Как Михаил Ломоносов изобрёл первый в мире вертолёт

Чертёж «воздухобежной аэродинамической машины» Михаила Ломоносова

265 лет назад, 12 июля 1754 года, на заседании петербургской Академии наук знаменитый русский учёный и естествоиспытатель Михаил Ломоносов представил своё новое изобретение, названное им «воздухобежной аэродинамической машиной». Это было не что иное как первая в истории модель вертолёта.

Чертёж «воздухобежной аэродинамической машины» Михаила Ломоносова

Многосторонние таланты Ломоносова

К счастью, это событие оказалось задокументировано в протоколах Академии наук, благодаря чему известие о новаторском изобретении дошло до наших дней, хотя, к сожалению, остаётся малоизвестным широкой публике. Первый протокол, датированный 4 (16) марта 1754 года, гласит:

«Господин советник и профессор Ломоносов собранию представил о машинке маленькой, которая бы вверх подымала термометры и другие малые инструменты метеорологические, и предложил оной же машины рисунок; того ради господа заседающие оное его представление опробовали и положили канцелярию Академии наук репортом просить, чтоб соблагсиволено было приказать реченную машину по приложенному при сем рисунку для опыта сего изобретения сделать под его господина автора смотрением мастером Фуциусом».

…О разносторонних талантах Михаила Ломоносова хорошо известно. Он стал первым химиком, который дал физической химии определение, близкое к современному, предначертав обширную программу физико-химических исследований. Его молекулярно-кинетическая теория тепла предвосхитила современное представление о строении материи и началах термодинамики.

Ломоносов – астроном, открывший наличие атмосферы у планеты Венера, географ, металлург, геолог, приборостроитель, основоположник научного мореплавания и науки о стекле. Известны его труды по метеорологии и причинах атмосферных явлений.

Не менее значителен вклад Ломоносова и в гуманитарные науки. Здесь он выступил в качестве историографа, филолога, художника и поэта. 

Но вот вертолёт он создавать не собирался. Его «воздухобежная аэродинамическая машина» стала «побочным» изобретением в рамках исследования электрических атмосферных явлений, а толчком к её созданию послужила трагическая смерть коллеги с сподвижника русского учёного – физика Георга Вильгельма Рихмана.

Гибель Рихмана

Георг Рихман, родившийся в 1711 году в Пернове (ныне – эстонский город Пярну), происходил из семьи бывшего шведского казначея. Образование получил в Германии. В начале 1730-х годов он поселяется в Петербурге и поступает в Санкт-Петербургскую академию в качестве «студента по физическому классу». Он пишет ряд трудов по физике, и в 1744 году назначается профессором академии. Основным объектом его исследований вскоре становятся электрические явления. Интерес к работе Рихмана проявляет Михаил Ломоносов, и между ними устанавливаются дружеские отношения. Оба учёных регулярно обмениваются информацией о своих изысканиях и нередко проводят совместные опыты, для которых Рихман пользуется лабораторией академии.

В 1752 году Рихман увлекается исследованием атмосферного электричества и сооружает в своей квартире прибор «для получения электричества из грозовых туч», состоящий из изолированного железного листа, пропущенного сквозь крышу дома и оканчивающегося в комнате электроскопом, изобретённым учёным – первым в истории измерительным электроприбором. О результатах своих исследований учёный регулярно сообщал на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей».

Трагедия произошла 26 июля 1753 года. Рихман подошёл к своему прибору, дотронулся до него и был внезапно поражён сильнейшим электрическим разрядом. Смерть наступила мгновенно.

Михаил Ломоносов, глубоко потрясённый смертью своего сподвижника и товарища, так описывает тот день в письме к своему покровителю, основателю Московского университета и Академии художеств Ивану Шувалову (орфография письма сохранена – прим авт.):

«Только я за столомъ посидѣлъ нѣсколько минутъ, внезапно дверь отворилъ человѣкъ покойнаго Рихмана, весь въ слезахъ, въ страхѣ и запыхавшись. Я думалъ, что его кто- нибудь на дорогѣ побилъ, когда онъ ко мнѣ былъ посланъ; онъ чуть выговорилъ: профессора громомъ зашибло. Въ самой возможной скорости, какъ силъ было моихъ, пріѣхавъ, я увидѣлъ, что онъ лежитъ бездыханенъ. Бѣдная вдова и ея мать таковы же, какъ онъ, блѣдны. Мнѣ и минувшая въ близости моя смерть, и его блѣдное тѣло и бывшее съ нимъ наше согласіе и дружба, и плачъ его жены, дѣтей и дому столь были чувствительны, что я великому множеству сошедшагося народа не могъ ни на что дать слова или отвѣта, смотря на лице того, съ которымъ я за часъ сидѣлъ въ конференціи, и разсуждалъ о нашемъ будущемъ публичномъ актѣ. Первый ударъ отъ привѣшенной линѣи съ ниткою пришелъ ему въ голову, гдѣ красновишневое пятно видно на лбу, а вышла изъ него громовая электрическая сила изъ ногъ въ доски. Нога и пальцы сини, и башмакъ разодранъ, а не прожженъ. Мы старались движеніе крови въ немъ возобновить, затѣмъ, что онъ еще былъ теплъ; однако голова его повреждена и больше нѣтъ надежды. И такъ онъ плачевнымъ опытомъ увѣрилъ, что электрическую громовую силу отвратить можно, однако на шестъ съ желѣзомъ, который долженъ стоять на пустомъ мѣстѣ, въ которое бы громъ билъ, сколько хочетъ. Между тѣмъ умеръ Г. Рихманъ прекрасною смертію, исполняя по своей профессіи должность».

После гибели Рихмана Ломоносов и решил создать машину, с помощью которой можно было бы поднимать различные метеорологические приборы для исследования атмосферных явлений без участия человека.

Изобретение

Спроектированная и затем построенная Ломоносовым модель летательной машины состояла из корпуса с двумя винтами, которые приводились в движение часовой пружиной, помещённой в коробку. Оба винта вращались в противоположные стороны, взаимно уравновешивая реактивную силу и тем самым обеспечивая неподвижность корпуса. Воздушный поток, отбрасываемый при движении винтов, способствовал вертикальному подъему аппарата.

Таким образом, это был самый настоящий прототип вертолёта, имеющий фюзеляж, несущие винты, источник энергии и трансмиссию.

Презентация состоялась 1 (12) июля 1754 года на заседании Петербургской академии наук. Вот как об этом говорится в протоколе, ставшем первым в истории документальным свидетельством испытания летательного аппарата тяжелее воздуха:

«Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретённую им машину, называемую им аэродинамической (воздухобежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха с той целью, чтобы можно было обследовать условия (состояние) верхнего воздуха посредством метеорологических машин (приборов), присоединённых к этой аэродромической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, (машина) поднималась в высоту и потому обещала достижение желаемого действия. Но это действие, по суждению изобретателя, ещё более увеличится, если будет увеличена сила пружины, и если увеличить расстояние между той и другой парой крыльев, а коробка, в которой заложена пружина, будет сделана для уменьшения веса из дерева. Об этом он (изобретатель) обещал позаботиться».

Представленная на заседании Академии наук модель поднялась вверх на двадцать метров, вызвав восторг у присутствовавших учёных. Однако собрание указало на необходимость доработки и усовершенствования модели, с чем Ломоносов согласился.

Увы, о его дальнейших изысканиях в этой области, истории ничего не известно. По неизвестным причинам наш выдающийся учёный оставил работу над модернизацией своего геликоптера.

Значение

Несмотря на это, сам факт изобретения Ломоносова следует рассматривать как выдающееся достижение, опередившее своё время. О том, что ещё в 1475 году Леонардо да Винчи сделал чертёж аппарата, который должен был подниматься в воздух посредством вращающихся лопастей, в середине XVIII века было ещё неизвестно. К тому же великий итальянец не пытался создать практической модели по своему чертежу.

Таким образом, Михаил Ломоносов самостоятельно изобрёл и первым в мире создал прототип современного вертолёта. И не просто вертолёта, а беспилотника.

Лишь в 1907 году состоится первый в истории вертикальный полёт летательного аппарата, построенного французами – братьями Луи и Жаком Бертье. Их машина поднимется в воздух всего на полметра и через минуту опустится вниз. При этом на высоту более чем 20 метров, достигнутую «воздухобежной аэродинамической машиной» Ломоносова, прототипы вертолётов смогут подниматься лишь к концу 1920-х годов.

Это ещё больше подчеркивает уникальность изобретения «русского да Винчи» и глубину таланта Михаила Ломоносова, сделавшего его одним из выдающихся учёных в истории человечества.

Игорь ЧЕРЕВКО

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий