неотъемлемой частью городского пейзажа. За период с 1956 по 1991 год число маршрутов в Северной столице возросло с 14 до 50. Перед распадом СССР на линии выходили 1400 «рогатых», и они бегали практически по всему городу.

А вот «в лихие 90-е» троллейбусное движение в Петербурге практически не развивалось. Хозяйство медленно, но верно приходило в упадок. Машины ветшали, депо разрушались.

Более того, уже в первом десятилетии нового века над троллейбусом в Северной столице и вовсе нависла угроза полной ликвидации. Городские власти заговорили о том, что у «рогатых машин» много недостатков: они громоздки, неповоротливы, а также плохо приспособлены для движения по выделенным линиям. О том, что угроза была вполне реальной, свидетельствует хотя бы то, что сегодня троллейбусы уже изгнаны с московских улиц.

Как свидетельствуют историки, для некоторых молодых ленинградцев поездки на троллейбусе превращались в своего рода аттракцион: они садились в троллейбус и катались от кольца до кольца

«У Петербурга свой путь, мы не отказываемся от троллейбуса в новой транспортной системе обслуживания», — заявил недавно председатель городского Комитета по транспорту Кирилл Поляков.

«Очень хорошо, что петербургские власти не последовали московскому примеру, — говорит руководитель пресс-службы «Горэлектротранса» Дарья Тимофеева. — Ведь у троллейбуса есть сильные стороны: это — экологически чистый, вместительный вид транспорта. Причём с большим, нежели у автобуса, сроком эксплуатации».

Однако троллейбусам, безусловно, необходима модификация. И российские, а также белорусские производители успешно решают эту задачу. Что хорошо видно на примере Петербурга. Из 730 машин, которые эксплуатируются сейчас в Северной столице, 160 — это электробусы с динамической зарядкой (другое название — троллейбусы с увеличенным автономным ходом). Они появились в нашем городе в 2017 году и работают уже на девяти из 46 действующих маршрутах. Главное достоинство электробусов с динамической зарядкой заключается в том, что за рабочую смену они способны проехать в общей сложности до 25 километров без подключения к контактной сити.

Перед распадом СССР на линии выходили 1400 «рогатых», и они бегали практически по всему городу / Троллейбус модели ЗиУ-682В на Невском проспекте

«От “классического” троллейбуса электробус отличается тем, что он оборудован тяговой литиевой батареей, — поясняет начальник отдела перспективного развития «Горэлектротранса» Андрей Уланов. — Это позволяет ему двигаться и там, где нет контактной сети. Существует три способа зарядки батареи: в ночное время, на конечных станциях, по ходу движения. Мы пришли к выводу, что для Петербурга оптимальным является третий вариант».

О том, что в нашем городе интенсивно развивается троллейбусное движение, свидетельствует и следующий факт. Два с половиной года назад в Северной столице впервые проходило заседание Троллейбусного комитета Международного союза общественного транспорта. И вот что сказал в своём выступлении авторитетный эксперт по вопросам развития электротранспорта и соответствующих видов мобильности австрийский специалист Гюнтер Макингер:

«70 процентов общественного транспорта в Зальцбурге — это троллейбусы. И Зальцбург называет себя столицей троллейбусов в Европе. Но я приехал сюда за три дня до конференции, у меня была возможность погулять, посмотреть, и я могу сказать, что, наверное, всё-таки Санкт-Петербург — это троллейбусная столица Европы. В Санкт-Петербурге созданы очень хорошие базовые условия для развития троллейбусов будущего».

Из 730 машин, которые эксплуатируются сейчас в Северной столице, 160 — это электробусы с динамической зарядкой (другое название — троллейбусы с увеличенным автономным ходом)

В минувшем апреле губернатор Петербурга Александр Беглов одобрил рассчитанную на восемь лет Программу развития «Горэлектротранса» под названием «Сохраняя историю, движемся в будущее». Основной акцент в этом документе сделан на трамваи, но троллейбусы тоже не забыты. В частности, к 2024 году в Петербурге появятся 314 новых машин, в том числе 117 — электробусы.

По словам Андрея Уланова, в недалёкой перспективе электробусы будут доставлять пассажиров также в новые быстрорастущие районы, где контактная сеть отсутствует на больших территориях. В этих случаях уже нельзя будет использовать машины с динамической зарядкой. Возможно, здесь потребуются электробусы с зарядкой на конечной станции. Но у них тоже есть недостатки: в частности, зарядка занимает 15-20 минут, а это увеличивает интервал движения. Уже сегодня специалисты работают над тем, чтобы найти оптимальное решение.

В заключение скажем, что мероприятия по случаю юбилея троллейбусы будут проходить в нашем городе на протяжении трёх дней. Назовём некоторые из них. Сегодня (21 октября) в Музее городского электрического транспорта начнётся научно-практической конференции «Мировые тенденции развития электротранспорта применительно к России», а также состоится премьерный показ нового экспоната — троллейбуса ЯТБ-2, который был специально отреставрирован к юбилею.

23 октября утром колонна старинных троллейбусов проследует по Невскому проспекту. А с 11. 00 до 15.00 на площади Островского можно будет посмотреть выставку этих машин.

Давид Генкин

Поделиться ссылкой: