Как мы пришли к «Дружбе»

Проект, названный «Дружба», должен был продемонстрировать преимущества социалистической экономической интеграции. Так, узлы для насосных станций должны были изготавливаться в ГДР, запорная арматура – в Чехословакии, средства автоматики – в Венгрии

55 лет назад, 15 октября 1964 года в СССР состоялась торжественная церемония ввода в строй магистрального нефтепровода «Дружба», построенного для обеспечения нефтепродуктами социалистических стран Восточной Европы. С тех пор многое изменилось: нет больше Советского Союза, восточноевропейские государства основательно «раздружились» с нашей страной, а вот нефтепровод «Дружба» по-прежнему существует и функционирует.

В 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) принимается решение о строительстве международного нефтепровода, по которому можно было бы направлять нефтепродукты в соцстраны Восточной Европы

Первые нефтепроводы

Одним из первых с идеей строительства трубопроводов для транспортировки нефти выступил знаменитый русский учёный Дмитрий Менделеев. В 1863 году, знакомясь с бакинскими нефтепромыслами, он был поражён дороговизной перевозки нефтепродуктов. Так, если изначальная стоимость одного пуда (16 килограмм) добытой нефти составляла 3 копейки, то за его доставку до Баку, на расстояние всего 10 километров, возчики брали 20 копеек. Тогда Менделеев и предложил построить нефтепровод, который позволил бы перегонять нефть с промыслов практически бесплатно, что резко снизило бы конечную стоимость нефтепродуктов. Однако в России, как сегодня, так и тогда, от идеи до её воплощения могут пройти годы, а то и десятилетия. Поэтому первый в мире нефтепровод протяжённостью шесть километров был построен в 1865 году в США.

«Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути», — сетовал по этому поводу Менделеев.

Первый же российский нефтепровод был построен только 13 лет спустя, в 1878 году, по проекту русского инженера Владимира Шухова. Заказчиком выступил известный предприниматель и нефтепромышленник Людвиг Нобель.  Десятикилометровый нефтепровод соединил район нефтепромыслов с так называемым Чёрным городом – заводским районом Баку. Его строительство проходило в непростых условиях. Возчики, не желавшие терять прибыль с перевозки нефти, неоднократно разрушали и поджигали строящуюся магистраль, из-за чего вдоль её трассы пришлось установить караульные будки с вооружёнными охранниками.

В конце концов постройка была завершена, и уже за первый месяц эксплуатации по нефтепроводу удалось перегнать более 840 пудов нефти. Спустя год все вложенные в строительство средства в размере 10 тысяч фунтов стерлингов окупились. А вскоре в Баку, по проекту Шухова, строятся первые в мире цилиндрические резервуары — нефтехранилища.

Однако «шуховский» нефтепровод был, если можно так выразиться, «локальным», и вдобавок, обладал небольшой пропускной способностью. Первый же магистральный трубопровод был построен в России в 1906 году по проекту инженера Николая Щукина и соединил Баку и Батуми. Его протяжённость составила 882 километра, а пропускная способность – 900 тысяч тонн в год.

Старт строительству был дан 10 декабря 1960 года в Альметьевске, расположенном на территории Татарстана

Советские магистральные

До 1914 года в Российской империи успели построить ещё три магистральных нефтепровода: Майкоп – Краснодар, Калужская – Афипская и Махачкала – Грозный.

Первая мировая война, революционные события 1917 года, гражданская война и последующая разруха надолго остановили строительство новых нефтепроводов, которое было возобновлено лишь в 1928 году постройкой трубопровода Грозный – Туапсе протяжённостью 618 километров.

К 1941 году в СССР эксплуатировалось уже восемь магистральных нефтепроводов, протяжённостью более четырёх тысяч километров. Они строились в основном на Кавказе и южном Урале и перекачивали преимущественно сырую нефть.

Даже Великая Отечественная война не прервала строительство нефтепроводов. Причём подчас они использовались непосредственно для нужд армии.

Так, в 1944 году в Румынии был построен 225-километровый трубопровод между нефтепромыслами в Плоешти и городом Рени. Он обеспечивал снабжение горючим наступающих войск Красной армии.

Всего же в годы войны в СССР было проложено 1,3 тысячи километров магистральных нефтепроводов.

В конце 1940-х – начале 1950-х годах в Советском Союзе активно осваиваются новые месторождения нефти, и постройка магистральных трубопроводов становится стратегической задачей, так как железнодорожный транспорт попросту не справляется с растущими объёмами перевозок нефтепродуктов. Вскоре их общая протяжённость достигает 12 тысяч километров, а их разветвлённая сеть охватывает огромные территории – от Подмосковья до Комсомольска-на-Амуре.

В 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) принимается решение о строительстве международного нефтепровода, по которому можно было бы направлять нефтепродукты в соцстраны Восточной Европы, которые до сих пор поставлялись туда в железнодорожных цистернах. Это значительно улучшило бы обеспечение этих государств углеводородным сырьём. Кроме того, проект, названный «Дружба», должен был продемонстрировать преимущества социалистической экономической интеграции. Так, узлы для насосных станций должны были изготавливаться в ГДР, запорная арматура – в Чехословакии, средства автоматики — в Венгрии. Осуществляло строительство предприятие «Ленгазспецстрой».

Старт строительству был дан 10 декабря 1960 года в Альметьевске, расположенном на территории современного Татарстана. Далее основная трасса шла до Брянской области, где от неё отходило ответвление к латышскому Вентспилсу. В Белоруссии главная магистраль разделялась на две ветки: северная шла через Польшу в ГДР, а южная – через Украину в Чехословакию и Венгрию.

15 октября 1964 года нефтепровод «Дружба» был построен, и по нему советская нефть пошла в Европу.

15 октября 1964 года нефтепровод «Дружба» был построен, и по нему советская нефть пошла в Европу

«Золотые» трубы «Дружбы»

При подготовке этого материала мы обратили внимание на один нюанс. Во всех источниках, касающихся строительства нефтепровода «Дружба», говорится о вышеупомянутой социалистической интеграции: автоматике из Венгрии, чехословацкой арматуре, «гэдээровских» насосных узлах и т.д. А вот о том, кто изготавливал трубы – ни слова. Логично предположить, что они были нашими, советскими. И действительно, в некоторых источниках об этом так и говорится. Но — как бы «вскользь». А в одной из статей и вовсе упоминается, что трубы делали в Польше. Но в основном о стране-изготовителе труб не говорится вовсе. Выглядит это по меньшей мере странно. В чём же дело? Ответ нам удалось найти в мемуарах Сергея Хрущёва – сына Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва.

Вот что он пишет:

«Многотысячекилометровый нефтепровод требовал трубы почти полутораметрового диаметра. В узкой трубе сопротивление жидкости возрастает, насосные станции приходится ставить слишком часто, получается — неэкономично. Производить такие трубы пока у нас не получалось. Я уже не помню почему, кажется, требовался особо прочный стальной лист большой ширины. Чтобы его прокатать, нужен был другой, более совершенный прокатный стан, новые сорта стали. Как всего этого добиться, инженеры имели представление, но от замысла до работающей машины — дистанция огромная. К выпуску труб диаметра 1 400 миллиметров они могли приступить лет через десять, если очень подналечь — через пять, а трубы требовались сегодня.

Специалисты доложили отцу, что в Европе такие трубы делают только западные немцы. За трубы им пришлось бы платить золотом, но даже золото не решало проблемы. Требовалось уговорить немцев пойти против воли американцев, нарушить установленную ими промышленно-экономическую блокаду нашей страны. Уговорили. С трудом, но уговорили. Поставка труб началась, но велась через пень-колоду. Правительство США давило на правительство ФРГ. Правительство ФРГ давило на компании, заключившие неугодный американцам контракт. Время от времени, в период очередных международных обострений, на поставки труб налагался прямой запрет. Снова велись изнурительные переговоры, находили очередной компромисс, поставки возобновлялись, а с ними и прокладка нефтепровода. И так до очередного политического катаклизма.

Нефтепровод, тем не менее, построили, а затем на Украине, на Харцызском заводе, научились делать трубы диаметром 1 400 миллиметров».

Теперь понятно, почему о трубах для нефтепровода «Дружба» практически не упоминается. В советское время историю с закупками в ФРГ предпочитали не афишировать. Ведь она сильно диссонировала с живо рисуемой пропагандой картиной «социалистической интеграции» при строительстве «исторического» трубопровода.

Впрочем, вскоре необходимые трубы делать в СССР действительно научились, и когда в 1969 году, из-за недостаточной пропускной способности «Дружбы», встал вопрос о прокладке по его трассе нового нефтепровода, названного «Дружба-2», для его постройки уже использовались трубы большого диаметра советского производства. Когда в 1974 году это строительство завершилось, экспорт нефтепродуктов из СССР возрос сразу вдвое.

Проект, названный «Дружба», должен был продемонстрировать преимущества социалистической экономической интеграции. Так, узлы для насосных станций должны были изготавливаться в ГДР, запорная арматура – в Чехословакии, средства автоматики – в Венгрии

Неоднозначный символ

Тем временем, объемы нефтедобычи в СССР продолжали расти, росла и сеть нефтепроводов. Всего лишь за одну пятилетку, с 1971 по 1975 годы, в стране было проложено почти 20 тысяч километров магистральных трубопроводов. Основным экспортным трубопроводом оставалась «Дружба».

С развалом СССР большая часть трубопровода «Дружба» (5000 из 8900 километров) и насосных станций оказались на территории зарубежных стран (включая Прибалтику, Белоруссию и Украину). Это, разумеется, периодически вызывает проблемы с его бесперебойной эксплуатацией, которая теперь, особенно после известных событий на Украине, приобрела политическую окраску.

С 2006 года прекратились поставки нефти по «прибалтийской» ветке «Дружбы». А в 2012 году «Дружба» стала частью Балтийской трубопроводной системы, связавшей её с российскими портами на Балтике.

Однако от эксплуатации трубопроводов, идущих в Европу через Белоруссию и Украину, несмотря на политические коллизии и периодически возникающие аварийные ситуации, российские власти даже в отдалённой перспективе отказываться не намерены, так как транспортировка нефти в Европу «северным» путём обойдётся значительно дороже.

К сожалению, и спустя почти тридцать лет после краха СССР, экономика нашей страны остаётся ресурсно-ориентированной, целиком зависящей от мировой конъюнктуры на нефть и газ. И пока не будет политической воли к изменению этой порочной практики, такие объекты, как нефтепровод «Дружба», будут представлять собой не символ «экономической интеграции», а свидетельство неспособности к кардинальным переменам, без которых невозможно оздоровление экономики страны и повышение благосостояния нашего многострадального народа.

Игорь ЧЕРЕВКО

Вам будет интересно