Изменения на российском авторынке  

automercato

С февраля 2022 года автомобильный рынок претерпел множество изменений. Какие бренды приняли окончательное решение покинуть российский рынок, а какие остаются. Что же нас ждёт?

Вследствие сложившейся ситуации в мире многие иностранные марки автомобилей прекратили своё сотрудничество с Россией. Кто-то поставил на продажах в нашей стране крест, а кто-то прямо высказался о своём намерении вернуться, как только ситуация позволит им это сделать.

По данным агентства «Автостат», количество официально представленных автомобилей России за последний год сократилось на 21%. Если в начале 2023 года на рынке было представлено 486 моделей автомобилей, то в прошлом году их было на 132 наименования больше. Суммарно иностранные автобренды после ухода из России потеряли около 38,5 миллиарда долларов.

Уже 25 февраля 2022 года Audi – немецкий премиальный бренд, относящийся к концерну Volkswagen, принял решение о прекращении своей деятельности в России. Да и сам Volkswagen пытается сейчас покинуть российский рынок, но у автогиганта возникли проблемы с отечественной компанией ГАЗ. Между ними был контракт о сотрудничестве с 2017 вплоть до 2025 года. У компании ГАЗ образовались простаивающие мощности в 140 тысяч легковых автомобилей в год, потеряны 3 тысячи рабочих мест и многомиллиардные инвестиции. Поэтому российская компания подала в суд с требованием взыскать у бывшего партнёра 15,6 миллиарда рублей убытков. Активы Volkswagen арестованы. Эксперты убеждены, что прежде чем окончательно покинуть страну, немецкий автоконцерн должен заплатить по счетам.

Также известно, что в мае российские активы группы Renault перешли в государственную собственность, однако компания не потеряла полностью возможности вернуться. Но такое решение обойдётся ей примерно в 2,3 миллиарда евро (и столько же им пришлось ещё изначально потерять во время ухода с рынка). А пока что дилеры Lada обсуживают и чинят по гарантии автомобили данного бренда.

11 октября японский производитель автомобилей Nissan передал свои активы государственным структурам. Известно, что бренд входил в концерн Renault-Nissan-Mitsubishi, поэтому после ухода Renault уход компании Nissan был только вопросом времени. Завод Nissan в Санкт-Петербурге сохранит мощности и рабочие места. На этой площадке со второго полугодия 2023 года начнут выпускать машины под брендом Lada в кооперации с китайской компанией, сообщил глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов

Глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявил также, что новые автомобили, сборку которых наладят на конвейере бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге, будут дороже основного модельного ряда Lada, где ценники и Lada перепишут в большую сторону.

Компания «ММС Рус» (российское отделение Mitsubishi Motors) опровергла информацию о приостановке своего бизнеса в России.

Калининградское предприятие «Автотор», производившее машины Kia, Hyundai и Genesis, прекратило свою деятельность, как только закончились остатки корейских комплектующих. Теперь вместо корейских автомобилей там начали изготавливаться китайские седаны Kaiyi. Вскоре к ним могут присоединиться модели BAIC.

В конце октября Mercedes-Benz также заявил об уходе. Завод в России проработал всего три года. Всю собственность немецкого бренда в России получил локальный инвестор, один из дилеров немецкой марки – компания «Автодом». Рабочие места при этом сохраняются. Детали сделки не раскрываются, однако, по мнению экспертов, если и в этом случае использовался сценарий Renault/Nissan, то немецкая фирма могла лишиться до двух миллиардов евро.

Следом за Mercedes-Benz своё намерение об уходе изъявила компания Ford. Эксперты отмечают, что её продажи в России были не столь велики, однако именно этот бренд создавал автомобили скорой помощи.

И это далеко не все компании, ушедшие из России. Но что же можно сейчас приобрести?

Почти каждая пятая модель на российском авторынке – китайского происхождения. И тут есть множество достойных вариантов. Среди новичков на российском рынке следует отметить компанию Skywell, принадлежащую китайской корпорации Skyworth, известной по бытовой электронике, запустившую продажи своего флагманского электрического SUV ET5; китайскую марку Omoda, начавшую у нас продажи своего компактного кроссовера C5, бренд Evolute, компания Haval, получившую широкое распространение в России с 2013 года, и машины нового внедорожного бренда Tank.

Также в российском автопроме продаются новые автомобили возрождённого бренда «Москвич». Пока что их редко можно встретить на дорогах. Продавцы в салонах объясняют это тем, что ещё не все потенциальные клиенты знают о возрождении марки и возможностях первой модели – «Москвич 3». Завод «Москвич» уже запустил программу трейд-ин, по которой можно приобрести бензиновый автомобиль со скидкой в 100 тысяч рублей.

Напомним, что старое советское предприятие по производству «Москвича», которое имела давние, с конца 60-х годов, связи с французским автопромом, в 1998 году выкупил российский филиал Renault. Предприятие выпускало автомобили марки Renault: Logan, Sandero, Sandero Stepway, Megane, Fluence, Duster. В планы предприятия входило возрождение марки «Москвич» для выпуска под ней недорогих автомобилей типа Duster, Sandero, Logan. Но они не были реализованы. В марте 2022 года производство автомобилей на предприятии было прекращено, Renault ушёл из России по политическим причинам и мощности предприятия выкупило правительство Москвы. 3 июня 2022 года ЗАО «Рено Россия» официально переименовано в Московский автомобильный завод «Москвич». «Москвич 3» представляет собой крупноузловую сборку китайского автомобиля Sexol X4.

Заместитель мэра Москвы Максим Лискутов сообщил, что «за март месяц «Москвич» продал более 500 автомобилей». «Развитие “Москвича” идёт по плану, – заверил чиновник. – План производства в 50 тысяч автомобилей в этом году будет выполнен». В планы компании входит производство во второй половине 2023 года автомобилей «Москвич 6», это седан, перелицовка китайского Sehol A5 Plus.

Тем временем восполнению потерь на российском авторынке отчасти способствует параллельный импорт иномарок, включая новинки, которые ранее в нашей стране официально не были представлены. Согласно оценкам «Автостата», по этой схеме в Россию поставляется в общей сложности более 500 моделей автомобилей 85 брендов. Однако такая логистика обходится очень дорого, поэтому эксперты отмечают, что ввозить поштучно автомобили, которые стоят меньше 2,5 миллиона рублей нет смысла.

Виктория Губенко

Вам будет интересно