«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте

DvP1Str16

Объявлен конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ во дворце Петра I в Стрельне. Цена — 74 миллиона рублей. Срок — до августа 2026-го. Что предстоит «починить» в этом деревянном доме первого российского императора?

Дворец построен на гребне древнего берега моря

На сайте государственных закупок размещена информация о проведении открытого конкурса «Ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения “Дворец Петра I”, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения “Дворцово-парковый ансамбль Стрельна” (Музей (Дворец Петра I)), по адресу: Санкт-Петербург, Петродворцовый район, пос. Стрельна, Больничная горка, д. 2, лит. А». Заказчик — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник “Петергоф”». Начальная (то есть максимальная) цена контракта — 74 063 700 рублей. Заявки на конкурс принимаются до 9 июня, итоги подведут 15 июня нынешнего года.

Кстати

На месте, где расположен стрельнинский деревянный дворец Петра I, прежде якобы находилось имение шведского генерал-губернатора Ингерманландии, Лифляндии и Карелии барона Иоганна (Юхана) Шютте. Возле реки Стрелки он в 1630-х создал мызу Strall na Goff (Стрелингоф) с господским домом, садом и оранжереями, церковью, прудом и водяной мельницей.

Возможно, что петровский дворец был построен «на основе» одного из зданий усадьбы Шютте или это вообще изначально и есть дом шведского барона. Во всяком случае, дата появления этой резиденции русского царя-реформатора однозначно не установлена.

Вот как-то так создавался сад и огород в Стрельне

Обычно за точку отсчёта берётся 1711 год, когда Пётр I распорядился о постройке в Стрелиной мызе «пары изб для приезда», птичьего и скотного дворов и маленькой «сажалки для рыбы».

В 1717-м архитектор Жан-Батист Леблон, занимавшийся проектированием в Стрельне «Русской Версалии», отправил царю, находившемуся в это время за границей, чертежи резиденции. Пётр I в письме Александру Меншикову распорядился: «Делать всё по проекту Леблонову, только на горке, где он малый дом назначил, ничего не делать до меня и оную ничем не трогать».

Таким образом, вроде бы получается, что деревянный дворец в Стрельне построен не раньше 1718-го. Хотя ещё за четыре года до этого в Петергофе начато сооружение Монплезира. И переправа в Кронштадт тоже располагалась там. И уже было понятно, что фонтанную систему получится создать именно в Петергофе, а не в Стрельне.

Кстати

Во дворце изначально были два зала и восемь комнат. В 1719-м последовало распоряжение царя пристроить к нему «мыльню и светлицу». Тогда же были устроены (или перестроены?) мезонин и балкон на колоннах тосканского ордера. Крыша перекрыта гонтом (дранкой), окрашенным в красный цвет. В помещениях стены обили холстом и побелили, для декорирования интерьеров использовались шпалеры и роспись. Изнутри окна закрывались обитыми парусиной ставнями.

Возле дома разбили сад с оранжереями и фонтанами, огород, где выращивали лекарственные и медоносные растения (пасеку тоже организовали). Якобы именно здесь впервые в России произрос привезённый Петром I из Голландии картофель.

Петровский огород существует и сегодня

Как бы то ни было, дворец, который теперь предполагается в очередной раз ремонтировать, чаще всего называют «путевым», то есть неким пунктом по дороге в Петергоф и Кронштадт, где Пётр I останавливался отдохнуть. Хотя из тогдашнего Петербурга сюда добираться дольше и дальше, чем до означенных «пунктов»… Запутанная история…

В 1722 году император подарил дворец и прилегающие к нему земли своей дочери Елизавете. Спустя почти 30 лет, уже будучи российской самодержицей, она поручила Бартоломео Франческо Растрелли привести в порядок дом, который к тому времени сильно обветшал. Строение было полностью разобрано и затем заново сооружено (из прежнего материала с заменой непригодных деталей) на каменном фундаменте.

Кстати

При Екатерине II дворец вновь отреставрировали (видимо, по той же технологии), он был передан в военное ведомство и с 1786 года здесь на некоторое время разместился госпиталь, переведённый с петербургской Выборгской стороны. Тогда же прилегающая местность стала называться «Больничная горка». 

Сохранился чертёж фасада петровского дворца в Стрельне, выполненный одним из помощников Растрелли

Очередная реставрация петровского дворца с разборкой/сборкой и использованием новых материалов была проведена в 1837-1840 годах архитектором Христианом Мейером, который взял за основу проект Растрелли 1750 года. Из существенных новаций — замена гонта на крыше листовым железом.

Как использовалось здание в XIX веке толком ничего неизвестно. Оно оставалось в собственности царствующего дома и, судя по всему, содержалось как мемориальное — связанное с жизнью и деятельностью первого российского императора.

Вид здания на дореволюционной открытке

После 1917 года здесь располагался родильный дом. Во время Великой Отечественной войны деревянное здание чудом сохранилось. Далее тут «квартировали» местные органы власти, поселковый клуб, какие-то мастерские.

В 1951-м под руководством архитектора Натальи Уствольской здание было приспособлено под ясли-сад на 60 детей. За основу проекта были взяты сохранившиеся поэтажные планы и чертежи 1749 года. При этом окна и двери парадных залов первого и второго этажей увеличили по высоте, а боковые пристройки к зданию разобрали.

Фото начала 1980-х

В 1987 году стрельнинский дворец Петра I был передан Петергофскому музею-заповеднику. По проекту архитектора Марии Дементьевой последовала очередная реконструкция здания. Из-за нехватки средств работы растянулись до 1999-го. На основе сохранившихся материалов были воссозданы интерьеры дворца, где разместилась музейная композиция.

Здесь экспонируются, в частности, праздничный костюм и шёлковый халат Петра I, ширма, расписанная в китайском стиле («шинуазри»), бронзовый барельеф первого российского императора, выполненный по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли, слепок кисти руки и парадный портрет царя в молодости работы неизвестного русского художника, а также другие раритеты.

«За длительное время эксплуатации, прошедшее после последней реставрации, многие архитектурные и конструктивные элементы фасадов и интерьеров пришли в неудовлетворительное техническое состояние. Наибольшие утраты получили детали, подверженные воздействию осадков. Деревянное ограждение кровли поражено гнилью; многие вазоны на балюстрадах утрачены; в неудовлетворительном состоянии находятся ограждения балкона и террасы северного фасада; дощатая облицовка дымовых труб; отдельные детали наличников и рустованных пилястр.

Наружные рамы окон и входные двери местами полностью прогнили и утратили механическую прочность. Окраска фасадов загрязнена, шелушится. В интерьере наблюдается загрязнение и частичная утрата окрасочного слоя на панелях, дверях, подоконниках и радиаторных решётках. Дощатые полы рассохлись, в них имеются большие щели; при ходьбе по полу и лестнице наблюдается повышенная скрипучесть. На оштукатуренных потолках наблюдаются загрязнения, трещины. Обои на стенах выцвели, они загрязнены, имеют задиры и потёртости», — говорится в описании объекта на сайте госзакупок.

Одна из воссозданных «по образу и подобию»
комнат дворца (кабинет)

В перечне необходимых работ — несколько сотен пунктов (вплоть до установки кнопки дверного звонка). Более-менее кратко задачи, стоящие перед искомым подрядчиком, сформулированы в списке гарантийных обязательств по устранению возможных дефектов: гидроизоляция фундаментов, декор и деревянная обшивка фасада, покрытия полов, кирпичная кладка, лестницы, облицовка и окраска стен и потолков, металлические конструкции (линейные окрытия, козырьки, водосточные трубы), лепной декор внутренних помещений, отделочный слой стен и потолков, инженерные системы и оборудование, столярные дверные и оконные заполнения (подоконные доски, резные наличники), металлические противопожарные двери, оконная и дверная фурнитура, конструкции и облицовка крылец, отмостки. Всё это необходимо осуществить до 1 августа 2026 года.

«Памятник представляет собой двухэтажную деревянную постройку дворцового типа. Второй этаж решён в виде мезонина, расположенного в центре, вдоль оси север-юг. Предполагается, что дворец был заложен не ранее 1704-го и не позднее 1706 годов. Кровля мезонина перекрыта на два ската и завершена треугольными фронтонами, обращёнными на юг и на север. Одноэтажная часть здания имеет вальмовую кровлю. Покрытие кровли выполнено из листового железа. План здания Т-образный. Самый протяжённый фасад обращён в южную сторону.

Главный вход находится на центральной оси этого фасада. Перед входом расположено прямоугольное деревянное крыльцо с трёхсторонним расположением ступеней, без перил. Второй парадный вход в здание расположен в центре северного фасада. Центр акцентирован выносным крыльцом с портиком, шесть колонн которого поддерживают открытую террасу перед мезонином. Все фасады облицованы досками.

Вид на петровский дворец со стороны сада

Терраса под портиком северного фасада имеет ограждение в виде балюстрад с деревянными балясинами. Подобное ограждение имеется над карнизом кровли вокруг всего здания. На столбиках балюстрады установлены декоративные вазоны из дерева. Балкон обнесён ограждением с плоскими филёнками.

В интерьерах здания несущие стены выполнены из бруса, перегородки дощатые. Стены, перегородки и потолки оштукатурены. Нижняя часть стен прикрыта филёнчатыми сосновыми панелями, окрашенными масляной краской; верхняя часть стен в большинстве помещений оклеена бумажными обоями разных цветов — с рисунком и без него; в остальных помещениях стены окрашены. Все двери сосновые, окрашены белой масляной краской. Полы дощатые, покрыты воском», — таково описание объекта на сайте госзакупок.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта ГМЗ «Петергоф» и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно