Как царь остался без картины, написанной левой рукой

Dar8

В петергофском Коттедже экспонируется картина, которую Николай I и его супруга должны были получить «в торжественной обстановке» от придворных художника и поэта в честь серебряной свадьбы. Но этого не случилось.

Внешне экспозиция выглядит несколько скучновато

Выставка, организованная совместно Государственным Эрмитажем и Петергофским дворцово-парковым музеем-заповедником, называется «Дар» и приурочена к Году семьи, которым в России объявлен 2024-й.

Главным экспонатом небольшой экспозиции в Коттедже, расположенном в парке Александрия, стал хранящийся в Эрмитаже живописный образ Святого Георгия Победоносца, созданный придворным художником Николая I Евграфом Рейтерном «по наущению» его зятя — замечательного русского поэта Василия Жуковского.

Предполагалось, что по случаю празднования 25-летия свадьбы императора и его супруги картина «под аккомпанемент» специально написанного стихотворения «1-ое июля 1842» будет вручена монарху. Причём, судя по косвенным данным и оформлению в готическом стиле, именно в петергофском Коттедже, для которого, видимо, и была предназначена.

Подарок царю, естественно, должен быть пафосный

Отметим, что созданный несколько в стороне от парадных фонтанных затей Петергофа в парке Александрия Коттедж был летней «приватной» резиденцией Николая I, императрицы Александры Фёдоровны и их семерых детей. Здесь царская семья жила почти уединённо и всё в этом доме было устроено «согласно их личному вкусу и желаниям», «реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венценосных владельцев». Спроектировано здание и большинство его интерьеров в готическом стиле.

«Мы открываем не просто очень важную для нас выставку, мы воплощаем задумку, которая должна была случиться здесь почти 200 лет назад. Как известно, Жуковский был близким другом семьи Николая I и Александры Фёдоровны, наставником и воспитателем наследника. К празднованию серебряной свадьбы императорской четы он подготовил уникальный подарок: написал стихотворение, и по нему художник Рейтерн создал живописное произведение. Совместный дар должны были вручить в торжественной обстановке. И то, что не получилось тогда, происходит сегодня уже в виде выставки во дворце Коттедж. И это тоже результат сотрудничества Петергофа и Эрмитажа», — заявил на открытии выставки директор музея-заповедника Роман Ковриков.

Специалисты Эрмитажа отмечают, что эта работа Рейтерна долгое время хранилась в фондах «никем не узнанная». Судя по всему, даже неизвестно, досталась ли она вообще Николаю I и его супруге, или же поступила в музей не среди императорских вещей, а откуда-то «со стороны».

«Нам удалось открыть удивительную историю его создания, выявить художника и вдохновителя, определить сам повод для создания этого произведения. Идея памятника, неоготический стиль, изображение покровителя императорской семьи, держащего в руках венки из белых роз и лавра, говорят нам о том, что образ был предназначен именно для интерьера Коттеджа. Но по разным обстоятельствам он сюда не попал. И сегодня мы восстанавливаем историческую справедливость и воплощаем задуманный Жуковским сценарий — показываем дар в своём первоначальном месте предназначения под стихи поэта, написанные специально к памятной дате», — сказала хранитель эрмитажной коллекции поздней русской иконописи Анна Иванникова.

Но едва ли не самым интересным обстоятельством во всей этой истории (в общем-то, подхалимской) является тот факт, что Рейтерн, не будучи от природы левшой, создавал свои живописные произведения левой рукой, поскольку правую потерял после ранения на поле боя.

Петергофский Коттедж — приватная резиденция Николая I и его семьи

Евграф Романович Рейтерн, Герхардт Вильгельм фон Рейтерн (1794-1865), русский и немецкий живописец, академик Императорской Академии художеств, друг Гёте, тесть поэта Василия Жуковского, живописец (портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин). Получил образование в Петербурге в лютеранском училище при церкви Святых Петра и Павла. В 1811 году поступил на военную службу в гусарский полк. Был участником войн с Наполеоном. В 1813-м в битве под Лейпцигом потерял правую руку. В 1819-м вышел в отставку и посвятил себя живописи. Работал левой рукой. Путешествовал по Италии, Германии, жил в Швейцарии, учился в Дюссельдорфе. С 1837-го — живописец императорской семьи с правом жить по своему усмотрению за границей. С 1844-го жил во Франкфурте-на-Майне, где и умер. С учётом работы левой рукой уникальной является тщательность проработки Рейтерном деталей своих рисунков. Для тех «ценителей» живописи, которые считают, что чем больше картина похожа на фотографию, тем она «круче», — этот художник близок к идеалу.

Основной экспонат выставки в Коттедже дополняет пара венчальных икон из коллекции Эрмитажа, а пространное стихотворение Жуковского читает в записи народный артист России Николай Буров (прославился исполнением роли Александра II в сериале «Роман императора», который, правда, теперь «в телевизоре» не увидишь). Всё это дополняет «тематический видеоконтент с изображением музейных предметов и объектов музея-заповедника “Петергоф”» (переводите это на русский язык сами).

Представлены на выставке и венчальные иконы из коллекции Эрмитажа

Выставку «Дар» в Коттедже можно увидеть до 19 мая. Вход по билетам в этот дворец, расположенный в парке Александрия.

Напомним, что прошлый и нынешний годы, вовсе не отмеченные какими-то «круглыми» датами, связанными с биографией Николая I и его супруги, подарил публике несколько выставок, посвящённых романтизму той эпохи и рыцарским увлечениям этой семьи.

Например, в Эрмитаже в 2013-м состоялась выставка «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем». Здесь демонстрировалось около 400 произведений искусства (рыцарские доспехи, образцы средневекового оружия — западноевропейского и восточного, предметы прикладного искусства, живопись, графика, скульптура, книги, манускрипты, а также витражи, предметы мебели, стекло, керамика, фарфор, шпалеры). В основе «рыцарской» коллекции Эрмитажа — средневековое оружие и доспехи, приобретённые Николаем I.

Кроме того, в московском Историческом музее недавно завершила работу выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы», посвящённая супруге Николая I Александре Фёдоровне и их семье. Большинство экспонатов — из петергофского Коттеджа.

Василий Андреевич Жуковский был не только замечательным поэтом,
но и успешным царедворцем

И, наконец, для тех, кто ленится лишний раз бродить «по просторам Интернета», публикуем текст стихотворения Василия Жуковского «1-ое июля 1842», «иллюстрацией» которого и был Георгий Победоносец Рейтерна.

Встаёт Христов знаменоносец,
Георгий наш победоносец;
Седлает белого коня,
И в панцире светлее дня,
Взяв щит златой с орлом двуглавым,
С своим чудовищем кровавым,
По светозарным небесам,
По громоносным облакам
Летит в знакомый край полночи;
Горят звездами чудны очи;
Прекрасен блеск его лица;
В руке могучей два венца:
Один венец из лавров чистых,
Другой из белых роз душистых.
Зачем же он на Русь летит?..
Он с тех времён, как Русь стоит,
Всегда пророчески являлся,
Как скоро Божий суд свершался,
Во славу иль в спасенье нам.
Он в первый раз явился там —
Как вождь, сподвижник и хранитель —
Где венценосный наш креститель
Во Иордан днепровских вод
Свой верный погрузил народ,
И стала Русь земля Христова.
Там у Крещатика святого
Союз свой с нами заключил
Великий ратник Божьих сил,
Георгий наш победоносец.
Когда свирепый бедоносец
На Русь половчанин напал,
Перед врагом неверным стал
Он вместе с бодрым Мономахом,
И надолго, объятый страхом,
Враг заперся в своих степях.
Но наш великий Мономах,
Тех дней последнее светило,
Угас, и время наступило
Неизглаголанное зол:
Пожар усобиц и крамол
Повсюду вспыхнул; брат на брата
Пошёл войной и супостата
Губить отчизну подкупил,
И, обезумясь, потащил
Сам русский матерь-Русь ко гробу…
Тогда Господь на нашу злобу
Свой гнев карающий послал:
На нас ордынец набежал,
И опозорил Русь святую,
Тяжёлую, двухвековую
На шею цепь набросив ей;
Тогда погибла честь князей:
Топор ордынца своенравно
Ругался их главой державной;
И прежней славы самый след
Исчез… один во мгле сих бед,
В шуму сих страшных вражьих оргий,
Наш Божий ратник, наш Георгий
Нам неизменно верен был;
Звездой надежды он светил
Нам из-за тучи испытанья;
О бодрых праотцах преданья
Унывшим внукам он берёг;
Его к нам милующий Бог
Ниспосылал, чтоб подкреплял нас,
Когда в огне скорбей ковал нас
В несокрушаемый булат
Тяжёлый испытанья млат.
И, мученик победоносный,
Он плен мучительно-поносный
Терпеть нас мужески учил;
В боях же наш сподвижник был;
Он с Невским опрокинул шведа —
И стала Невская победа
В начале долгих рабства бед
Святым пророчеством побед,
Создавших снова нашу силу;
Он был Тверскому Михаилу
Утешным спутником в Орду,
Предстал с ним ханскому суду.
И братскую страдальцу руку
Простёр, чтоб он во славу муку
За Русь и веру восприял;
Когда Донской народ созвал,
Чтоб дать ордынцу пир кровавый,
В день воскресенья нашей славы,
Над нашей ратью в вышине
Победоносец на коне
Явился грозный, и, блистая,
Как в небе туча громовая,
Воздвиглось знамя со крестом
Перед испуганным врагом,
И первый русский бой свободы
Одним великим днём за годы
Стыда и рабства отомстил.
Срок искупленья наступил;
В нас запылала жизнь иная;
Преображённая, младая,
Свершив дорогу темных бед,
Дорогой светлою побед
Пошла к своей чреде Россия;
И всё, что времена лихие
Насильно взяли, то она,
В благие славы времена,
Сама взяла обратно с бою;
И вместе с ней рука с рукою
Её победоносец шёл.
Орды разрушился престол;
Казань враждебная исчезла;
За грань Урала перелезла
Лихая шайка Ермака,
И перед саблей казака
С своими дикими ордами
И златоносными горами
Смирилась мрачная Сибирь…
Тогда святой наш богатырь,
С нашествием и пленом сладив,
И с Руси след последний сгладив
Стыда и бед, взмахнул мечом,
И быстро обскакал кругом
Ее врагам доступной грани:
И начались иные брани
На всех концах её тогда;
Чудотворящая звезда
Петрова знамением славы
Нам воссияла в день Полтавы,
И светлый ратник Божьих сил
Свою торжественно развил
Хоругвь с крестом над Русью славной;
Из Бельта флот ее державный
Нам путь открыл во все моря;
Смирился Каспий, отворя
Ей древние свои пучины;
Горами смерзшиеся льдины
И неподвижный свой туман
Ей Ледовитый океан
Воздвиг на полночь твердой гранью;
Могучею покрыла дланью
Весь север Азии она;
Её с победой знамена
Через Кавказ переступили,
И грозно пушки огласили
Пред ней Балкан и Арарат,
И дрогнул в ужасе Царьград.
Отмстились древние обиды:
Законно взяли мы с Тавриды,
Что было взято с нас Ордой;
И за отнятое Литвой
Нам Польша с лихвой заплатила
В кровавый день, когда решила
Судьба меж двух родных племён
Спор, с незапамятных времён
Соседством гибельным зажженный,
И роковым лишь погашенный
Паденьем одного из двух.
И всё свершилося: потух
Для нас в победах пламень брани;
Несокрушаемые грани
Нам всюду создала война;
Жизнеобильна и сильна,
В могуществе миролюбива,
В избытке славы нестроптива,
Друзьям сподвижник, враг врагам,
Надежный царствам и царям
Союзник в деле правды, славы,
Россия все зовёт державы
В могучий с ней союз вступить,
Чтоб миротворной правде слить
В одно семейство все народы.
Небесные покинув своды,
Зачем же ныне посетил
Нас светлый ратник Божьих сил,
Сподвижник наш победоносный?
Давно ордынский плен поносный
Забыт; иноплеменный враг
На наших нивах и полях
Не разливает разоренья;
Мы сами для побед иль мщенья,
Как то бывало в старину,
Не мыслим начинать войну —
Зачем же ныне вдруг предстал он?
Зачем поспешно оседлал он
Лихого белого коня,
И в панцире светлее дня,
Взяв щит златой с орлом двуглавым,
С своим чудовищем кровавым,
По небесам, по облакам,
Нежданный вдруг примчался к нам? —
Не бранный гость, а мироносец,
Георгий наш победоносец,
Теперь пришёл, не звать нас в бой,
А вместе с нами наш святой
Семейный пир царёв отправить,
И русский весь народ поздравить
С прекрасным царской жизни днём,
С таким поздравить торжеством,
Какого царство не видало,
Какого прежде не бывало
Под кровлей царского дворца.
И два в руках его венца:
Один венец царю в подарок;
Из свежих лавров он, и ярок
Нетленный блеск его листов;
Он не увянет, как любовь
К царю, как царская держава,
Как честь царя, как Руси слава.
Царице в дар венец другой
Из белых роз — их блеск живой
С её душою сходен ясной;
Как роза белая, прекрасно
На троне жизнь её цветёт
И благодатное лиёт
На все любви благоуханье;
Родной семьи очарованье,
Народа русского краса,
Светла, чиста, как небеса,
Да долго нам она сияет,
Нас радует, нас умиляет,
Незаходимою звездой
Горя над русскою землей!..
Серебряную свадьбу правя
Царя великого и славя
Его домашний царский быт,
Которым он животворит
На всех концах своей державы
Семейные благие нравы —
Любви супружней образец,
Детей заботливый отец —
Народ о том лишь Бога молит:
«Да некогда Царю дозволит,
Чтоб он с царицею своей,
Всех сыновей и дочерей
И чад и внуков их собравши,
И трат в семье не испытавши,
Позвал народ, как ныне, свой
На праздник свадьбы золотой».

Уф. Вот так вот…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы официальных сайтов Государственного Эрмитажа и ГМЗ «Петергоф», а также справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно