Как контролировать рынок трудовой миграции

Migrant_covid_19_2

Глава российского государства Владимир Путин 18 апреля 2020 года подписал указ о временной приостановке сроков действия миграционных документов иностранных граждан, в том числе — рабочих патентов для трудовых мигрантов из стран, с которыми Россия заключила соглашение о безвизовом режиме. Таким образом, российские работодатели получили право, пока действует этот указ, принимать на работу трудовых мигрантов без патентов.

Валерий Шинкаренко — руководитель рабочей группы Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты по миграции

Указ серьёзно облегчает жизнь работодателям в период ограничительных карантинных мероприятийи даёт шанс обществу на долгожданную легализацию всего рынка трудовой миграции.

Патентная система для иностранной рабочей силы себя изжила – она не может обеспечить легальным правовым статусом даже половину трудовых мигрантов. По оценке экспертов, только каждый третий иностранный гражданин, занятый в экономике РФ, имеет патент либо разрешение на работу. Дискуссия о сохранении патентной системы в существующем виде становится и вовсе не актуальной в связи с перспективой вступления центральноазиатских республик в Евразийский экономический союз, что соответствует стратегическим интересам РФ.

Разворачивающийся на наших глазах мировой кризис и борьба с пандемией обнажили все язвы российского рынка трудовой миграции — господство на рынке нелегальных посредников, коррумпированность контролирующих структур, неуправляемость всей системы органами исполнительной власти субъектов Федерации на местах и, самое главное, — незащищённость российских граждан в конкуренции с иностранцами за рабочие места.

1. С целью защиты российского рынка труда от притока неквалифицированной рабочей силы и сохранения баланса интересов общества, бизнеса и трудовых мигрантов считаю, что нужно предпринять следующие шаги:Поручить органам исполнительной власти на местах осуществить реальный мониторинг количества трудовых мигрантов (наконец всех посчитать);

2. Комитетам по труду и занятости населения субъектов РФ совместно с объединениями работодателей и профессиональными участниками рынка труда определить текущую потребность в иностранной рабочей силе с учётом возможности роста безработицы среди российских граждан;

3. Организовать возвращение невостребованных рынком труда мигрантов в страны исхода;

4. Для граждан государств с безвизовым режимом до вступления этих стран в ЕАЭС ввести новый вид бесплатного миграционного документа – приглашение на работу от российского работодателя, заверенное уполномоченным органом региона РФ. Данное приглашение должно выдаваться трудовому мигранту в стране исхода в рамках действующих межправительственных соглашений об организованном наборе и предъявляться гражданином, въезжающим в РФ с целью работы, при пересечении границы. Эта мера позволит создать эффективную систему предвыездной подготовки трудовых мигрантов в странах исхода и оградит Российскую Федерацию от нежелательных для её экономики и безопасности элементов;

5. Активно внедрять современные цифровые технологии и цифровые платформы, позволяющие рационально перераспределять трудовые ресурсы в зависимости от меняющихся потребностей экономики Российской Федерации.

Валерий Потомский

Вам будет интересно